Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

23:59, 27.01.2018

Волгоградцы почтили память жертв расказачивания

Участники акции в Волгограде вспоминали сегодня погибших казаков, рассказывали о своих родственниках, пострадавших в годы ленинских и сталинских репрессий. В акции памяти приняли участие 137 человек.

Жители города и области собрались сегодня в Центральном районе, чтобы отметить 99 годовщину начала массовых репрессий против казачества. Утром в храме Иоанна Предтечи протоиерей и духовный наставник волгоградского казачества, отец Олег Кириченко отслужил панихиду по жертвам антиказачьих репрессий. Позже прошел крестный ход от храма к Дворцу профсоюзов.

С 10.30 до 13.00 мск в рамках дня поминовения казаков проходила конференция "Вернем историю потомкам". В ее работе приняли участие волгоградские историки и филологи, а также чиновники регионального комитета по делам национальностей и казачества и ГКУ "Казачий центр государственной службы". Полицейских при проведении акций не было, за порядком следили казаки-дружинники, передает корреспондент "Кавказского узла".

В акции приняли участие 137 человек, сообщили представители организаторов.

Подобные акции проходят ежегодно с 2013 года, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" атаман Волгоградского казачьего округа Александр Кривенцев.

image"В тесной связи с областной администрацией проводим эту акцию. Сейчас, помимо волгоградских казаков, здесь с нами казаки из Второго Донского и Хоперского округов. Казаки объединяются. Мы рады всем", - сказал атаман Волгоградского казачьего округа.

Александр Кривенцев рассказал о судьбе своей семьи. В годы Гражданской войны его родственники покинули хутор Кардаил, располагавшийся в Хоперском округе. Семья переехала на юг Воронежской губернии.

"Почему бежали и скрывались — неизвестно. Тайна, покрытая мраком. Сейчас пытаюсь выяснить судьбу своих родственников, историю своей семьи. Ничего о них неизвестно", - сказал Кривенцев.

Марков, был такой мужик, отвозил на телеге мертвых детей на кладбище и в общую яму сбрасывал их тела

imageПочетный атаман станицы Казачья (города Волжского), ветеран казачьего движения Виталий Дрючек рассказал, что в 1932 году семью раскулачили. Родители с двумя детьми в вагонах для перевозки скота были этапированы на Урал, в город Кызел.

"Там еще пять человек родились. Родителей загнали в шахты. На Урале я видел все. Дети умирали от голода. Марков, был такой мужик, отвозил на телеге мертвых детей на кладбище и в общую яму сбрасывал их тела", - рассказал Виталий Дрючек.

Атаман рассказал о своем старшем брате и сестре. Во время войны, когда они были подростками, они работали на фабрике — шили одежду солдатам. "Работали круглые сутки, ночевали на фабрике, жили впроголодь", - сказал он.

Участники акции рассказали об условиях возрождения казачества

imageПочетный атаман станицы Зацарицынской, пенсионер Петр Ерошенков рассказал о своих предках. Семьи его дедов были многодетными - более 20 человек в одной семье. Семья Ерошенковых жила в хуторе Ильменевский на территории современного Кумылженского района. В первые годы после Гражданской войны из четырех дедов двое пропали без вести.

"Их репрессировали. Но что с ними произошло, куда они пропали, нам неизвестно. Ищу их следы в архивах. Составил генеалогическое древо нашей семьи. Возрождение казачества как раз и должно начинаться с восстановления семейных историй", - считает атаман.

Нереестровый казак из Урюпинского района сорокалетний Анатолий Лобачев также считает, что возрождение казачества должно начинаться с изучения историй семей и восстановления семейных казачьих традиций.

"Мои родители переехали из хутора в Урюпинск в 1960-х годах и стали жить обычной городской жизнью. Отец, уже в старости, стал часто вспоминать свое казачье детство, стал восстанавливать казачьи традиции в семье — от кулинарных до православных. Я был всегда ему в этом помощником" - рассказал Анатолий Лобачев.

imageОн отметил, что, судя по рассказам его бабушки, семья в годы Гражданской войны и во время раскулачивания в 1930-х годах не пострадала, "так как прадеды воевали в Красной армии и один из них, дед Матвей, был коммунистом и "активным участником колхозного строительства"".

"Семья наша в те годы не пострадала и отечественную войну все пережили. Но я, конечно, чту память погибших от репрессий казаков. Это боль моего сердца", - сказал Лобачев.

Пенсионер Николай Захаров, прибывший на акцию из Волжского, не имеет отношения к казачеству, но поддерживает движение за возрождение казачества в крае. Он приехал с другом казаком.

"Я не казак. Мои родители из Сибири. Мы приезжие. Но я знал репрессированных казаков, которые у нас ссылку отбывали, раскулачили их. Они с донской какой-то станицы. Очень дружные люди были. Стояли друг за друга горой. Мы в школе дружили, помогали друг другу и в школе, и потом, когда в техникуме учились. Говор у них был такой мягкий. Вспоминали часто свой Тихий Дон. До слез их было жалко. Голодали они. А родители их на лесоповале работали. Мой отец там бригадиром у них был", - вспоминал Николай Захаров.

Историки разделяют процесс расказачивания на несколько этапов. Самый ранний этап начался 24 января 1919 года, когда Оргбюро ЦК рабоче-крестьянской партии большевиков выпустило циркулярную инструкцию. Она вошла в историю как "директива о расказачивании". В казачьих землях отменялись все льготы, конфисковались продукты и изымалось оружие. Началась массовая депортация казаков. Массовые репрессии в Донских округах в 1919 году привели к Вешенскому восстанию, рассказала корреспонденту "Кавказского узла" участница конференции, кандидат исторических наук, доцент Волгоградского института управления (филиал РАНХиГС) Ольга Рвачева.

image"В 1919 году массовым репрессиям подверглись ряд станиц и хуторов. Там, по показаниям свидетелей, ежедневно умерщвлялось по 50 человек, в том числе, убивали невинных детей и стариков. Затем процесс расказачивания постоянно эволюционировал — то большевики поворачивались лицом к казачеству, то ужесточали свой режим по отношению к ним. В зависимости от ситуации. Но 1919 год был самым кровавым", - сказала Ольга Рвачева.

Она напомнила, что реабилитация казачества началась с принятием закона РСФСР от 26 апреля 1991 года "О реабилитации репрессированных народов". Статья 2 закона относила казачество к числу народов, "в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением". По словам историка, возрождение казачества в Волгоградской области началось в начале 1990-х годов.

"На первом этапе было мощное движение снизу. На основе раненой памяти казаки пытались вернуть свою историю, свои традиции. Стали массово появляться общественные казачьи организации. В конце 1990-х годов к процессу возрождения казачества подключилось государство. Было образовано реестровое казачество. Деятельность казаков стала иметь законодательную базу (ФЗ РФ от 5 декабря 2005 года "О государственной службе российского казачества", - прим. "Кавказского узла")", - рассказала историк.

Об одной из самых жестоких форм антиказачьих репрессий на раннем этапе существования Советского государства рассказал доктор исторических наук, профессор ВолГУ Вячеслав Поляков.

image"11 января 1919 года был принят декрет о продовольственной разверстке зерновых культур и фуража. Этот декрет положил начало первому массовому ленинскому голоду. А 24 января того же года последовало постановление, подписанное Лениным, Свердловым и Бронштейном-Троцким по расказачиванию ("Директива о расказачивании", - прим. "Кавказского узла"). Эти два события наложились друг на друга и привели к плачевному итогу. В начале 1920-х годов первый советский голод в Поволжье привел к гибели шести миллионов человек. При этом на казачество, входившее в Нижнее Поволжье, наложились и голод, и мероприятия по расказачиванию. Расказачивание привело к гибели еще четырех миллионов человек", - рассказал волгоградский историк.

Трагедия обернулась и гибелью людей, и надругательством, и страшным падением духовности, потому что доходило до каннибализма

По словам историка, это была "страшная трагедия в истории казачества".

"Трагедия обернулась и гибелью людей, и надругательством, и страшным падением духовности, потому что доходило до каннибализма. Разврат, когда дети за кусок хлеба отдавались. Массовым репрессиям подверглись и священники - в 1922 году началось изъятие церковных ценностей, погибло более 130 тысяч священников. Страшная трагедия в истории казачества. И виной всему — большевистская власть", - рассказал Вячеслав Поляков.

На территории нынешних Волгоградской, Ростовской и Воронежской областей, а также Калмыкии размещалась наиболее многочисленная часть казачества в дореволюционной России - Донское казачье войско. В начале Гражданской войны большинство казаков не поддержали контрреволюционные силы, но в результате обострения классовой борьбы и политики расказачивания основная масса казаков перешла на сторону контрреволюции, но в итоге потерпела поражение. В 1920 году Донское казачье войско прекратило существование и было восстановлено только в конце 1980-х годов. Подробнее об истории Донского казачьего войска можно прочитать в статье из "Справочника" "Кавказского узла".

Напомним, когда в 2015 году обсуждался законопроект о поддержке казачества в Волгоградской области, критики законопроекта указывали, что в нем недостаточно конкретных предложений по мерам возрождения казачьей культуры, а также закон не учитывает казаков, не включенных в реестровые казачьи общества. При этом реестровое казачество, объединенное в казачьи общества, не включает в себя большинство представителей казачества, в том числе женщин-казачек, отмечали участники обсуждения.

Ключевые слова: Религия
Источник: Кавказский узел
просмотров: 99

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.