Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

07:30, 26.02.2014

Выставка «В гармонии духа и красоты» из личного собрания митрополита Кирилла открылась в Ставрополе

В Ставропольском музее-заповеднике им. Г. Прозрителева и Г. Праве открылась выставка «В гармонии духа и красоты», на которой представлены живописные полотна и произведения декоративно-прикладного искусства из личного собрания митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла.

Как отметил, открывая экспозицию, директор музея-заповедника Николай Охонько, выставку владыка посвящает Году культуры в России. Для музея же она – часть большого проекта, представляющего частные собрания. Ранее здесь с успехом проходили выставки «Настольные медали» Василия Чуйкова, «Казачья старина» Виктора Есаулова, коллекции оружия Анатолия Черкашина, военных знаков и значков генерал-полковника Евгения Болховитина, фалеристика Бориса Чистякова, филателия Ангела Соловьева… И вот теперь этот перечень пополнился еще одной.

Настоящим коллекционером можно назвать митрополита Кирилла, с интересом и любовью собирающего картины и колокольчики. Представленные на выставке живописные полотна выполнены группой художников галереи «Золотой плес» (Москва), причем совсем недавно – в 2013-м. Осенью прошлого года они отправились в творческую поездку по Северному Кавказу. Казачество, православие и природа Кавказа – вот основные темы, которые художники отра-зили в своих картинах. Другие полотна из собрания митрополита связаны с местами, где владыке довелось служить в разные годы. Большая часть написана столичными, нижегородскими и ставропольскими авторами, работающими в традициях реалистической школы. Здесь можно найти, например, виды Донского ставропигиального мужского монастыря, где митрополит несколько лет прослужил наместником. А на другой стене – возрожденный Казанский кафедральный собор в Ставрополе. Есть и просто приятные глазу пейзажные зарисовки, названия которых говорят сами за себя: «Лес зеленеет», «Джамагатское ущелье», «Сенгилей. Ковыль». Милой патриархальностью веет от «Ветреного дня»: тихая деревенская улочка, потемневшие от старости избы, а на веревке полощется белокипенное белье. И кажется, вот-вот выглянет озабоченная хозяйка проверить, не высохло ли... Совсем иное настроение вызывает «Храм Тхабе-Ерды» (Ингушетия): сколько всего повидали за многие века эти мощные стены древнего строения, приютившегося на фоне величественных гор в живописном ущелье.

Часть колокольчиков с видами городов, с изображениями православных храмов и монастырей хранит память о тех местах, где довелось побывать митрополиту Кириллу. Другие колокольчики привезены и подарены владыке из самых отдаленных уголков мира. Надписи на многих наглядно представляют эту широкую географию – Братислава, Франкфурт, Люксембург, Мюнхен, Будапешт, Париж, Рим, Волгоград, Псков, Казань... Изготовлены колокольчики из различных материалов – фарфора, металла, керамики, дерева, хрусталя. Есть даже самодельный образчик из войлока – подарок ставропольской школьницы.

Как рассказал Н. Охонько, музейщики постарались систематизировать коллекцию по ряду признаков: религиозные мотивы, антропоморфные и зооморфные, по использованным мастерами материалам. Словом, собрание обработано, систематизировано, описано и приобрело таким образом не только внешнее эстетическое, но и серьезное познавательное значение. Вообще, каждая такая выставка дает как бы новую жизнь коллекции. Потому что, когда хозяин видит ее только у себя дома, он не всегда четко представляет ее во всей полноте, ведь дома все это даже трудно выставить одновременно. А музей это делает. И именно в музейном зале становится ясно, в каком направлении коллекцию следует развивать далее.

Высоко оценил выставку председатель краевой организации Союза художников России Сергей Паршин, в частной художественной галерее которого коллекция митрополита минувшим летом прошла «обкатку» у ставропольской публики. Он особенно подчеркнул то, как характеризует сам факт выставки владельца коллекции – человека открытого и одновременно ответственного. Известно ведь, что не каждый коллекционер готов публично поделиться своими сокровищами с другими. И уж тем более представить на суд зрителей художественные полотна. Так что, добавил С. Паршин, можно всех нас поздравить с этой сколь необычной, столь и интересной выставкой. А музей – с тем, как он реализует работу с коллекционерами.

Эту мысль поддержал и заместитель председателя Думы города Ставрополя Виктор Надеин, назвавший выставку символичной: именно она дала начало Году культуры в Граде Креста, словно призывая всех нас задуматься о многом, от роли колокола в духовной жизни нашего народа до роли культуры вообще. А Год культуры обещает нам много интересных событий.

Об уникальной роли православной церкви в деле собирания художественных ценностей и поддержания творческих людей напомнил собравшимся в музейном зале заведующий отделом по культуре Ставропольской епархии протоиерей Михаил Моздор. История действительно знает немало примеров, как в монастырях накапливались уникальные культурные собрания, как самозабвенно трудились в храмах наши известные иконописцы, как в церковных хорах проявлялись будущие гении профессионального вокала. В Древней Руси богатства монастырей были неким национальным резервом, в трудные моменты даже становились средством спасения. Что касается личных архиерейских собраний, то по церковным канонам все это становится достоянием церкви, а если шире – народным достоянием.

Вместе с экспозицией из собрания митрополита Кирилла зрители смогут также ознакомиться и с выставкой фотографий, посвященной 25-летию возрождения Ставропольской духовной семинарии. Безусловно, уникального учебного заведения, пережившего так много более чем за полтора века со времени своего основания. Думается, все это обязательно заинтересует самых разных посетителей музея. Здесь все мы сможем особенно глубоко почувствовать, где берут начало наши духовные корни.

просмотров: 358

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.