Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

12:58, 27.03.2014

Пятигорск — госпитальная база России в Первую мировую войну


  Перрвая мировая война стала серьезным экзаменом для всей социально-экономической и общественно-политической системы Российской империи. Ее жизнеспособность особенно активно проявилась в очень важной области, связанной с восстановлением здоровья раненых и больных, возвращением их в строй, организацией военно-медицинской службы. В этой связи возросла роль курортов, в том числе такого известного в стране, как Пятигорский на Кавказских Минеральных Водах, который имел большой опыт реабилитации воинов после Отечественной войны 1812 года, Русско-турецкой (1877-1878), Русско-японской (1904-1905 ) войн. Кроме того, накануне войны он был наиболее благоустроенным курортом страны, обеспеченным медицинскими кадрами, где использовались на тот момент самые современные бальнеологические технологии, что позволяло развернуть здесь госпитальную базу.

Начавшаяся в августе 1914 года война не сразу изменила жизнь здравницы. В город-курорт как и прежде ехали отдыхать и лечиться состоятельные граждане. Но уже в октябре 1914 года в Пятигорск стали прибывать эшелоны с ранеными с Кавказского фронта. Особенно их число увеличилось после кровопролитных боев под Сарыкамышем (декабрь 1914 г.).

В этих изменившихся условиях необходимо было перестроить работу всех лечебных учреждений на военный лад, чтобы обеспечить своевременное лечение и медицинскую помощь поступающим с фронта офицерам и нижним чинам. Следовало в сжатые сроки расширить пропускную способность Пятигорского военного госпиталя, который к тому времени мог принять только 450 человек; приспособить для круглогодичного пребывания больных и раненых колонию Красного Креста, дачи на Провале, гостиницы; подготовить бальнеологические учреждения.

Выполнение задач перепрофилирования лечебного дела в России вызвало создание новых учреждений военного времени. Одним из первых стало Управление Верховного начальника санитарной и эвакуационной части Военного ведомства. В сентябре 1914 года на должность начальника этой службы был назначен Александр Петрович Ольденбургский. Это был человек, который мог объединить деятельность всех организаций во имя перестройки военно-санитарной и эвакуационной службы. По выражению великого князя Александра Михайловича, «его назначение во время войны заставило подтянуться весь русский медицинский мир… и русская армия оценила благодетельную его строгость».

В феврале 1915 года Министерство внутренних дел провело Всероссийский съезд по улучшению лечебных местностей для реабилитации больных и раненых воинов. И тогда же Николай II возложил на принца А. П. Ольденбургского еще и общее руководство всеми мероприятиями, направленными на улучшение отечественных лечебных местностей. Проблемы, выдвинутые войной, нельзя было решить только государственными средствами. Потребовалась частная и общественная инициатива. В первые месяцы войны для содействия армии в вопросах лечения пострадавших на полях сражений были созданы две крупные общественные организации: Всероссийский Земский Союз и Всероссийский Союз Городов (впоследствии объединенные в Земгор). Их комитеты на местах взяли на себя заботу о Российской армии в тылу, в том числе и в лечебных местностях.

Патриотический настрой русского общества способствовал организации нового органа на общественных началах — Комитета для устройства санаториев в целях лечения лиц, пострадавших на войне, и их семейств. Инициатором создания его стала императрица Александра Федоровна (1914 г.). Под покровительством Николая II сразу же с начала войны создается Общество повсеместной помощи солдатам и их семьям. На Кавказских Минеральных Водах Пятигорский отдел Общества возглавлял директор Управления Вод С.?В.?Тиличеев. Пример царствующей семьи нашел отклик и поддержку в общественном движении повсеместно. На Пятигорье действовало более сорока различных добровольных обществ, которые считали своим долгом сделать все для облегчения страданий больных и раненых воинов.

С 1915 года на Кавказские Минеральные Воды стали поступать на лечение военнослужащие и с западных фронтов. К приему их стали готовиться заблаговременно. Принц А. П. Ольденбургский с комиссией лично осмотрел и изучил состояние и возможности Пятигорского курорта: санаторий на пятьдесят мест для нижних чинов, строящийся Обществом повсеместной помощи солдатам и их семьям; военный госпиталь, офицерский дом, гостиницы и частные дачи. Распорядился в районе Провала построить полуземлянки-лазареты для нижних чинов. В двух построенных по его приказу бараках могло находиться 350 раненых и нуждающихся в бальнеологическом лечении. Часть корпусов частных дач на Провале была объединена и создан хирургический госпиталь № 1. Целенаправленно и продуманно велся перевод обычных лечебных учреждений сферы курортного гостеприимства в специально оборудованные военные лазареты, госпитали. По неполным данным, в городе было открыто 34 лазарета специально для воинов, участников войны. Они были размещены в гостиницах («Казенная, «Эрмитаж», «Бристоль» и др.), на дачах («Эльза», «Здоровье» Я. Д. Вышеграда — ныне клиника Бальнеологического института), в санаториях (Главного управления земледелия, солдатском санатории, железнодорожном Владикавказской железной дороги), в Свято-Успенском Второ-Афонском мужском монастыре, при Спасском соборе Владикавказской епархии, в школах города. Специальным циркуляром Управления Кавказским учебным округом предписывалось приспособить учебные заведения Пятигорска на лето под лазареты. Поэтому учебный год завершался в конце апреля. В мае все учащиеся без переводных экзаменов занимались военно-спортивной подготовкой, а в классах были развернуты палаты для раненых. Задействованы были и места массового культурного отдыха. Один из самых крупных лазаретов Российского Общества Красного Креста располагался в Лермонтовской галерее. В 1916 году бараки-землянки на Провале, портящие вид курортного города, были снесены, а на окраине Пятигорска, в районе Казенного парка Управлением Владикавказской железной дороги были возведены подобные сооружения на десять тысяч мест. Одна только эта цифра позволяет представить масштабы Пятигорской госпитальной базы.

Другой неотложной задачей, без реализации которой не могли быть решены все проблемы восстановления здоровья раненых и больных, являлась обеспеченность госпиталей медицинским персоналом, прежде всего сестрами милосердия. С этой целью в Пятигорске были открыты курсы Общины Красного Креста. На них было подготовлено 140 новых кадров сестер милосердия военного времени. Впоследствии на базе курсов будет открыта медицинская школа (ныне колледж). Не все благополучно было и с кадрами врачей. Значительная часть пятигорских медиков призывного возраста находилась на фронте. Одним из них был Петр Алексеевич Ржаксинский, блестящий хирург, у которого, говорили, легкая рука, председатель Русского Бальнеологического Общества в Пятигорске. С 1915 по 1916 год он вместе со знаменитым доктором, профессором В. И. Разумовским служил на Западном фронте в санитарном поезде Земского Союза. Вернувшись, открыл в своей лечебнице лазарет, а также трудился в других. Вновь принятые в лазареты врачи были недостаточно знакомы с лечебными возможностями минераловодских курортов и должны были овладеть методами применения бальнеологических факторов в лечении раненых. Для них тоже были организованы курсы. Так была решена проблема дефицита медицинских кадров.

В историю русской медицины вошли имена многих пятигорских врачей. Среди них директор Вод, доктор медицины С.?В.?Тиличеев, который приложил немало сил для создания госпитальной базы, возглавив Комитет по приему и распределению раненых в районе КМВ. Все трудные годы войны Пятигорский военный госпиталь возглавлял Н.?Н.?Величкин. Он одновременно являлся главным врачом колонии Красного Креста, так как ее руководитель, врач А.?А.?Крюков был в 1914 году призван в армию. Пятигорская Александро-Георгиевская община была самой крупной благотворительной организацией. Она приняла дополнительные меры по излечению воинов; развернула широкую сеть лазаретов; создала на Водах специальную медицинскую комиссию; устроила стоматологический кабинет, обслуживавший военных. Под руководством замечательного врача Ф. Ф. Берникова работал госпиталь хирургического профиля № 8. Характерно, что это медицинское учреждение было организовано по инициативе Пятигорской городской Думы на средства пятигорчан и размещалось в лаборатории Русского Бальнеологического Общества (улица Дунаевского). Одновременно Ф. Ф. Берников возглавлял уездный санитарно-курортный комитет Всероссийского Земского Союза, который занимался организацией помощи на Кавказских Минеральных Водах. В годы Первой мировой войны трудился специалист высокой квалификации доктор Н. Д. Померанцев. Он являлся главным врачом лазарета терапевтического профиля, открытого на средства Всероссийского страхового общества.

Огромное число инвалидов, жертв войны, находившихся на лечении, вызвало необходимость появления в Пятигорске новой службы, протезно-ортопедической. Она была слабо развита в России. И в Пятигорске также делала свои первые шаги. Пятигорский комитет Всероссийского Земского Союза поддержал открытие и содержание протезно-ортопедической мастерской для инвалидов войны, которую организовал воин-инвалид Гаскевич (инициалы неизвестны). В целях реабилитации воинов, перенесших операции, из Ессентуков в Пятигорск были перевезены медицинские аппараты-тренажеры и аппараты-массажеры механотерапии Цандеровского института и размещены в гостинице «Эрмитаж».

Во всей многогранной работе по переводу курорта на военный ритм, развертыванию госпитальной базы для воинов велика была роль наместника Кавказа И. И. Воронцова-Дашкова (1905-1916). Как председатель Российского Красного Креста (1904-1905), имея опыт работы в Русско-японскую войну, он прекрасно понимал требования времени. Генерал лично жертвовал значительные средства на благотворительные цели, связанные с развитием здравницы. На съезде глав городов, созванном по его распоряжению в сентябре 1914 года, он поставил задачу объединения усилий в оказании помощи пострадавшим на войне воинам, устройстве лазаретов на Кавказе. Местные органы власти в лице членов Пятигорской Думы (городской голова С. И. Балтенков), Городской управы создали Комитет помощи раненым. Открыли при газете «Пятигорское эхо» сбор средств. Эта общественная организация взяла на полное содержание 73 раненых, 20 человек на содержание без стола. Арендовала на эти нужды 41 комнату. Служащие Управления Вод делали ежемесячные однопроцентные отчисления в пользу воюющей армии.

Духовной опорой в трудные военные годы как всегда была церковь. Архипастырем владыкою Антонием после прочтения Манифеста Николая II о мобилизации в Спасском Соборе был отслужен молебен «о даровании победы» и начались сборы пожертвований. По всем приходам Пятигорья были организованы приходские Советы с попечительствами; составлены списки призванных на войну; определена ежемесячная сумма (65 рублей) в помощь семьям фронтовиков вплоть до конца военных действий. Свято-Успенский Второ-Афонский Бештаугорский мужской монастырь устроил лазарет (10 кроватей) для раненых и больных с полным содержанием. В ноябре 1915 года, желая утешить пятигорчан, владыка Владикавказский и Моздокский прибыл в город с чудотворной иконой Моздокской Божьей Матери. Крестным ходом при многочисленном стечении народа она была перенесена с железнодорожного вокзала в Спасский собор.

В период войны перед дирекцией Вод стояли две важные задачи: сохранить престиж Кавказских Минеральных Вод, в том числе и Пятигорска, как известного российского курорта, и создать благоприятные условия не только для лечения, но и для культурного досуга участников войны.

Содержание курорта в военных условиях требовало дополнительного финансирования. Правительство и Военное ведомство понимали, что невозможно проводить полноценное лечение без хорошо налаженного отопления (курорт перешел на круглогодичное обслуживание), водоснабжения, наличия канализации. Без освещения возникали трудности в организации различных лечебных процедур. Не последнее место в череде задач занимало благоустройство мест отдыха и самих лазаретов. На все это и многое другое государство выделяло значительные средства. Так, в 1915 году на эти нужды было выделено Государственным советом страны 10 млн. 830 тыс. рублей, а в 1916 г. — 16 млн. рублей. В годы Первой мировой войны потребности широкомасштабного использования Пятигорского курорта, как и других, для лечения военнослужащих привели к учреждению решением Военного Совета страны Особой районной хозяйственно-строительной комиссии для производства строительных и ремонтных работ, которые позволили бы расширить возможности лечения. В Пятигорске по заказу Военного ведомства 15 объектов были реконструированы, построены, открыты для курортного лечения воинов. Произошло укрепление бальнеологической базы. Изменился график работы водолечебниц; ванны отпускались в Николаевских, Ново-Сабанеевских ваннах, казенной гостинице. Была расширена и переоборудована работавшая в две смены без выходных Романовская грязелечебница. Это позволило использовать наряду с традиционными методами применения грязевых ванн и аппликационного метода (доктор П. К. Карпов), который известен теперь как кавказский. Значительными событиями этих военных лет были создание Станции переливания крови и открытие единственного в Терской области альбуминового завода (завод по кристаллизации крови для ее хранения и переливания). Продукция его — кровь — использовалась для лечения ослабленных воинов и инвалидов.

Для нормального функционирования курорта необходимо было поддержание наличия минеральных вод. И эта работа велась постоянно. Ценным стало открытие геолога А. Н. Огильви, благодаря которому Пятигорск обогатился новым источником, типа карлсбадского, и поднял свое значение не только как купального, но и питьевого курорта.

Все меры, принимаемые правительством, местными властями, поддержка общественных организаций, самоотверженная служба во имя человека врачей, сестер милосердия дали свои результаты. Сорока тысячам воинов была возвращена жизнь, многие вернулись в строй.

Пятигорск по праву подтвердил свое назначение и звание города-госпиталя, города-целителя.

А. Багдасарян, заслуженный учитель РФ;

Л. Краснокутская, кандидат исторических наук

просмотров: 1831

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.