23 0 0
В Сыктывкаре состоялась премьера балета «Барышня-крестьянка».
Фото Виктории Шендриковой
Театр оперы и балета Коми параллельно с решением вопроса о реконструкции здания представляет на суд публики премьеры. И проходят они на очень высоком уровне. Это показал вечер минувшего вторника, 23 сентября, когда взрослые и дети имели возможность насладиться добрым, романтичным и красочным балетом «Барышня-крестьянка».
Главное отличие премьеры от всех прочих за последние годы, заключается не в привлечении заслуженных мастеров России к работе над балетом, и даже не в том, что все партии исполняют наши артисты. «Барышня-крестьянка» - это детище композитора Михаила Герцмана, рождение которого он терпеливо ждал целых пятнадцать лет.
Радость и печаль Герцмана
Без преувеличения можно сказать, что наконец-то настал его звездный час. Это прекрасно осознает и Михаил Львович, не без иронии ставит себя в один ряд с Петром Чайковским и Адольфом Аданом.
- Моя матушка, которую я потерял летом, в самый разгар работы над балетом, если бы увидела меня в ряду с Чайковским и Аданом, сказала бы: «Ты знаешь, Мишута (так она меня называла), я не беспокоюсь за тебя. Ты попал в хорошую компанию», - сказал в приветственном слове перед премьерой председатель Союза композиторов РК.
К своему балету Михаил Львович, безусловно, относится очень трепетно: постановка принесла не просто радость от работы, но и, как выяснилось, заставил изрядно понервничать много лет назад. «Барышня-крестьянка» была написана к 200-летию автора одноименной повести - Александра Пушкина. В 1999 году проходили первые репетиции постановки, но вскоре работу свернули из-за столь знакомых и сегодня нашему театру проблем: отсутствие балетмейстера и неукомплектованность труппы. К фестивалю балетного искусства «Зарни джыджъяс» (Золотые ласточки), который и открылся балетом-водевилем, вторую проблему решили.
Главные партии исполняли артисты нашей труппы: Наталья Супрун (Прасковья Муромская), Артем Кудряшов (Алексей Берестов), Екатерина Дук (мисс Жаксон). И даже массовка в этот раз впечатлила.
Питерский тандем
Поставил же балет приглашенный мастер из Санкт-Петербурга, уже известная театралам Коми, Мария Большакова. Весной 2013 года ее «Щелкунчик» стал украшением XXIII фестиваля «Сыктывкарса тулыс».
Фото Ивана Федосеева.
Постановки Большаковой отличаются романтизмом, легкостью и изяществом. Так было и в этот раз. Балетмейстеру удивительно гармонично удалось отразить главное настроение музыки композитора Герцмана. Это и понятно: в 1995 году она ставила другой балет маэстро - «Снежную королеву». С присущим ей чувством юмора балетмейстер украсила «Барышню-крестьянку» комическими сценами и шуточными па. Чего только стоит выход гувернантки Лизы - мисс Жаксон, одновременно изящной как Мэри Поппинс и вредной как Фрекен Бок.
Надо полагать, что с проблемой дефицита кадров, как это было с «Щелкунчиком», Мария Большакова в этот раз не столкнулась. Тогда в интервью «Красному знамени» она отмечала, как артисты одновременно «учат сразу несколько партий, передают кому-то другому, переодеваются три, четыре, пять раз».
Богатые декорации и оригинальные костюмы – дело рук другой петербурженки Аллы Фроловой. Для нее «Барышня-крестьянка» – уже седьмой по счету спектакль, над которым ее пригласили работать в наш театр. Первым опытом сотрудничества был балет «Сильфида» еще в 1990-х годах.
- В работе над костюмами и декорациями я придерживаюсь классики. Уродовать классику теперь не то что не модно, а кощунственно. Я строго придерживалась первоисточника – повести Пушкина, - сказала Алла Фролова.
Поэтому одна семья – прорусская, в сарафанах и кушаках, а другая – проанглийская, в шотландских килтах и строгих твидовых костюмах. В некоторых костюмах, например, у крестьянских девушек, использованы элементы коми национального стиля. Не случайно эскизы костюмов и декораций художник планирует подарить литературно-театральному музею им. Дьяконова в Эжвинском районе Сыктывкара