Календарь

Июль 2025

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

21:07, 11.06.2014

Будённовское лентоткацкое производство: вчера, сегодня, завтра

Будённовское лентоткацкое производство: вчера, сегодня, завтра

Budennovsk.org В далёкие шестидесятые годы, когда были молоды наши родители, когда сами мы постигали азы наук в начальной СОШ № 4, необыкновенно притягательной для всех нас была лентоткацкая фабрика. Мальчишки бегали туда за ящерицами, в изобилии водившимися в высоких бурьянах у белёных корпусов, а ми, девчонки, встав на цыпочки, старались раз­глядеть сквозь закрашенные стёкла больших окон громыхающие ткацкие станки. Меня буквально завораживало движение механизмов, но ещё боль­ший восторг вызывали ловкие руки ткачих, мастерски связывавших концы оборванных нитей и одним движени­ем запускавших остановившийся станок.

Не знаю поче­му, но за годы учё­бы в школе мне ни разу не удалось попасть в цеха фа­брики, хотя жизнь СОШ № 4 была тесно связана с шефами. В клубе «Текстильщик» мы проводили комсомольские собра­ния, в клубе нам вручали аттеста­ты, там же прошёл и выпускной бал. Торжественная его часть. Один раз мне довелось побы­вать в «Текстильщике» на танцах…

Помню, как молоденьких девчат из ПТУ № 11 городские парни обидно называли ПТУшницами, а сами за хорошенькими будущими ткачихами отчаянно ухаживали, осаждая общежи­тие на улице им. Борцов Революции.

Прошло много лет. Звонок ди­ректора ООО «Лентекс» Людмилы Михайловны Коломиец в редакцию с просьбой опубликовать короткую информацию о 60-летии предприятия, ввёл в замешательство.

- Так вы ещё живы? — Говоря о предприятии, не сдержалась я.

- Живы. И работаем, — прозвучало на другом конце провода.

В тот момент я поняла, что мечты детства сбываются, и тут же попросила директора дать разрешение на экскур­сию на производство и на публикацию материала.

…Я вышагивала вдоль стен быв­ших цехов лентоткацкой фабрики и изумлялась обилию всевозможных запахов, струями вытекавших из рас­пахнутых дверей малюсеньких произ­водств, вольготно разместившихся под крышей одного здания. Итак, пахло деревом, рыбой, потом, собаками, ещё чем-то странным и необычным, потом потянуло свежеиспечённым хлебом…

Прохлада административного здания приятно порадовала. Разговор с директором был короток и конкретен. Через пять минут меня «передали» в руки главного инженера Бугуцкой На­талии Борисовны. Она-то и поведала мне многое из истории предприятия.

Сама же Наталия Борисовна трудится на лентоткацкой фабрике с 1975 года. В наши края попала по распределению. Высшее образование получала в Костромском технологиче­ском институте, славившемся на весь СССР. Отработав полагавшиеся три года, домой не вернулась, а осталась здесь и посвятила свою жизнь про­изводству.

- Первое упоминание о ткацком производстве в нашем городе отно­сится к 1944 году. Речь о прядильно-трикотажной фабрике, располагав­шейся в красном кирпичном здании на улице им. Кочубея, где было три цеха: чулочный (там работали чулочницы и банкаброшницы (ткачиха, работающая на банкаброше, ровничница — Н. Ч.), трикотажный и трикотажно-ткацкий. В цехах были установлены ручные ткац­кие станки, кругловязальные машины «Букле», чулочные машины и двухфанговые вязальные машины.

Вы знаете, Наталья Николаевна, когда я работала с архивами, мне запомнились интересные выписки. В одной из них, относящейся к году 1946-му, речь о премировании главного бухгалтера производства, человека демобилизованного, награждённого двадцатью пятью метрами ткани. По тем временам это была настоящая роскошь! В другой речь шла о направ­лении сотрудников фабрики на борьбу с сусликами. У отлынивавших «от борьбы» следовало отбирать хлебные карточки. Такие времена…

В 1948 году фабрика становится хлопкопрядильной, а в 1949 году упраздняется трикотажное произ­водство. Трикотажное оборудование передаётся пятигорской фабрике. Оборудование красильного цеха — оказывается, был и такой цех, сдаётся на склад.

В июне 1954 года текстильно-галантерейная фабрика (именно так называлось наше производство) по­лучила 7 лентоткацких станков ТЛ-80. С этого момента и начинается наша история.

На трёхмесячные курсы в Москву на родственные предприятия были на­правлены Шолохов Владимир Прокопьевич, Арзиманов Семён Сергеевич, Убей-Волк Пётр Андреевич, Ковба Фёдор Павлович, Струкова Валентина Фёдоровна, Шолохова Лидия Васи­льевна и Непранова Вера Павловна. Первыми работницами уборочного цеха были Супрунова и Погорелова, приготовительного — Кайванова.

Многие работники хорошо пом­нят, какими трудными были первые шаги на пути создания и укрепления предприятия. Всё было трудно, ново и непонятно, отсутствовал опыт и специальные знания. Ощущался острый недостаток материалов и обо­рудования, транспорта и денег. Зато были: горячее желание всё суметь, бьющий через край энтузиазм людей, взявшихся за большое дело.

Среди «первопроходцев» были также Кучеренко Екатерина Семёнов­на, Рыбас Екатерина Илларионовна, Сурова Нераида Сергеевна, Седых Мария Сергеевна.

Через год на фабрике была орга­низована батанная мастерская, осно­вателем которой стал Агеев Виктор Петрович. У руководства фабрики в те годы находились: директор — Какабелиев Андрей Манукович, главный инженер — Кристинин Виктор Гаври­лович, начальник цеха — Кузнецов Анатолий Николаевич, мастер Дранга. К сожалению, не знаю даже, мужчина это или женщина.

В 1955 году на производстве было выработано 3 миллиона 800 тысяч метров ленты.

Первый этап своего существова­ния предприятие прошло за 1954-1959 годы, до объединения с существо­вавшей в городе хлопкопрядильной фабрикой. В результате объединения двух фабрик в коллектив пришло не­мало замечательных производствен­ников: Любовь Яковлевна Щербина, Надежда Михайловна Грициенко, Антонина Петровна Бескровная.

19 октября 1959 года произо­шло объединение двух фабрик: текстильно-галантерейной и хлопко­прядильной, о которой я говорила ранее. С 1952 года фабрика стала работать по пятидневной рабочей неделе.

Второй этап в жизни коллектива завершается 1967 годом. Именно в том памятном году была, по существу, закончена реконструкция лентоткац­кой фабрики, начатая вскоре после её образования. Были получены про­сторные светлые производственные и бытовые помещения, организован медицинский пункт, благоустроена территория. Но главным богатством фабрики были люди, кадры, вырос­шие и воспитанные на предприятии: начальник цеха Аракелова Валентина Николаевна, ткачиха Карпенко Надеж­да Дмитриевна, главный бухгалтер Карабут Раиса Петровна, начальник отдела кадров Лепилова Клавдия Алексеевна.

В 1969 году было выработано 400 миллионов метров ленты, а коллектив вырос со 107 человек до 1200!

Надо сказать, именно в эти годы был совершён прорыв к лучшей жиз­ни. На побережье Чёрного моря была построена база отдыха на 37 мест.

1974 год знаменует собой переход к новому этапу в жизни предприятия: на базе Будённовской лентоткацкой фабрики было создано производ­ственное лентоткацкое объединение. Дарг-Кохскую (Северная Осетия) лентоткацкую фабрику, филиал на­шего объединения, возглавлял Моргоев Эдислав Инусович. Более 15 лет дружно и слаженно работали русские и осетинские текстильщики. Но пришли новые времена, и судьба развела нас.

Итак, расцвет предприятия при­шёлся на конец 70-х — восьмидеся­тые годы. В это время кардинально обновляется технологическое обо­рудование, внедряется комплексная механизация производственных про­цессов и погрузочно-разгрузочных работ, расширяется ассортимент, повышается качество выпускаемой продукции. В ткацких цехах работают 790 лентоткацких станков. Объём вы­пуска продукции достигает 500 млн. метров лентоткацких изделий в год, отгрузка на экспорт — 3 млн. метров ленты. Ежедневно на станцию прихо­дят по два вагона пряжи, а продукция отправляется в Монголию, Индию, Китай, Чехословатаю, Иран, Ирак, Афганистан. Фабрика, в основном, выполняла заказы ВПК СССР.

Работать в это время на ленто­ткацком объединении было делом престижным.

Мы идём по фабричному цеху. Инженер показывает станки старые, если не сказать старинные. И станки «новые», установленные в 80-х годах прошлого столетия. На них нет при­вычного челнока, они менее шумные. Если раньше ткачихи общались при помощи ими самими придуманного языка жестов, то теперь можно, не особо напрягая голосовые связки, до­кричаться до соседки по цеху.

- Наталия Борисовна, мне вспо­минается момент, когда на фасаде не знаю какого помещения, из мо­заики была сделана картина красивой девушки-ткачихи (дорогие читатели, мозаика до сих пор жива, хотя прошло уже свыше сорока лет! А какие клумбы были разби­ты на территории объединения, какие аллеи были высажены…).

- Да, были времена. Зарплата тка­чихи в те годы составляла порядка 350 рублей, когда директор зарабатывал около 260. Тогда для производства старались все, а предприятие всегда гордилось трудовыми династиями: Арзимановых, Кохан, Кравченко, Лох, Скрипниченко, Изосимовых. Ежегодно росли производительность труда и заработная плата. Стабильное уве­личение объёмов прибыли позволило более успешно решать социальные проблемы. Разумеется, люди за свои места держались, трудовой коллектив отличался стабильностью и высокой квалификацией каждого работника. Особо хочется отметить передовиков производства этого периода: ткачей Хлебникову Татьяну Андреевну, Вишнякову Нину Ильиничну, Черепанину Анну Ивановну, Зиненко Любовь Алексеевну; сновальщиц: Лобанову Майю Васильевну, Кохан Марию Гри­горьевну, а также Яковенко Татьяну Марковну, Арзиманову Зинаиду Ильи­ничну, Мухачёву Тамару Павловну, Лох Веру Семёновну, Сухомлинова Михаила Анисимовича, Николаеву Веру Николаевну.

Рассказывает главный инженер Бугуцкая Наталия Борисовна:

- В те годы был освоен выпуск отделочных лент. Большой вклад в это дело внесла Чаплина Алексан­дра Андреевна. На свобод­ной территории крутильно­го цеха создаётся швейный цех. Коллектив, который возглавила Жидкова Гали­на Сергеевна, приступил к выпуску пионерских галсту­ков. Только в 1989 году мы выпустили 1 млн. 800 тысяч пионерских галстуков и 514 млн. метров лентоткацких изделий. Затем мы стали шить постельное бельё, спец. одежду и многое другое. Открывается трикотажным цех. Параллельно внедряется производ­ство ещё одного, совершенно нового вида продукции, ленты «вилькро» — ли­пучки. Огромный вклад в это трудное дело внесли: Крупышев Александр Анатольевич, Комарова Александра Васильевна, Храцева Евдокия Ива­новна, Масесова Наталья Степановна, Степанчук Владимир Николаевич, Науменко Надежда Васильевна и многие другие.

Пришла… С начала 90-х годов началось падение объёмов производ­ства в смежных отраслях и подотрослях отечественной промышленности. Нарушение связей с постоянными потребителями, разрушение оптовой сети привели к снижению объёмов вы­пускаемой продукции, задолженности по бюджетным выплатам, задержкам по выплатам заработной платы. Не­смотря на все имеющиеся препоны, предприятию удалось сохранить ко­стяк инженерно-технических кадров и квалифицированных рабочих. А дальше началась настоящая борьба за выживание. Скрупулёзное изучение и анализ ситуации на внутреннем рынке позволили определить, от вы­пуска каких видов продукции, не поль­зовавшихся на тот момент спросом, следует отказаться, а производство каких новых попробовать наладить. Чтобы сохранить коллектив, было организовано производство мебели. В одном из цехов было демонтирова­но ткацкое оборудование, проведён ремонт и установлено деревообра­батывающее оборудование. Бывшие ткачихи, отработавшие свыше 20 лет, прошли переобучение и стали не хуже мужчин делать мебель. Среди них Богатова Любовь Ивановна, Соловьёва Любовь Васильевна, Безрукавая Ва­лентина Франковна, Зима Валентина Ивановна.

Вы знаете, на истории нашего предприятия можно проследить исто­рию страны. Когда произошёл распад СССР, поставщики хлопка оказались за границей, остро встал вопрос обе­спечения хлопчатобумажной пряжей.

- Тут, видимо, пришлось вспомнить, что на Прикумье когда-то выращивали хлопок, и даже был хлопкозавод?

- Нужда заставит ещё и не то вспомнить! Только в те годы особенно предаваться воспоминаниям не при­ходилось. Нужно было действовать. Тогда-то и было взято направление на выращивание и переработку хлопка. Были закуплены сельскохозяйствен­ная техника и линия по переработке хлопка-сырца в пряжу. И опять ткачи стали переобучаться, появились новые профессии: прядильщица, ровничница и прочие. В прядильном цехе, освоив новые профессии, рабо­тали Мастяева Светлана Тимофеевна, Балакина Ольга Михайловна, Авагян Валентина Рафаиловна, Лобач Алек­сандр Васильевич, Сафонова Галина Николаевна.

Более пяти лет предприятие от­влекало денежные и людские ресурсы на нужное не только нам, но и всей стране дело, однако обещанных, согласно программе, денег так и не дождались.

Что только не предпринимали мы, чтобы удержаться на плаву: вы­пускали технические ткани, делали медицинскую вату, производили шну­ры, изоляционные материалы. Но, анализируя состояние текстильной промышленности, администрация предприятия пришла к твёрдому убеждению, что не найдя другой вид деятельности, в корне отличный от текстиля, коллектив скоро окажется не у дел. Поэтому и были начаты работы по освоению совершенно нового направления — метода очистки и восстановления вышедших из строя трубопроводов на основе природных материалов без вскрытия старого канала.

Буквально с нуля было создано новое направление в строительстве, получен патент на разработку. К слову сказать, на российских и международ­ных выставках мы заработали более 10 медалей и дипломов. Мобильные ремонтные комплексы созданы и действуют в таких в крупных городах как Москва, Санкт-Петербург, Рязань, Новороссийск, Псков, Ростов. Но, как ни странно, в Ставропольском крае работы не проводятся. По причинам общеизвестным…

- Наталия Борисовна, это всё исто­рия. А каков день нынешний?

- Будем жить! Будем радоваться успехам и достойно отметим 60-летие предприятия.

На этом можно было бы поста­вить точку, если бы не один момент. Маленький коллектив, который на фото, — люди советские, для которых дело, долг и честь на первом месте. Большинство из них — пенсионеры. Рабочий стаж некоторых работников перевалил за 40 лет. Это до какой же степени нужно любить свою профес­сию, чтобы продолжать трудиться с полной самоотдачей! Белоусова Нина Петровна работает накатчицей и за смену пропускает через пальцы до 30 ООО метров ленты. Восемь часов перед глазами лента, одна нога — на педали, запускающей станок, а дру­гая нога опорная. На ней приходится стоять эти же самые 8 часов. Ей свою «смену» сдала Галина Георгиевна Валькова, отработавшая на производстве 39 лет…

И всё бы ничего, размышляла я по пути в редакцию, только опыт свой, мастерство, умение терпеть и радо­ваться трудовым победам передать некому. В стране не осталось учебных заведений, в которых бы обучали ткачеству. В стране не осталось по­добных производств. Зато осталась память о том, что когда-то в городе Будённовске была крупнейшая в СССР лентоткацкая фабрика. Когда-то над городом раздавались фабричные и заводские гудки, возвещавшие о на­чале и конце рабочего дня. Когда-то кто-то с любопытством заглядывал в окна цехов…

С юбилеем вас: Белоусова Нина Петровна, Будилова Раиса Викторов­на, Гаранжа Валентина Александров­на, Ерещенко Алефтина Алексан­дровна, Кубаева Любовь Ильясовна, Мастяева Светлана Тимофеевна, Ми­ронова Любовь Ивановна, Тульнова Татьяна Ивановна, Бондаренко Анна Николаевна, Валькова Галина Георги­евна, Гаренко Людмила Михайловна, Ерёменко Людмила Николаевна, Заикина Светлана Николаевна, Кожев­никова Зоя Дмитриевна, Десятников Юрий Павлович, Могилко Геннадий Григорьевич, Лобач Александр Васи­льевич, Романовский Сергей Василье­вич. Будьте счастливы и здоровы!

Наталья Чурсинова, «Будённовск сегодня»

просмотров: 1851
Для повышения удобства сайта мы используем cookies. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с политикой их применения