Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

Канал "Стамбул": В чем выгоды для туризма?!

13:10, 16.01.2020  sochi

О проекте канала «Стамбул», который был назван проектом миллениума, впервые в 2011 году заявил Реджеп Тайип Эрдоган, занимавший на тот момент должность премьер-министра страны. Проект, который планируется завершить в 2023 году – к 100-летней годовщине создания Турецкой Республики - в настоящее время находится на стадии окончательного утверждения. В турецкой общественности на данный момент ведутся прения относительно проекта строительства канала, против которого выступил муниципалитет Стамбула, оппозиция, ряд экологов и градостроителей. Возникновение споров при обсуждении столь крупных проектов естественно, потому что строительство искусственных каналов в мире, может, и не является чем-то новым, однако Турции канал может сулить значительные перемены.

История вопроса

В турецкой истории идея строительства канала «Стамбул» выдвигалась неоднократно. Так, идея строительства канала, параллельного проливу Босфор, впервые была озвучена в 16-м веке во время правления султана Осмаснкой империи Сулеймана Завоевателя (1520-1568). Османский правитель поручил архитектору Синану разработку проекта с целью последующей реализации, однако за неимением достаточных средств проект осуществить не удалось.  

В 1591 году, во время правления султана Мурада III, была предпринята вторая инициатива по строительству канала, однако она также оказалась безуспешной. О строительстве канала вновь заговорили в 1654 году, при султане Мехмеде III, но до прихода к власти султана Мустафы III (1757-1774) каких-либо конкретных инициатив предпринято не было. В период правления султана Мустафы III был подготовлен проект канала. В 1813 году, во время правления Махмуда II, проект был подробно проработан и даже был создан комитет, призванный подготовить детальный доклад. В 19-м веке, в период правления султана Абдульхамида II, был создан детализированный проект канала, однако к его реализации не смогли приступить за неимением необходимых средств.

В 1569 году, после завоевания царской Россией в 1556 году Казани и Астрахани, султан Селим II приказал построить канал Волга-Дон. В архивах Османской империи об этом проекте говорится следующее: «Если соединить обе реки, наши корабли будут выходить в Каспийское море, а затем - к Дербенту, Ширвану и Шемахе». Проект османских правителей соединить Волгу и Дон остался неосуществленным: султан Сулейман Завоеватель в 1569 году нанял для строительства канала Волга-Дон 30 тысяч ногайцев; проект был выполнен на 1/3, однако в связи с тем, что против строительства выступали крымские ханы, строительство дальше не пошло. Позже проект был завершен Россией.

Как Россия оценивает канал «Стамбул»?

В принципе, канал «Стамбул» имеет и для США, и для России как плюсы, так и минусы. То, что контроль над каналом будет только в руках Турции, означает утрату обоими государствами собственной инициативы, что с точки зрения торговли будет вынуждать страны поддерживать с Турцией хорошие отношения. Если канал «Стамбул» будет реализован, обе страны посредством заключения двусторонних соглашений попытаются обеспечить преимущества для своих судов. Турция же посредством двусторонних соглашений с разными странами и на разных условиях может обеспечить экономическую выгоду, сделав проход через канал платным. 

Как бы там ни было, по всей вероятности, новый канал между Черным и Мраморным морями, будет нуждаться в правовой основе. Турция может предложить для канала «Стамбул» новый международный правовой статус, что может сделать недействительной Конвенцию Монтрё о статусе проливов. Данная ситуация и возвращение к положению проливов в 1913 году может привести к тому, что инициатива окажется исключительно в руках Турции, так как европейские государства в 1913 году согласились на то, чтобы контроль проливов принадлежал Османской империи и на ее условия.

Между тем, немало российских специалистов во главе с доцентом кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ Сергеем Хестановым оказывают значительную поддержку каналу «Стамбул», потому что для россиян канал «Стамбул» является обнадеживающим с экономической точки зрения проектом. При этом россияне выступают за то, чтобы суда черноморских стран проходили по каналу на бесплатной основе. Бесплатное же использование черноморскими странами канала, в который Турция вложит 50 млрд долларов, не представляется возможным ни с экономической, ни с политической точки зрения. Россияне при этом настаивают на том, что им было дано обещание бесплатного прохода по каналу.

Россия считает, что США и соседние европейские страны выступят против проекта. Россияне также указывают, что строительство канала «Стамбул» сократит роль Суэцкого канала в судоходстве, что станет причиной новой поляризации в отношениях Турции и Египта. Вместе с тем, очевидно, что канал «Стамбул» не создаст значительной угрозы для Суэцкого канала с точки зрения экономики, политики и морской навигации, а создание обратного восприятия некоторыми странами обусловлено их желанием углубить конфликт между Египтом и Турцией. Новый канал соединит Черное море с Мраморным, а Суэцкий канал связывает Средиземное море с Красным. Это говорит о том, что каждый из них выполняет различные функции и причин для конкуренции между ними нет.

Согласно России, в связи со смещением торговой оси между Китаем и Европой с юга на север и на Черное море может привести к важным потерям ОАЭ. Баб-эль-Мандебский пролив ОАЭ может утратить свое значение. В случае же завершения проекта железнодорожного проекта «Шелковый путь» и становления Стамбула как глобального торгового центра свое значение может утратить Дубай.

Компании, желающие построить Русский квартал при канале «Стамбул», ждут приглашения

Посол РФ в Анкаре Алексей Ерхов заявил, что канал «Стамбул» не изменит международного правого режима, установленного Конвенцией Монтрё о статусе проливов, добавив, что Турция не нуждается в одобрении других стран для реализации какого-либо проекта на своей территории. Россия рассматривает конвенцию как страховку. Россия,  основную мощь которой составляют сухопутные силы, свои ограниченные морские силы свободно перемещает из Черного моря в Средиземное. Однако такие страны как США и Великобритания, являющиеся ведущими атлантическими силами в Средиземном море, в связи с конвенцией не могут перебрасывать значительные морские силы в Черное море. В этом плане они нуждаются в Турции. Можно сказать, что Турция в связи с хорошими отношениями с Россией в последние годы применяет Конвенцию Монтрё о статусе проливов с послаблениями в пользу России. Если Турция будет твердо выполнять все условия конвенции, это неизбежно отразится на российском флоте.

Россия считает, что реализация такого грандиозного проекта как проект канала "Стамбул" требует серьезных средств и времени. Многие российские компании указывают на то, что если их пригласят, они готовы принять участие в проекте. Ввиду того, что при строительстве канала «Стамбул» планируется заимствовать архитектуру многих стран, российские фирмы указывают, что при предоставлении им соответствующей возможности они могут отрыть свои офисы и построить при канале «Стамбул» Русский квартал.

Источник!

Вопрос: Как думаете, на сфере туризма скажется появление канала?!

Не нравится
Нравится
источник: https://zm-sochi.livejournal.com/1385727.html     рейтинг: 0  

Городской Блог