25 0 0
Главное агропредприятие Коми уверенно смотрит в будущее.
Фото Андрея Шопши и Виктории Шендриковой
Сегодня, накануне своего 30-летия, «Зеленецкая» снова в центре нашего внимания. С середины прошлой недели российские антисанкции, касающиеся продовольствия из США и стран Европейского Союза, вообще разожгли интерес к еде и её производителям.
Поэтому не случайно ноги корреспондента «Красного знамени» сами направились на главное сельскохозяйственное предприятие республики.
Чтобы попасть в нашу сумку, цыплёнок должен быть, естественно, выращен. Чтобы ежедневно попадать в сумки сотен тысяч покупателей, цыплята должны быть выращены не в сарае природным чутьём нескольких курочек-наседок, а в больших, даже очень больших, помещениях, особым образом отапливающихся и освещающихся, с тщательным температурным режимом и режимом кормления. Под ещё более чутким взглядом специалистов различных служб – от зоотехников и ветеринарных врачей до инженеров. То есть – на птицефабрике.
«Зеленецкая» раскинулась на площади более 120 гектаров. На них располагается целый производственный комплекс, масштаб которого, вероятно, трудно оценить рядовому покупателю, держащему в руках пакет с цыплёнком, а тем более – батон колбасы. Поможем покупателю.
Путь на стол цыплята начинают ещё до своего появления на свет. В цехе родительского стада собраны несушки и петухи общим числом до 30 тысяч голов, чья задача, вероятно, самая приятная на всей фабрике: плодить и размножать. Именно в этом цехе появляются яйца, которые направляются в цех инкубации, где выводятся знаменитые зеленецкие бройлеры. Кстати, цех инкубации был открыт на 25-летие «Зеленецкой», и за прошедшую пятилетку здесь выведено около 50 млн. голов цыплят.
Затем птенцы направляются в промышленный цех фабрики. Задача его ответственная: вырастить достойных цыплят. Она решается в 23 птичниках, 19 из которых – напольные, четыре – клеточные. Всё это фактически квартиры для цыплят, где они, в общем-то, могут обойтись и без человеческого участия. Кормление, поение, уборка, поддержание температуры и освещения – автоматизировано.
Вместимость напольных птичников – до 60, а клеточных – аж до 100 тысяч голов каждый.
Цыплятам даётся на рост шесть недель. Питаться они должны так, чтобы достичь привычных нам размеров. Для решения этой задачи призван на помощь цех приготовления кормов - кормоцех. В состав кормов входят, естественно, зерновые, приправляемые соевым шротом, добавками минерального, животного происхождения и так называемым «премиксом», состоящим из биологически активных веществ – витаминов, микроэлементов, аминокислот и ферментов.
Собственно, именно в премиксах, наравне с селекцией птицы, и заключается магическая сила, позволяющая делать из цыплят акселератов. Никакой генной модификацией в данном случае и не пахнет.
Делаем на кормах умственную закладку (потому что они нам ещё понадобятся ниже) и двигаемся дальше.
Мы же, обыватели, привыкли видеть цыплёнка в другом виде – на прилавках магазина. А прежде чем туда попасть, ему предстоит пройти через цех убоя и разделки. На «Зеленецкой» он полностью автоматизирован.
И, наконец, завершающее звено производственной цепочки для птицы – это цех её глубокой переработки. Именно отсюда выходит вся вкуснятина из мяса: колбасы, рулеты, копчености и многое, многое другое.
В 2008 году правительство Республики Коми уговорило генерального директора «Зеленецкой» Николая Чёрного взять Зеленецкий свинокомплекс, который к тому времени приказал долго жить и влачил более чем жалкое существование, пытаясь почти дедовскими методами растить свиней и продавать мясо на рынке. При известном уровне конкуренции удавалось это из рук вон плохо, и к моменту, когда уговоры правительства возымели эффект, предприятие производило в год чуть более 900 тонн свинины, накопив 90 млн. рублей кредиторской задолженности. Поголовье стада составляло 7,5 тысячи особей, в том числе около 600 свиноматок, чьи опоросы, впрочем, оставляли желать много лучшего.
Уже в 2008 году на Зеленецком свинокомплексе началась модернизация, которая должна быть завершена в 2015 году. В её рамках был проведён полный капитальный ремонт всех помещений, построена газовая котельная, заменены все коммуникации, а главное – полностью поменялись племенные животные. Собственно, с прибытия из племенной фермы, что в Курской области, в мае 2009 года первых трёх племенных хряков голландско-французско-канадской селекционной компании TOPICS CIS, по большому счёту, и началась новая история свинокомплекса.
Сейчас поголовье стада насчитывает около 16 тысяч особей, свиноматок – 800 голов, но это уже совершенно не те несчастные, холодные и утопающие в грязи, жалобно глядящие на людей хавроньи. Сейчас они содержатся в чистоте и тепле, кормятся по расписанию, вода к ним поступает круглосуточно. Неудивительно, что свиньи в таких условиях плодятся с гораздо большей охотой: каждая свиноматка за год приносит в среднем 32 поросёнка. А суточный привес поросёнка на откорме достиг в последние два года 860-870 граммов – это отличный европейский уровень.
Результат мы опять же видим на прилавках. Сегодня в фирменные магазины «Зеленецкой» идут уже не только за мясом птицы, но и за свининой.
Корреспондент «Красного знамени» приехал на «Зеленецкую» ровно на следующий день после обнародования списка подсанкционных продуктов. В моих глазах стоял двоякий вопрос: что потеряют и что приобретут зеленецкие животноводы из складывающейся ситуации?
– Мы работаем и будем продолжать работать, – просто и прямо заявил Николай Чёрный. – И, самое главное, ни в коем случае не будем расслабляться. США, может, и уйдут с российского рынка мяса птицы, но Бразилия с Аргентиной давно уже стоят в этой очереди и подпрыгивают от нетерпения.
– И они действительно могут составить вам конкуренцию?
– Согласитесь, есть разница в организации процесса выращивания птицы у нас и, допустим, в Бразилии. Там, образно говоря, достаточно воткнуть четыре столба, натянуть между ними навес – и расти, цыплёнок! Объяснять получающуюся разницу в себестоимости, думаю, нет нужды.
Трудовой настрой на «Зеленецкой» на высоком уровне, и он, между прочим, лишний раз показывает, почему птицефабрика который уже год является флагманом агропромышленного комплекса Коми. Доминирующее положение на мясном рынке республики не отменяет того факта, что это – рынок. Поэтому здесь всегда очень чутко следят за процессами, которые происходят на нём и вокруг него. Например, на рынке кормов, минеральных добавок и составляющих премиксов.
– Мы не беспокоимся о зерне, оно на сто процентов российское, – рассказывает главный зоотехник «Зеленецкой» Ирина Сенькина. – Мы не беспокоимся ни о фосфатах, ни о кальциевых добавках, они тоже отечественные. Мы практически не беспокоимся о соевом шроте, потому что большая часть его поступает с Дальнего Востока, частично из Аргентины и Германии. Мясокостную муку мы производим сами, рыбную муку из Мавритании нам поставляют отечественные фирмы.
Основная статья импорта – это составные премиксы – витамины, микроэлементы, ферменты и аминокислоты, поставляемые из стран Евросоюза и Китая.
Однако, отмечает Ирина Сенькина, «Зеленецкая» всё-таки зависит от поставок из-за границы, потому что всё оборудование на предприятии европейское – в противном случае предприятие не достигло бы своего нынешнего уровня. Инкубационный цех, например, оснащён бельгийским оборудованием, промышленный – германским, убойный – голландским. При этом и само племенное инкубационное яйцо, из которого комплектуется родительское стадо для птицефабрик, подобных «Зеленецкой», увы, тоже уже не российского происхождения. В прошлом году в Сергиевом Посаде (Московская область) закрылся племзавод «Смена», с которым птицефабрика работала с 1997 года, и сейчас племенные цыплята кросса «Кобб-500» поступают из подмосковного инкубатория «Бройлер Будущего», куда племенное яйцо поставляется из Германии.
– Я хочу сказать, что пока из всей этой ситуации рано делать трагедию, – говорит Николай Черный. – Мы не собираемся сворачивать свои планы, поскольку уже вошли как минимум в два важных для себя проекта – модернизации свинокомплекса и строительства кормового завода. В конце концов надежда умирает последней. А у нас для упаднических настроений и оснований-то никаких нет.
Реклама.