Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

15:50, 02.05.2014

Объёмы просроченной кредиторской задолженности перед банками растут

18 0 0

Это тревожит уже и Центробанк, и даже ФСБ, о чём их представители прямо заявили на прошедшем не так давно в Национальном Банке Коми ЦБ заседании Cовета банков республики. Мы знаем, что львиная доля кредитов приходится на ОАО «Сбербанк России». Поэтому «Красное знамя» попросило прокомментировать ситуацию заместителя управляющего Коми отделением 8617 Сбербанка России Алексея Старцева.

Фото предоставлено ОАО «Сбербанк России»

– Алексей Геннадьевич, Сбербанк занимает наибольшую долю на рынке кредитования в Республике Коми. Насколько актуальна для Коми отделения проблема роста «плохих» кредитов?

– Если говорить про портфель кредитов физическим лицам, то действительно мы наблюдаем возросшие темпы роста проблемной задолженности. Прежде всего доля просрочки увеличивается по кредитным картам и необеспеченным кредитам. По залоговым кредитам, в том числе ипотечным, ситуация пока остаётся более стабильной. Сбербанк практикует довольно взвешенный подход по кредитованию физических лиц, в связи с этим доля просрочки по нашему банку ниже среднего уровня по республике. Но, несмотря на это, мы в настоящее время разрабатываем ряд мер, которые, я надеюсь, позволят нам снизить темпы роста проблемной задолженности и более эффективно работать с уже возникшей просрочкой.

– А какие методы применяет ваш банк для возврата проблемной задолженности?

– Методы напрямую зависят от ситуации, которая складывается у клиента. Если заёмщик добросовестный, но в силу ряда причин не может обслуживать задолженность в соответствии с установленным графиком, мы готовы совместно искать выход из сложившейся ситуации и рассмотреть вопрос о реструктуризации задолженности и изменении графика погашения долга. Если же заёмщик уходит от диалога с банком и сознательно уклоняется от погашения долга, то взыскание долга производится в судебном порядке. Информация о таком клиенте попадает в бюро кредитных историй, и в будущем такому заёмщику будет практически невозможно получить кредит ни в одном из банков. В случаях, связанных с мошенничеством, мы незамедлительно обращаемся в правоохранительные органы. Такие же подходы используются и в отношении корпоративных клиентов.

– А что с просрочкой у предприятий?

–  Для нас просрочка корпоративных клиентов – действительно проблема. По сравнению с другими территориями в Коми отделении довольно значительный уровень просрочки. Но я могу сказать, что 90 процентов проблемной задолженности возникло по коммерческим кредитам, выданным 5-6 лет назад. В последнее время наши внутренние нормативные документы, регламентирующие кредитный процесс, претерпели серьёзные изменения. Сбербанк сейчас по-новому оценивает риски. Мы быстро реагируем на ситуацию, изменилась сама методика предоставления кредитов. И в новом кредитном процессе уровень просрочки пока невысокий. Что касается ранее возникших проблем, мы ими активно занимаемся. Доля проблемной задолженности корпоративных клиентов в нашем портфеле сокращается. Но в то же время хочу отметить, что нас очень беспокоит длительность судебных разбирательств и преднамеренные затягивания банкротных процедур со стороны недобросовестных клиентов. На мой взгляд, существующее законодательство все-таки пока недостаточно защищает права кредиторов. Я думаю, что это проблема, которая должна решаться на всех уровнях. Высокая просрочка способна дестабилизировать финансовую систему, и снижение доверия кредиторов к бизнесу будет очень негативно сказываться на развитии экономики. В то же время быстрое разрешение проблемных ситуаций позволит находить более эффективных собственников и давать бизнесу новое развитие.

– Иной раз просрочка приводит к самым тяжким последствиям, в том числе и к банкротству. Самый яркий пример в нашей республике – это, конечно, ЗАО «Жешартский фанерный комбинат», дошедшее до этой грустной стадии и вот уже более полугода находящееся в конкурсном производстве. Традиционно конкурсное производство кончается продажей сформированной конкурсной массы, то есть фактически – самого предприятия. Сбербанк является основным кредитором Жешартского фанерного комбината. Что ждёт предприятие в будущем?

– Открою вам маленький секрет: на прошлой неделе мы уступили права требования к Жешартскому фанерному комбинату компании «СБК Актив», и в ближайшее время будет происходить процесс правопреемства. Таким образом, Коми отделение Сбербанка фактически вышло из данного проекта. Жешартский фанерный комбинат – это сложное предприятие, поэтому к нему нужно было подходить очень аккуратно и взвешенно. Действительно, процедура конкурсного производства предполагает проведение инвентаризации, оценку и реализацию активов компании-банкрота. Но продать работающий актив, который приносит доходы, можно по более интересной цене, чем просто разрозненное оборудование. Тем более здесь есть и социальная ответственность. Это фактически градообразующее предприятие, на комбинате почти 2 тыс. работающих. Поэтому нашей основной задачей было найти инвестора, сохранив ликвидность активов. Думаю, что в ближайшее время проблема банкротства Жешартского фанерного комбината будет решена. Больше никаких комментариев на эту тему я дать не могу.

– Жешарт был наиболее выпуклым и ярким примером, но понятно, что у вас не так уж мало и других проблемных активов. Вы можете назвать следующего кандидата на что-то подобное?

– Есть и другие проблемные кредиты, по которым мы работаем. У всех на слуху, наверное, Сыктывкарская птицефабрика и холдинг «Давпон». Оба предприятия тоже находятся в процедуре конкурсного производства. Наша позиция по фабрике такая же – важно сохранить производство. Птицефабрика – основной производитель яйца в Республике Коми. Поэтому наша задача реализовать этот актив работающим. В настоящее время мы плотно взаимодействуем с Фондом поддержки инвестиционных проектов Республики Коми. Благодаря участию фонда производство сохранено. Сейчас произведена оценка активов и сформирован лот для реализации. В ближайшее время мы должны выйти на торги. Правда, здесь есть нюанс: сельскохозяйственное предприятие, в соответствии с процедурой банкротства, должно реализовываться единым комплексом. А птицефабрика включает в себя ещё некоторые кировские активы.

– Что это за активы?

– Это земельные участки и сельскохозяйственная техника. Фабрика когда-то приобрела земельные участки в Кировской области и оборудование для производства зерна.

– «Давпон», однако, не относится к сельскохозяйственным предприятиям…

– Не относится. Это автодилер. Здесь мы тоже находимся на конечной стадии – оценка и реализация активов. Наша основная задача – закрыть задолженность по этому кредиту в нынешнем году. Я уверен, что большую часть старых проблем мы вычистим в течение года, и сейчас главное – не допускать возникновения новых ситуаций. Необходимо, что называется, постоянно держать руку на пульсе и мониторить качество кредитного портфеля, правильно работать с клиентом, своевременно реагировать на изменения и качественно оценивать риски.

Источник: Красное знамя
просмотров: 159

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.