Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

Три дня на каждого...

11:10, 23.03.2019  sochi

Недавно «Ведомости» и кадровый холдинг «Анкор» провели совместное исследование кадровой политики российских предприятий. Оно должно было дать ответ на вопрос, как декларируемые цели управления персоналом влияют на реальные зарплаты и льготы для работников, а также на подбор кадров. 

Были опрошены менеджеры и директора по персоналу, владельцы и гендиректора 297 предприятий. 

Результаты шокировали.

Без политики дешевле

Треть респондентов (32%) признались, что в их компаниях нет сформулированной кадровой политики. Как выяснилось, это вовсе не катастрофа – у них меньше расходов, чем у нанимателей с кадровой политикой. 

Респонденты без сформулированных целей управления персоналом чаще предлагают зарплаты ниже рыночных, чем респонденты с кадровой политикой: 21% против 9%. 

Также они меньше тратятся на социальный пакет: ДМС сотрудникам оплачивают 61% респондентов с кадровой политикой и 37% без таковой, дополнительное образование – 50% и 28% соответственно.

76% респондентов как с кадровой политикой, так и без нее закрывают вакансии в разумные сроки. И предъявляют к кандидатам только два ключевых требования: подходящие личные качества и опыт работы. 

Лишь половина респондентов требует наличия профильного образования: 51% респондентов с кадровой политикой и 45% без кадровой политики.

Наталья Щербакова, директор «Анкора» по продажам, объясняет, что если некоторое время назад человеку без профильного образования было трудно получить работу, то сегодня бизнес, убежденный в несоответствии образовательных программ его запросам, предпочитает сам готовить сотрудников. Поэтому работодателя интересует вообще одно – личные качества.

Самой распространенной целью кадровой политики оказалась прагматичная – обеспечить компанию достаточным количеством персонала нужной квалификации для выполнения производственного плана (147 компаний из 297). 

Такие компании авторы исследования назвали «провайдерами рабочей силы».

Они в основном (68%) платят среднерыночную зарплату. На льготы скупы. В списке из девяти льгот только одну – ДМС – указали больше 50% респондентов. Из восьми качеств, играющих решающую роль при найме, более 50% голосов набрали три: 

1. личные качества кандидатов, 

2. опыт работы,

3. профильное образование.

Скупые, заботливые

На втором месте оказались «требовательные скупые» (52 компании). Их кадровая политика нацелена на повышение производительности труда с минимально возможными расходами на персонал. 

16% «требовательных скупых» предлагают зарплаты ниже рыночных (по всем респондентам – 13%). 

Единственная льгота, которую предоставляют не менее половины «требовательных скупых», – ДМС (57%, по всем респондентам – 80%). Взамен «требовательные скупые» ждут от кандидатов подходящих личных качеств и опыта работы и каждый третий требует от кандидатов готовности к переработкам.

На третьем месте оказалась группа «заботливых» (50 компаний). 

Цель их кадровой политики – обеспечить работников достойными условиями труда. В этой группе высока доля тех, кто платит зарплаты выше рынка (33%), 81% респондентов оплачивает ДМС. Однако льгот, набравших не менее 50% голосов респондентов, всего лишь две – ДМС и оплата дополнительного образования.

Группа «требовательных щедрых». 

В опросе «Ведомостей» она заняла четвертое место по численности (35 компаний) из пяти. Это работодатели, декларирующие целью управления персоналом повышение производительности труда с увеличением расходов на персонал: 

· фонд оплаты труда, 

· социальный пакет, 

· инвестиции в обучение и развитие персонала. 

В этой группе максимальна доля тех, кто платит зарплаты выше рынка, – 41%. 

На ДМС они тратятся менее охотно – только 56% респондентов предоставляют такую льготу. Зато в этой группе максимальная доля респондентов оплачивает сотрудникам дополнительное образование (78%). Они чаще, чем представители других групп, оплачивают сотрудникам питание и фитнес. «Требовательные щедрые» помимо личных качеств и опыта требуют от соискателей профильного образования (61% респондентов). 

Виктория Петрова, председатель экспертного совета «ЛюдиPeople», считает, что для повышения производительности труда имеет смысл привлекать лучших профессионалов, платить им несколько выше рынка, но при этом добиваться от них высоких результатов. Затраты на труд при этом будут среднеотраслевыми, не выше, уверена Петрова.

Сколько ни плати

Удовлетворенность предприятий заполняемостью вакансий мало зависит от зарплаты: вакансии закрываются в разумные сроки, сообщили 73% работодателей, предлагающих зарплаты выше средних, и 67% компаний с зарплатами ниже рынка. 17% работодателей со среднерыночными зарплатами и 20% нанимателей с зарплатами выше рынка жалуются на трудности с подбором кадров.

Щербакова из «Анкора» говорит, что в некоторых отраслях конкуренция за сотрудников настолько высока, что даже повышенные зарплаты не гарантируют быстрого найма. Это касается, например, IT-специалистов, инженеров и квалифицированных рабочих.

Успех, а не политика

Но влияет ли кадровая политика на финансовые показатели предприятий? Несколько лет назад аналитики Высшей школы экономики изучили данные опроса 1570 гендиректоров компаний – участников Президентской программы. Предприятия были разбиты на пять групп по сочетанию качества продукции и удельных издержек (от которого зависит конкурентоспособность компании). Самые конкурентные – компании с высоким качеством продукции и низкими издержками, самые неконкурентные – предприятия с низким качеством при высоких издержках.

Авторы исследования выделили четыре типа кадровой политики: 

1. инертную, 

2. прагматичную, 

3. стабильную,

4. демагогическую. 

Инертная политика означает, что у работодателя нет проблем с наймом рабочей силы и низки требования к сотрудникам. Он вообще не финансирует социальные программы; обеспечение сотрудников высокими заработками не интересует его в принципе.

Демагогическая политика заключается в том, что руководство активно декларирует важность сохранения трудового коллектива и обеспечения высоких заработков и восприимчиво к управленческим инновациям, однако на деле финансирует гораздо меньше социальных программ, нежели среднестатистический наниматель.

Стабильная политика означает среднюю требовательность при подборе персонала, большое внимание к социальным вопросам, сохранению трудового коллектива и обеспечению достойных заработков, большое количество финансируемых социальных программ. Такие предприятия не склонны к инновациям в управлении персоналом.

Наниматель с прагматичной политикой более требователен к нанимаемому персоналу, чем другие предприятия, его мало заботит сохранение трудового коллектива и высокие заработки работников. У него есть проблемы с наймом. Однако такой работодатель экспериментирует с новыми управленческими подходами и финансирует намного больше социальных программ, чем многие другие.

Оказалось, что между результатами предприятий и кадровой политикой нет связи. 

41% самых конкурентных предприятий проводит демагогическую кадровую политику, а 20% – инертную; стабильная или прагматичная политика меньше чем у половины. А среди самых худших – 40% «правильных»: 11% проводят прагматичную политику, а 29% – стабильную.

Три дня на каждого

Петрова указывает на главные признаки плохой кадровой политики – высокую текучесть, низкую продуктивность, низкую лояльность персонала.

Финкельштейн говорит, что, как бы ни формулировались стратегии управления персоналом, они далеки от проблем бизнеса и проследить их влияние на финансово-экономические показатели предприятий невозможно. Кадровая политика большинства российских предприятий, по мнению Финкельштейна, – платить ниже рынка, потому что найти и обучить работников легко, а высокая текучесть приемлема. С точки зрения бизнеса результаты одинаковы: и дорогого квалифицированного, и низкооплачиваемого неумелого кандидата можно нанять за одинаковое время, заключает Финкельштейн.

Источник!

Не нравится
Нравится
источник: https://zm-sochi.livejournal.com/1233897.html     рейтинг: 0  

Городской Блог