Календарь

Март 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

11:04, 18.08.2014

В Ставрополе, на улице Термикеловской…

В Ставрополе, на улице Термикеловской…

Budennovsk.org Улица Пригородная на Ташле связана с первыми годами моей жизни в Ставрополе. И в историческом плане она весьма интересна.

Вначале я заинтересовался только одним: почему до революции она называлась Термикеловской? Оказалось, что название связано с именем одного из самых известных ставропольских промышленников и купцов – Гавриилом Тер-Микеловым, по всей вероятности, первым поселившимся на этой улице. (Кстати, в ХVIII – ХIХ вв. в Ставрополе при включении улиц в план города им давали имя первого поселенца или известного и уважаемого предпринимателя или купца.)

Капитал Гавриила Тер-Микелова составлял более миллиона рублей, торговал он хлебом и спиртом. В 1876 году внес значительную сумму на сооружение Армянской церкви. Не случайно в «Материалах для истории города», подготовленных к 125-летию Ставрополя под редакцией Г.Н. Прозрителева, список наиболее известных представителей купцов и промышленников Ставрополя открывает именно Гавриил Тер-Микелов.

А еще на Термикеловской находились дома, принадлежавшие братьям-близнецам Деминым – Лаврентию Антоновичу и Федору Антоновичу. Это подтвердил «Алфавитный список домовладельцев губернского города Ставрополя за 1903 год». Братья были тоже достаточно известные в Ставрополе промышленники и купцы. Деминым принадлежал кожевенный завод. Его сохранившиеся корпуса расположены рядом с бывшей Термикеловской. Закономерно, что именно на этой улице братья присмотрели для себя участки для домов, а, возможно, приобрели уже готовые. Демины владели также кирпичным и винокуренным заводами. Были они и крупными землевладельцами. На приобретенных в собственность или взятых в аренду площадях выращивали сельскохозяйственную и животноводческую продукцию и продавали ее.

На одном из самых обширных и плодородных участков, примыкающих к южной окрестности Ставрополя, в начале прошлого века братья обосновали хутор Демино. Через хутор проходила железная дорога, которая давала Деминым возможность вести обширную торговлю со многими губерниями, а также перевозить сельхозпродукты в порт Туапсе.

Предпринимательская и купеческая деятельность братьев (они входили во вторую купеческую гильдию) завершилась с приходом советской власти, которая приватизировала всю их собственность, кожзавод стал именоваться «Профинтерн». На базе части земель Деминых в 1923 году было организовано учебное хозяйство.

Но вернемся на Термикеловскую. Несколько раз выходил я на старинную часть Пригородной в надежде обнаружить сохранившиеся домовладения Деминых или хотя бы места, где они находились. Увы… И тогда подумалось: а может, в Ставрополе есть потомки Лавра и Федора? Ведь известно, что только у одной из дочерей Лаврентия было пятеро детей. Оказалось, есть – Галина Георгиевна Пруц. Она показала все из того, что накопила за долгие годы в личном архиве.

- Лаврентий Антонович Демин – мой прапрадедушка, – рассказывает она. – Имя его жены, девичью фамилию моей прапрабабушки, установить не удалось, но зато сохранилась фотография 1904 года, на которой запечатлена супружеская пара.

- У них было пять дочерей, – продолжает Г. Пруц. – Одна из них Акилина – моя прабабушка. О ней я знаю все. Известно мне и о Юлии, самой младшей. А вот об остальных… Только то, что одна из них, продав дом, находившийся в верхней части улицы Дзержинского, уехала в Ленинград, где умерла во время блокады. Еще одна из дочерей уехала в Москву. А о третьей мне вообще ничего не удалось разыскать. Что касается Юлии, обратите внимание: в замужестве – Шмидт. Вам фамилия эта о чем-то говорит?

Я решил продемонстрировать свою осведомленность:

- Адольф Шмидт, если о нем речь, вместе с Александром Рудневым в 1902 году возвел чугуномеднолитейный механический завод, на базе которого уже в советское время появился знаменитый «Красный металлист». Был еще Иван Руднев, родной брат Александра. Вместе они, как и братья Демины, оставили заметный след в истории Ставрополя.

- Все правильно. И наверняка Шмидт и братья Рудневы как деловые люди встречались, общались, а может, и дружили домами с братьями Демиными. Как бы то ни было, но Адольф Густавович Шмидт, известный в начале прошлого века предприниматель, стал мужем Юлии Деминой. Есть сведения о том, что Адольф Густавович во время революции сумел вывезти свою семью в Югославию. О дальнейшей судьбе ничего не известно.

А вот муж Акилины – Николай Михайлович Критский служил священником Троицкого собора, который находился на месте нынешней гостиницы «Интурист». Брат его – Александр Михайлович Критский – был священнослужителем Андреевского собора.

- Вообще, это была религиозная семья, – говорит Галина Пруц. – Отец нес службу в Покровской церкви села Ладовская Балка, являлся почетным членом Медвеженского отделения училищного совета, председателем Ставропольского церковно-певческого благотворительного общества. Все это мне удалось установить благодаря поискам в архивах. Приезжали ко мне деминские школьники, я рассказала им все, что знала о своих предках. Ребята попросили фотографии для школьного музея, не отказала. А потом и сама побывала в Демино. Там ведь еще сохранился первый кирпичный дом, построенный Лаврентием Антоновичем. К слову сказать, прапрадед мой капиталы, конечно, имел, но сквалыжником, как раньше говорили, не был. Занимался благотворительностью, хорошо платил наемным работникам, не скупился на подарки. В доме в Демино, о котором идет речь, жил не он, а управляющий хуторским хозяйством с семьей. Но то, что хутор появился,— это вклад Лаврентия.

…Через несколько дней я поехал в Демино. А вот и деминский дом, смотрится вполне прилично, хотя ему уже больше 100 лет.

Побывал я и в школьном музее. Отдельная его экспозиция рассказывает об истории образования поселка, его развитии.

А как сложились судьбы тех, кто шел вслед за основателями рода Деминых? Кем они были? Достойных детей, надо сказать, вырастили Акилина Лаврентьевна и Николай Михайлович. Все шестеро еще до революции получили образование. Старшая дочь, Ольга, окончила Киевский университет, вся ее трудовая деятельность была связана с родным городом. Анна с отличием окончила Ольгинскую женскую гимназию, она знала несколько иностранных языков, прекрасно играла на фортепиано. Сын Иван дослужился до полковника русской армии, еще один сын – Павел – окончил Харьковский сельхозинститут, вернулся в Ставрополь, посвятил себя ветеринарной службе. Увы, потрясения и испытания, которые сопровождали страну в первой половине ХХ столетия, не обошли стороной и семью Критских. Погиб во время Гражданской войны Иван, а второй сын – Михаил – был вынужден эмигрировать за границу, там след его потерялся. Не удалось избежать трагической участи и главе семейства. В 1937 Николай Михайлович Критский был расстрелян как «враг народа». Только в 1995 году Галине Пруц удалось ознакомиться с делом своего прадеда и получить свидетельство о смерти. Исключительно порядочному, глубоко верующему человеку, когда ему было уже под 80, «пришили» участие в «контрреволюционной, шпионско-диверсионной, троцкистско-зиновьевской организации». Полностью он был реабилитирован лишь в 1959 году. О месте его захоронения ничего не известно…

Но вот что удивительно: на Успенском кладбище, можно считать чудом, сохранилась могила Акилины Лаврентьевны Деминой-Критской, которая умерла в 1943 году в возрасте 79 лет. Погребена она рядом с родным братом ее мужа – Александром Михайловичем Критским. Ухаживала за могилами Галина Георгиевна Пруц, несколько лет назад установила новые надгробия, а вот теперь до кладбища дойти не может – болеет.

Вернемся же к нашей истории. У Акилины Лаврентьевны и Николая Михайловича было два внука. Один из них – отец Галины Георгиевны Пруц – Георгий Михайлович Попков. В 1938 году он окончил литературный факультет Ставропольского пединститута, а 1939-м, будучи уже женатым и имея дочку, был призван в ряды Красной армии. Участвовал в войне с белофиннами, был тяжело ранен. После госпиталя, в апреле 1941-го, приезжал в краткосрочный отпуск домой. В августе должен был демобилизоваться, но уже шла Великая Отечественная война, и он попал в самое ее пекло. В марте 1943 года пришло извещение: пропал без вести…

…Трепетно хранит Галина Георгиевна пожелтевший от времени листок. И еще почти 60 таких же ветхих, но чуть большего размера, собранных под один простенький самодельный переплет. Это стихи Георгия Попкова, опубликованные в газетах «За власть Советов!» и «Молодой ленинец» с 1933 по 1938 год. Пробегаю строчка за строчкой. В них, как в зеркале, отображено время – тяжелое и героическое, гражданско-пафосное, воспевающее труд, подвиги тех лет, передающие искреннюю веру автора в прекрасное будущее своей страны, в ее вождей. Но немало строк посвящено красоте природы, лирических, в том числе написанных в песенном жанре. И, конечно, посвящения друзьям, студентам-однокурсникам, любимой девушке, которая станет его женой. Мария Вострикова училась в пединституте в те же годы, что и Жора Попков, только на географическом факультете. Молодую семейную пару распределили в 1-ю среднюю школу села Михайловского (сейчас это город Михайловск).

А дальше была война… Как я уже сказал, Георгий Попков пропал без вести. В августе 41-го (ей было 23 года), оставив четырехлетнюю дочь на попечение бабушки, ушла на фронт вместе со своим классом, где была классным руководителем. Окончила курсы радисток. В июле 43-го младшему сержанту М. Попковой предоставили отпуск. После долгой разлуки – встреча с дочкой.

- Мне было уже шесть лет, – рассказывает Галина Пруц, – помню, как мама вошла в дом, а жили мы тогда на углу ул. Калинина и Казачьей, помню ее слезы. А потом пошли с ней и сфотографировались.

Через несколько дней мама опять ушла на войну. Вернулась, теперь уже навсегда, в августе победного 45-го. Мама, хоть и была инвалидом первой группы Великой Отечественной войны, но прожила долго, всего четыре года не дожила до ста лет.

… Педагогический институт стал альма-матер и для Галины Пруц. В 1959 году она окончила естественно-географический факультет этого вуза. У нее два сына и дочь. Все имеют высшее образование. Ну и, конечно, есть внуки.

Анатолий Чернов-Казинский , член Союза журналистов России

«Ставропольская правда»

просмотров: 244

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.