Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

13:20, 16.12.2013

В Сыктывкаре показали спектакль Романа Виктюка «Сергей и Айседора» (ФОТО)

Сериал «Есенин» с Сергеем Безруковым в главной роли в 2005 году взбудоражил телевизионную общественность. Одни восхищались созданным образом, другие обвиняли актера в оскорблении памяти поэта. Вокруг фигуры Сергея Есенина не утихают литературные споры, а сам он вдохновляет творцов кино и театра. Вот и знаменитый режиссер Роман Виктюк осенью 2012 года поставил спектакль «Сергей и Айседора». В минувшую субботу, 14 декабря, его увидели сыктывкарцы и гости столицы.

Роман Виктюк ворвался в театральную жизнь Москвы в 1988 году. Его «Служанок», премьера которых состоялась в театре «Сатирикон», тогда называли манифестом новой театральности. Вместе с хореографом Аллой Сигаловой он создал спектакль, где главным выразительным средством является язык тела. Первому составу актеров, в том числе небезызвестным Николаю Добрынину и Константину Райкину, пришлось нелегко. 

Виктюка называют беспощадным перфекционистом. Он буквально истязает своих актеров, чтобы добиться нужного результата. В его концепции театра слова играют второстепенную роль – они лишь информируют зрителя о чем-то. Например, в «Сергее и Айседоре» голос на записи сообщал основные вехи жизни поэта и танцовщицы. Самих героев тоже трудно назвать многословными. 

 Для Виктюка важна пластика человеческого тела, которая и передает основной смысл происходящего, заставляет зрителя переживать и интерпретировать увиденное. Где пластика – там и музыка. В спектаклях Виктюка нужно уметь слушать. Его спектакли – это всегда надрыв, страсть, конфликт. Поэтому и музыка очень часто не услаждает слух, в ней много режущего и диссонансного.  

Спектакль «Сергей и Айседора» Виктюк сочинил по стихам Есенина и книге Дункан «Моя жизнь». Танцовщицу Дункан играет актриса с прекрасными хореографическими данными — Анна Терехова. В роли Есенина - ведущий актер Театра Романа Виктюка Игорь Неведров. Молодого артиста постановщик не щадил. Образ балагура и хулигана, иступленного влюбленного и отчаявшегося поэта потребовал от актера максимального напряжения. В свою очередь Анна Терехова доходила до исступления. Крики и мольбы, признания и прощания – все надрывно. Но вдруг – шепот, намеренно растянутые негромкие фразы. 

В случае с ролью Есенина трудно понять, что было сложнее для Игоря Неведрова – моральная отдача или физический труд. Артисту без акробатических навыков и атлетического телосложения эта роль противопоказана. Актеру приходилось забираться чуть ли не под потолок, находится в подвешенном состоянии, танцевать, опираясь ногами на табуреты на колесах, и многое другое. Конечно, не обошлось без хулиганства. В какой-то момент герой спускается в зал и под известную песню, со словами «Я московский озорной гуляка» на стихи Есенина, просит закурить.    

Язык тела в этом спектакле Виктюка играет особый смысл. Он сделал акцент на том, что герои в прямом смысле слова говорят на разных языках. «Я люблю тебя, Езенин», - говорит Дункан. «Не понимаю, - отвечает Есенин. – Я люблю тебя, Азедора». Но это не стало препятствием для одной из самых великих историй любви – русского поэта Сергея Есенина и американской танцовщицы Айседоры Дункан. 

Мистическую роль сыграл Есенин и в жизни обычных людей. Наш корреспондент после спектакля случайно познакомилась со зрительницей по имени Любовь. Она призналась, что Есенин для нее был больше, чем поэт. Его стихотворения она любит со школы. В честь поэта назвала сына. Его не стало в возрасте 28-ми лет. Этот спектакль, безусловно, был для нее и дорогим подарков, и сложным испытанием.  

- Когда показывали полотно с мертвым Есениным, я не могла смотреть… Актер, исполнявший роль Есенина, очень на него похож... Говорят про игру в театре. Я не видела игры, я видела настоящую жизнь, видела, каким на самом деле был Есенин, - сказала Любовь со слезами на глазах. 

Источник: Красное знамя
просмотров: 282