Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

11:49, 02.02.2015

Театралам Сыктывкара показали добротную воркутинскую драму

35 0 0

На гастролях в столице Коми труппа представила пьесу Ивана Вырыпаева

Фото Дмитрия Напалкова со странички «Вконтакте»

Воркутинский драматический театр снова приехал в Сыктывкар. Два года назад труппа показала в столице Коми семь спектаклей. Нынешние гастроли менее масштабные, но жанровая составляющая всё также разнообразна. В минувшее воскресенье, 1 февраля, публике представили мелодраму одного из самых ярких представителей авторского российского кино, драматурга Ивана Вырыпаева «Валентинов день».

В начале нулевых мало кому известный Иван Вырыпаев написал продолжение популярной пьесы в 70-е годы пьесы Михаила Рощина «Валентин и Валентина». Вырыпаев показал героев в наше время, хотя признаков современности в пьесе немного. Главное – это метаморфозы самого времени, пространственный хаос, в котором герои переносятся из настоящего в прошлое. Они его вспоминают, или оно им грезится, или видится во сне, или оно - плод их фантазии. Эта игра со временем и вырванные из прошлого страницы уже тогда демонстрировали мастерство Вырыпаева из банальных сюжетов, в данном случае любовный треугольник, создавать исключительные истории.

В пьесе всего три героя, мало действий, происходящих в основном в одной комнате, скромно оформленная сцена, плюс – знакомый и предсказуемый сюжет. В таких обстоятельствах режиссёру работать трудно. Виктору Ножкину не всегда удавалось удачно выстраивать ход постановки: сцены провисали, паузы затягивались, продолжительное первое действие можно было бы сократить без ущерба для спектакля. Положение спасали выразительные средства: аргентинское танго под музыку Пьяцоллы, видеопроекции. Вырыпаев отдал дань тексту Рощина, включив в свой текст фрагменты из его пьесы, а также отразил эпоху 70-х годов живописью Марка Шагала и поэзией Иосифа Бродского.

Спектакль требует актёров высокого мастерства, которыми и славится воркутинский театр. Два года назад публика была в восторге от блестящих импровизаций и комического таланта Дмитрия Максименко в спектакле «За двумя зайцами», где он играл главную роль. В спектакле «Счастье моё» уже в трагическом амплуа он довёл зал до слёз. В этот раз - снова глубокая драматическая сторона таланта артиста. В спектакле «Валентинов день» для персонажа Максименко нет пространства даже для иронии. Он создал образ на грани эмоционального срыва, в нём много страсти, подчас пугающей и яростной, подводящей к самоубийству. Актёр проявляет себя ещё более объёмно и сильно. Причём в этом спектакле сильно – в прямом смысле слова. В порыве чувств Валентина бросается в объятья возлюбленного, и он с сумасшедшей скоростью кружит её по сцене. На такие рискованные трюки, которые в порядке вещей в спортивных танцах на льду, решиться не каждый артист. Амплитуда вращений столь головокружительна, что зал на мгновение замирает, опасаясь за актрису. Но Оксана Ковалёва виду не подала. За более чем пятнадцать лет работы на воркутинской сцене ей приходилось бывать и не в таких сценических переплётах.

Оксана Ковалёва как всегда создаёт очень женственный и утончённый образ. Признание в любви на скамейке в парке, тайное свидание с теперь уже женатым любимым спустя двадцать лет или конфликт с соперницей и выстрел ей в спину спустя ещё двадцать лет – в каждой напряжённой точке любовного треугольника Оксана Ковалёва передает отчаяние и одновременно смирение с судьбой героини Вырыпаева. Эта роль соответствует её природной живости и органике. Драматург не «старит» Валентину, хотя часть истории мы узнаём из уст 60-летней женщины. Для автора она всегда остаётся восторженной девушкой, живущей страстями, а не разумом.

Её соперница Катя тоже живёт чувствами. Но в отличие от Валентины, Катя жалка, нелепа, простовата и даже глупа в своём проявлении любви к человеку, ради которого пошла на подлость. К сожалению, режиссёр и актриса практически лишили героиню Вырыпаева права на зрительское сострадание, которого она достойна. Созданный актрисой образ комичен, но ему не хватает трагедийности, которая проходит через всю жизнь нелюбимой обманутой женщины. Марина Юлдашева прекрасно демонстрирует свой талант перевоплощения и умение показывать совершенно разных персонажей на одной сцене. В постаревшей Кате, распивающей водку и распевающей под баян поэзию Бродского, с трудом узнаёшь смешную девчонку в нелепых очках. Порой даже сомневаешься в том, что это одна и та же актриса.

На возраст Валентины намекает разве что белый пуховый платок. Нельзя не отметить сценографию и костюмы. Костюмы обозначают возраст героев, их профессии и даже образ жизни. Не переодевается только Валентина. Трагичность её женской судьбы подчёркивается длинным чёрным платьем. Будто её жизнь, от юности до старости, это бесконечный траур. Декорации лаконичны, предметы на сцене либо несут символическое значение, либо работают в спектакле. В сцене разгрома комнаты опрокидывается стол, срываются скатерти и покрывала. Стол превращается в любовное ложе, а покрывало едва ли не рвётся в руках Дмитрия Максименко, который яростно рассекает полотном воздух, будто тореадор в бою с невидимым противником.

Иван Вырыпаев при всём накале страстей и некотором чувстве безысходности, свойственным его режиссёрским работам, оптимистичный драматург. В его пьесе о любви она не заканчивается. Смерть главного героя – это начало его жизни в памяти, разговорах и снах двух влюблённых в него женщин. Любовь к вечно живому в их памяти герою даёт им силы не просто продолжать жить дальше, но и поддерживать друг друга в бесконечном одиночестве. Жизнь по-соседству для них - одновременно мука и спасение. Любовь и ненависть, как сообщающиеся сосуды.

Художественный руководитель театра Виктор Ножкин не случайно выбрал именно эту пьесу из всего объёма современной российской драматургии. С одной стороны, труппа знакомит публику с новой драмой, не фокусируясь на классических столпах отечественного театра. С другой стороны, эти самые основы русской драматической школы лежат в основе каждой постановки воркутинцев, будь то старый-добрый чеховский «Дядя Ваня» (в Сыктывкаре его представили в 2012 году) или модные теперь на российских театральных подмостках «Примадонны» бродвейского драматурга Кена Людвига (этот спектакль закроет нынешние гастроли 4 февраля). Виктор Ножкин прекрасно чувствует грань между комичным и пошлым, серьёзным и высокопарным, добротным и вычурным. Воркутинский театр снова показала прекрасный образец того, как можно создавать добротные спектакли, и доказал, что ремесло в театре имеет значение.

Фото Виктории Шендриковой

Источник: Красное знамя
просмотров: 472

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.