Будённовское лентоткацкое производство: вчера, сегодня, завтра
Budennovsk.org В далёкие шестидесятые годы, когда были молоды наши родители, когда сами мы постигали азы наук в начальной СОШ № 4, необыкновенно притягательной для всех нас была лентоткацкая фабрика. Мальчишки бегали туда за ящерицами, в изобилии водившимися в высоких бурьянах у белёных корпусов, а ми, девчонки, встав на цыпочки, старались разглядеть сквозь закрашенные стёкла больших окон громыхающие ткацкие станки. Меня буквально завораживало движение механизмов, но ещё больший восторг вызывали ловкие руки ткачих, мастерски связывавших концы оборванных нитей и одним движением запускавших остановившийся станок.
Не знаю почему, но за годы учёбы в школе мне ни разу не удалось попасть в цеха фабрики, хотя жизнь СОШ № 4 была тесно связана с шефами. В клубе «Текстильщик» мы проводили комсомольские собрания, в клубе нам вручали аттестаты, там же прошёл и выпускной бал. Торжественная его часть. Один раз мне довелось побывать в «Текстильщике» на танцах…
Помню, как молоденьких девчат из ПТУ № 11 городские парни обидно называли ПТУшницами, а сами за хорошенькими будущими ткачихами отчаянно ухаживали, осаждая общежитие на улице им. Борцов Революции.
Прошло много лет. Звонок директора ООО «Лентекс» Людмилы Михайловны Коломиец в редакцию с просьбой опубликовать короткую информацию о 60-летии предприятия, ввёл в замешательство.
- Так вы ещё живы? — Говоря о предприятии, не сдержалась я.
- Живы. И работаем, — прозвучало на другом конце провода.
В тот момент я поняла, что мечты детства сбываются, и тут же попросила директора дать разрешение на экскурсию на производство и на публикацию материала.
…Я вышагивала вдоль стен бывших цехов лентоткацкой фабрики и изумлялась обилию всевозможных запахов, струями вытекавших из распахнутых дверей малюсеньких производств, вольготно разместившихся под крышей одного здания. Итак, пахло деревом, рыбой, потом, собаками, ещё чем-то странным и необычным, потом потянуло свежеиспечённым хлебом…
Прохлада административного здания приятно порадовала. Разговор с директором был короток и конкретен. Через пять минут меня «передали» в руки главного инженера Бугуцкой Наталии Борисовны. Она-то и поведала мне многое из истории предприятия.
Сама же Наталия Борисовна трудится на лентоткацкой фабрике с 1975 года. В наши края попала по распределению. Высшее образование получала в Костромском технологическом институте, славившемся на весь СССР. Отработав полагавшиеся три года, домой не вернулась, а осталась здесь и посвятила свою жизнь производству.
- Первое упоминание о ткацком производстве в нашем городе относится к 1944 году. Речь о прядильно-трикотажной фабрике, располагавшейся в красном кирпичном здании на улице им. Кочубея, где было три цеха: чулочный (там работали чулочницы и банкаброшницы (ткачиха, работающая на банкаброше, ровничница — Н. Ч.), трикотажный и трикотажно-ткацкий. В цехах были установлены ручные ткацкие станки, кругловязальные машины «Букле», чулочные машины и двухфанговые вязальные машины.
Вы знаете, Наталья Николаевна, когда я работала с архивами, мне запомнились интересные выписки. В одной из них, относящейся к году 1946-му, речь о премировании главного бухгалтера производства, человека демобилизованного, награждённого двадцатью пятью метрами ткани. По тем временам это была настоящая роскошь! В другой речь шла о направлении сотрудников фабрики на борьбу с сусликами. У отлынивавших «от борьбы» следовало отбирать хлебные карточки. Такие времена…
В 1948 году фабрика становится хлопкопрядильной, а в 1949 году упраздняется трикотажное производство. Трикотажное оборудование передаётся пятигорской фабрике. Оборудование красильного цеха — оказывается, был и такой цех, сдаётся на склад.
В июне 1954 года текстильно-галантерейная фабрика (именно так называлось наше производство) получила 7 лентоткацких станков ТЛ-80. С этого момента и начинается наша история.
На трёхмесячные курсы в Москву на родственные предприятия были направлены Шолохов Владимир Прокопьевич, Арзиманов Семён Сергеевич, Убей-Волк Пётр Андреевич, Ковба Фёдор Павлович, Струкова Валентина Фёдоровна, Шолохова Лидия Васильевна и Непранова Вера Павловна. Первыми работницами уборочного цеха были Супрунова и Погорелова, приготовительного — Кайванова.
Многие работники хорошо помнят, какими трудными были первые шаги на пути создания и укрепления предприятия. Всё было трудно, ново и непонятно, отсутствовал опыт и специальные знания. Ощущался острый недостаток материалов и оборудования, транспорта и денег. Зато были: горячее желание всё суметь, бьющий через край энтузиазм людей, взявшихся за большое дело.
Среди «первопроходцев» были также Кучеренко Екатерина Семёновна, Рыбас Екатерина Илларионовна, Сурова Нераида Сергеевна, Седых Мария Сергеевна.
Через год на фабрике была организована батанная мастерская, основателем которой стал Агеев Виктор Петрович. У руководства фабрики в те годы находились: директор — Какабелиев Андрей Манукович, главный инженер — Кристинин Виктор Гаврилович, начальник цеха — Кузнецов Анатолий Николаевич, мастер Дранга. К сожалению, не знаю даже, мужчина это или женщина.
В 1955 году на производстве было выработано 3 миллиона 800 тысяч метров ленты.
Первый этап своего существования предприятие прошло за 1954-1959 годы, до объединения с существовавшей в городе хлопкопрядильной фабрикой. В результате объединения двух фабрик в коллектив пришло немало замечательных производственников: Любовь Яковлевна Щербина, Надежда Михайловна Грициенко, Антонина Петровна Бескровная.
19 октября 1959 года произошло объединение двух фабрик: текстильно-галантерейной и хлопкопрядильной, о которой я говорила ранее. С 1952 года фабрика стала работать по пятидневной рабочей неделе.
Второй этап в жизни коллектива завершается 1967 годом. Именно в том памятном году была, по существу, закончена реконструкция лентоткацкой фабрики, начатая вскоре после её образования. Были получены просторные светлые производственные и бытовые помещения, организован медицинский пункт, благоустроена территория. Но главным богатством фабрики были люди, кадры, выросшие и воспитанные на предприятии: начальник цеха Аракелова Валентина Николаевна, ткачиха Карпенко Надежда Дмитриевна, главный бухгалтер Карабут Раиса Петровна, начальник отдела кадров Лепилова Клавдия Алексеевна.
В 1969 году было выработано 400 миллионов метров ленты, а коллектив вырос со 107 человек до 1200!
Надо сказать, именно в эти годы был совершён прорыв к лучшей жизни. На побережье Чёрного моря была построена база отдыха на 37 мест.
1974 год знаменует собой переход к новому этапу в жизни предприятия: на базе Будённовской лентоткацкой фабрики было создано производственное лентоткацкое объединение. Дарг-Кохскую (Северная Осетия) лентоткацкую фабрику, филиал нашего объединения, возглавлял Моргоев Эдислав Инусович. Более 15 лет дружно и слаженно работали русские и осетинские текстильщики. Но пришли новые времена, и судьба развела нас.
Итак, расцвет предприятия пришёлся на конец 70-х — восьмидесятые годы. В это время кардинально обновляется технологическое оборудование, внедряется комплексная механизация производственных процессов и погрузочно-разгрузочных работ, расширяется ассортимент, повышается качество выпускаемой продукции. В ткацких цехах работают 790 лентоткацких станков. Объём выпуска продукции достигает 500 млн. метров лентоткацких изделий в год, отгрузка на экспорт — 3 млн. метров ленты. Ежедневно на станцию приходят по два вагона пряжи, а продукция отправляется в Монголию, Индию, Китай, Чехословатаю, Иран, Ирак, Афганистан. Фабрика, в основном, выполняла заказы ВПК СССР.
Работать в это время на лентоткацком объединении было делом престижным.
Мы идём по фабричному цеху. Инженер показывает станки старые, если не сказать старинные. И станки «новые», установленные в 80-х годах прошлого столетия. На них нет привычного челнока, они менее шумные. Если раньше ткачихи общались при помощи ими самими придуманного языка жестов, то теперь можно, не особо напрягая голосовые связки, докричаться до соседки по цеху.
- Наталия Борисовна, мне вспоминается момент, когда на фасаде не знаю какого помещения, из мозаики была сделана картина красивой девушки-ткачихи (дорогие читатели, мозаика до сих пор жива, хотя прошло уже свыше сорока лет! А какие клумбы были разбиты на территории объединения, какие аллеи были высажены…).
- Да, были времена. Зарплата ткачихи в те годы составляла порядка 350 рублей, когда директор зарабатывал около 260. Тогда для производства старались все, а предприятие всегда гордилось трудовыми династиями: Арзимановых, Кохан, Кравченко, Лох, Скрипниченко, Изосимовых. Ежегодно росли производительность труда и заработная плата. Стабильное увеличение объёмов прибыли позволило более успешно решать социальные проблемы. Разумеется, люди за свои места держались, трудовой коллектив отличался стабильностью и высокой квалификацией каждого работника. Особо хочется отметить передовиков производства этого периода: ткачей Хлебникову Татьяну Андреевну, Вишнякову Нину Ильиничну, Черепанину Анну Ивановну, Зиненко Любовь Алексеевну; сновальщиц: Лобанову Майю Васильевну, Кохан Марию Григорьевну, а также Яковенко Татьяну Марковну, Арзиманову Зинаиду Ильиничну, Мухачёву Тамару Павловну, Лох Веру Семёновну, Сухомлинова Михаила Анисимовича, Николаеву Веру Николаевну.
Рассказывает главный инженер Бугуцкая Наталия Борисовна:
- В те годы был освоен выпуск отделочных лент. Большой вклад в это дело внесла Чаплина Александра Андреевна. На свободной территории крутильного цеха создаётся швейный цех. Коллектив, который возглавила Жидкова Галина Сергеевна, приступил к выпуску пионерских галстуков. Только в 1989 году мы выпустили 1 млн. 800 тысяч пионерских галстуков и 514 млн. метров лентоткацких изделий. Затем мы стали шить постельное бельё, спец. одежду и многое другое. Открывается трикотажным цех. Параллельно внедряется производство ещё одного, совершенно нового вида продукции, ленты «вилькро» — липучки. Огромный вклад в это трудное дело внесли: Крупышев Александр Анатольевич, Комарова Александра Васильевна, Храцева Евдокия Ивановна, Масесова Наталья Степановна, Степанчук Владимир Николаевич, Науменко Надежда Васильевна и многие другие.
Пришла… С начала 90-х годов началось падение объёмов производства в смежных отраслях и подотрослях отечественной промышленности. Нарушение связей с постоянными потребителями, разрушение оптовой сети привели к снижению объёмов выпускаемой продукции, задолженности по бюджетным выплатам, задержкам по выплатам заработной платы. Несмотря на все имеющиеся препоны, предприятию удалось сохранить костяк инженерно-технических кадров и квалифицированных рабочих. А дальше началась настоящая борьба за выживание. Скрупулёзное изучение и анализ ситуации на внутреннем рынке позволили определить, от выпуска каких видов продукции, не пользовавшихся на тот момент спросом, следует отказаться, а производство каких новых попробовать наладить. Чтобы сохранить коллектив, было организовано производство мебели. В одном из цехов было демонтировано ткацкое оборудование, проведён ремонт и установлено деревообрабатывающее оборудование. Бывшие ткачихи, отработавшие свыше 20 лет, прошли переобучение и стали не хуже мужчин делать мебель. Среди них Богатова Любовь Ивановна, Соловьёва Любовь Васильевна, Безрукавая Валентина Франковна, Зима Валентина Ивановна.
Вы знаете, на истории нашего предприятия можно проследить историю страны. Когда произошёл распад СССР, поставщики хлопка оказались за границей, остро встал вопрос обеспечения хлопчатобумажной пряжей.
- Тут, видимо, пришлось вспомнить, что на Прикумье когда-то выращивали хлопок, и даже был хлопкозавод?
- Нужда заставит ещё и не то вспомнить! Только в те годы особенно предаваться воспоминаниям не приходилось. Нужно было действовать. Тогда-то и было взято направление на выращивание и переработку хлопка. Были закуплены сельскохозяйственная техника и линия по переработке хлопка-сырца в пряжу. И опять ткачи стали переобучаться, появились новые профессии: прядильщица, ровничница и прочие. В прядильном цехе, освоив новые профессии, работали Мастяева Светлана Тимофеевна, Балакина Ольга Михайловна, Авагян Валентина Рафаиловна, Лобач Александр Васильевич, Сафонова Галина Николаевна.
Более пяти лет предприятие отвлекало денежные и людские ресурсы на нужное не только нам, но и всей стране дело, однако обещанных, согласно программе, денег так и не дождались.
Что только не предпринимали мы, чтобы удержаться на плаву: выпускали технические ткани, делали медицинскую вату, производили шнуры, изоляционные материалы. Но, анализируя состояние текстильной промышленности, администрация предприятия пришла к твёрдому убеждению, что не найдя другой вид деятельности, в корне отличный от текстиля, коллектив скоро окажется не у дел. Поэтому и были начаты работы по освоению совершенно нового направления — метода очистки и восстановления вышедших из строя трубопроводов на основе природных материалов без вскрытия старого канала.
Буквально с нуля было создано новое направление в строительстве, получен патент на разработку. К слову сказать, на российских и международных выставках мы заработали более 10 медалей и дипломов. Мобильные ремонтные комплексы созданы и действуют в таких в крупных городах как Москва, Санкт-Петербург, Рязань, Новороссийск, Псков, Ростов. Но, как ни странно, в Ставропольском крае работы не проводятся. По причинам общеизвестным…
- Наталия Борисовна, это всё история. А каков день нынешний?
- Будем жить! Будем радоваться успехам и достойно отметим 60-летие предприятия.
На этом можно было бы поставить точку, если бы не один момент. Маленький коллектив, который на фото, — люди советские, для которых дело, долг и честь на первом месте. Большинство из них — пенсионеры. Рабочий стаж некоторых работников перевалил за 40 лет. Это до какой же степени нужно любить свою профессию, чтобы продолжать трудиться с полной самоотдачей! Белоусова Нина Петровна работает накатчицей и за смену пропускает через пальцы до 30 ООО метров ленты. Восемь часов перед глазами лента, одна нога — на педали, запускающей станок, а другая нога опорная. На ней приходится стоять эти же самые 8 часов. Ей свою «смену» сдала Галина Георгиевна Валькова, отработавшая на производстве 39 лет…
И всё бы ничего, размышляла я по пути в редакцию, только опыт свой, мастерство, умение терпеть и радоваться трудовым победам передать некому. В стране не осталось учебных заведений, в которых бы обучали ткачеству. В стране не осталось подобных производств. Зато осталась память о том, что когда-то в городе Будённовске была крупнейшая в СССР лентоткацкая фабрика. Когда-то над городом раздавались фабричные и заводские гудки, возвещавшие о начале и конце рабочего дня. Когда-то кто-то с любопытством заглядывал в окна цехов…
С юбилеем вас: Белоусова Нина Петровна, Будилова Раиса Викторовна, Гаранжа Валентина Александровна, Ерещенко Алефтина Александровна, Кубаева Любовь Ильясовна, Мастяева Светлана Тимофеевна, Миронова Любовь Ивановна, Тульнова Татьяна Ивановна, Бондаренко Анна Николаевна, Валькова Галина Георгиевна, Гаренко Людмила Михайловна, Ерёменко Людмила Николаевна, Заикина Светлана Николаевна, Кожевникова Зоя Дмитриевна, Десятников Юрий Павлович, Могилко Геннадий Григорьевич, Лобач Александр Васильевич, Романовский Сергей Васильевич. Будьте счастливы и здоровы!
Наталья Чурсинова, «Будённовск сегодня»