9 0 0
Накануне официального старта фестиваля Государственный театр оперы и балета Республики Коми пригласил на предпремьерный показ балетной классики – «Жизели» Адольфа Адана
Предпремьерный показ балета «Жизель». Фото Виктории Шендриковой
Во вторник, 22 апреля, открылся XXIV международный фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» («Сыктывкарская весна»), который продлится до 29 апреля. А накануне официального старта фестиваля Государственный театр оперы и балета Республики Коми пригласил на предпремьерный показ балетной классики – «Жизели» Адольфа Адана. Этот спектакль стал первым в программе фестиваля.
Форум классической музыки уже третий год носит имя своего основателя, народной артистки России Ии Бобраковой (1927 – 2012). Хотя «Сыктывакарса тулыс» старается сохранить разнообразие, которым он часто радовал даже в нелёгкие девяностые годы, ныне объективные трудности не всегда позволяют это сделать. Так, в этом году – как и в прошлом – вновь будет дана опера Джакомо Пуччини «Чио-Чио-сан».
Постановкой «Жизели» руководил заслуженный артист Украины Алексей Бураков. Как он признавался ранее, постановка балета не является его авторской, а воспроизводит в целом каноническую традицию. И, насколько можно было судить по выражению лица Алексея Буракова, покидавшего зал после спектакля, работой труппы на предпремьерном показе он остался доволен.
Декорации первого действия – живописная альпийская долина и горный замок на горизонте – сразу переносят в волшебный мир безумного Людвига Баварского.
В главной партии блистала народная артистка Республики Коми Наталья Супрун. Сцена помешательства обманутой Альбертом (Роман Миронов) Жизели вызывает искреннее сочувствие. Остаётся надеяться, что эта удача – не отражение экзистенциального опыта Супрун, а результат её актёрского дара. Любопытно, что, как признался ранее Алексей Бураков, он видел постановку балета А. Адана в одном из голландских театров, где действие было целиком перенесено в сумасшедший дом.
Если первое действие воспринимается как мужское царство, то второе – это женская территория. После антракта насыщенность действа, мажорная музыка, цветовое буйство, ружья, охотничьи рожки, шпага Альберта и рельефные гульфики уступают место статике и размеренности, минору, декорационной и цветовой сдержанности, тонким ножкам.
В целом спектакль оставляет с хорошим послевкусием добротной классической постановки. Слава богу, балет не нуждается в переводе: оперные спектакли, как объявили ранее организаторы фестиваля, будут сопровождаться бегущей строкой перевода арий.
Почти на все спектакли нынешнего «Сыктывкарса тулыс» билеты оказались распроданы задолго до 22 апреля. В программе также оперы: «Травиата» Джузеппе Верди, «Пиковая дама» Петра Чайковского, «Чио-Чио-сан» Джакомо Пуччини, «Кармен» Жоржа Бизе, а также балет Чайковского «Лебединое озеро».
«Событие фестиваля», по определению организаторов, состоится в грядущий понедельник. На суд публики будет вынесена постановка современного одноактного балета «Павана Мавра» на музыку английского композитора эпохи барокко Генри Пёрселла. В этом спектакле задействованы солисты петербургских театров. В главной партии – народный артист России Фарух Рузиматов.
Впервые балет на музыку Пёрселла был поставлен в конце 1940-х годов Хосе Лимоном (1908 – 1972) – одним из столпов модернистской хореографии.
Российская премьера балета «Павана Мавра» состоялась на сцене Михайловского театра в 2008 году.
В заключительный вечер, 29 апреля, состоится большой гала-концерт в двух отделениях. В числе гостей фестиваля в концерте споют тенор из Италии Джанлука Пазолини и «обладательница восхитительного сопрано» (по определению директора нашего театра Валентины Судаковой), солистка театра оперы и балета Болоньи Елена Баканова.