Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

Как ведущие врачи в России намерены создавать лучшую в мире систему здравоохранения?

19:10, 15.03.2019  sochi

Ниже я хочу поделиться теми основными тезисами, которые я счел главными в большом интервью главного терапевта Минздрава России, директора НМИЦ профилактической медицины, Оксаны Драпкиной, которое она дала журналу Vademecum.

Первое: Главная цель двух национальных проектов («Здравоохранение» и «Демография») - создать лучшую в мире систему общественного здоровья! 

НМИЦ профилактической медицины, который и возглавляет Оксана Драпкина, призван курировать такие тематические направления, как профилактика и первичная медико-санитарная помощь.

В 2017 году Минздрав закрепил за этой организацией следующие задачи:

  1. анализ и стратегическое развитие профилактики и      первичной помощи, 
  2. организация медицинской помощи, 
  3. анализ кадровой политики и образования, 
  4. анализ лекарственного обеспечения, 
  5. проведение научных исследований и разработок.

Дополнительная зона ответственности – развитие проекта «Телемедицина».

Как строится профилактика в сфере здоровья в России?

Система профилактической помощи в России состоит из двух частей. 

Первое – это популяционная профилактика, подразумевающая межведомственный подход и включающая в свою очередь два аспекта: 

1. формирование мотивации к ведению здорового образа жизни, 

2. создание для него условий. 

Важно сформировать ответственное отношение человека к своему здоровью, создать условия, при которых пациент становится партнером врача, регулярно посещает поликлинику с профилактической целью, то есть приходит на диспансеризацию и профосмотры, своевременно узнает о персональных факторах риска развития неинфекционных заболеваний и корректирует их.

Второе – это медицинская профилактика, то есть система диспансеризации и профосмотров. 

Сейчас в России уже существуют четко функционирующие профилактические структуры – это центры медицинской профилактики, которые в свою очередь методически курируют работу отделений и кабинетов медицинской профилактики и центров здоровья. Задача последних – как раз развивать популяционную профилактику. 

Мы методологически курируем эти учреждения и, соответственно, два направления развития профилактической помощи. В целом можно сказать, что по реализации двух нацпроектов перед нами стоит новая и очень амбициозная задача – создать лучшую в мире систему общественного здоровья.

На какие ключевые показатели обращают внимание главные терапевты регионов?

В первую очередь это показатели смертности, динамика, сведения о системе кодировки диагноза, маршрутизации пациента. 

Кроме того, НМИЦ ведет детальный анализ системы лекарственного обеспечения в регионах, ведет огромную базу данных, в которой отображается, как лечатся пациенты, например, с острым нарушением мозгового кровообращения, острым коронарным синдромом, пневмонией, как в каждом из регионов проходит вакцинация. 

ВРАЧ НЕ ОБЪЯСНИЛ, ПАЦИЕНТ НЕ ВЕРИТ

Проблемы есть. 

В первую очередь — это дефицит кадров, наблюдающийся в большинстве регионов. А ведь для того, чтобы осуществлять эффективное диспансерное наблюдение, нужны не только врачи, но и медсестры, нехватка которых еще более ощутима. 

Вторая проблема – это кодировка диагноза при установлении причины смерти. 

Представьте пожилого пациента, у которого сахарный диабет, инфаркт миокарда и онкологическое заболевание. Вопрос – возможно ли установить в таком случае единственную причину смерти? Кажется, что нет, но установить ее, тем не менее, необходимо. А это очень важно, ведь именно этот показатель повлияет потом на статистику и, естественно, стратегию развития отрасли.

Третья проблема – это недочеты в маршрутизации пациентов. 

Есть определенное временное окно, в пределах которого, например, пациент с инфарктом миокарда должен попасть в сосудистый центр. То есть, когда у него заболело сердце, он сразу должен вызвать бригаду скорой помощи, в свою очередь, бригада должна уложиться в определенное время, чтобы доставить пациента именно в сосудистый центр, а не в близлежащую больницу.

Четвертая очень важная проблема – это приверженность проводимому лечению. 

Часто бывает так, что на каком-то этапе пациент перестает принимать те или иные препараты. Причины могут быть разные – врач не так объяснил, пациент не верит в позитивный исход лечения или просто нет возможности приобрести препараты. 

Хронические неинфекционные заболевания не вылечиваются, на то они и называются хронические, но за их течением нужно внимательно наблюдать, предотвращая развитие осложнений. От того, насколько эффективно проводится диспансерное наблюдение, зависит, как долго продлится ремиссия. В этой связи считаю, что будущее за дистанционными методами диспансерного наблюдения.

Что следовало бы исправить в системе оказания профилактической помощи?

Главная задача сейчас, чтобы пациент просто пришел на диспансеризацию. 

Когда он уже оказался в поликлинике или в кабинете медицинской профилактики, специалисты четко понимают, что надо делать. Проведена огромная работа по сокращению времени проведения диспансеризации, особенно первого этапа, развивается проект «Бережливая поликлиника», создается комфортная для пациента среда. Но если он не придет, все это бессмысленно, поэтому мы сейчас направляем серьезные ресурсы на мотивацию граждан явиться на профилактический осмотр. Это часть ответственного отношения к своему здоровью.

Пациентам напоминают о визите представители страховых компаний, у нас есть огромная боеспособная армия волонтеров. 

Но нужно делать еще больше – выделять время на федеральных каналах, объяснять, что ничего сложного в диспансеризации нет, человека обязательно встретят, обследуют и дадут заключение. Я считаю, наша главная цель – сделать пациента нашим партнером. Сейчас, несмотря на все принимаемые меры, число людей, проходящих диспансеризацию в России, не превышает 21-22 млн человек в год.

Какой метод мотивации пациентов может быть наиболее действенным?

Самый серьезный потенциал — в кооперации с работодателями. 

Большинство нашего трудоспособного населения работают, люди дорожат своей работой, любят работать. Поэтому, если работодатель будет заинтересован в том, чтобы сотрудники проходили регулярный профосмотр и диспансеризацию, мы сможем увеличить охват граждан, регулярно занимающихся профилактикой, увеличить раннюю выявляемость заболеваний.

Думаю, должны быть разработаны нормы, закрепляющие за работодателем определенную ответственность за прохождение сотрудниками профосмотров и диспансеризации. 

Ведь четко выстроенная система профилактики и раннего выявления заболеваний дает конкретный экономический эффект – по объему затрат это минимальное вложение в здравоохранение, притом что эти деньги возвращаются потом за счет использования трудовых ресурсов. Люди реже выходят на больничный, меньше госпитализируются, более эффективно работают.

МОЛОДЫЕ ДВИГАЮТСЯ МЕНЬШЕ, ЧЕМ ЛЮДИ ПОСЛЕ 40

Каким рискам развития каких неинфекционных заболеваний сейчас подвержено население страны?

В 2013 году было проведено на эту тему масштабное исследование «Эссе РФ», в котором приняли участие 23 тысячи человек из 13 регионов. По результатам этого исследования был определен уровень распространенности курения, гипертонии, ожирения и других факторов. 

Снизилось потребление алкоголя на душу населения, стало меньше алкогольных психозов. А вот чем нельзя похвастаться, так это распространенностью ожирения. 

Например, в период с 2003 по 2013 год ожирение среди мужчин увеличилось вдвое, и сейчас этот показатель еще более высокий. На ожирение влияют два фактора – приход энергии, то есть питание, и расход энергии, то есть двигательная активность.

Мы проанализировали и выяснили, что молодые люди двигаются меньше, чем люди после 40. Возможно, это связано с периодом обучения, но выявление глубинных причин – предмет нашей последующей работы.

Новая философия 4П – что это такое?

В прошлом году приказом № 186 Минздрав утвердил концепции превентивной, предиктивной и персонализированной медицины. Многие частные клиники объявили своей новой философией концепцию 4П. Чем она отличается от профилактики?

В этой концепции каждое «П» – это самостоятельное направление, которое нужно рассматривать отдельно:

  1. персонализированная, 
  2. предиктивная, 
  3. превентивная, 
  4. партисипативная медицина. 

Например, что такое персонализированный подход? Мы все знаем о профилактике, о том, что нельзя пить, курить, что нужно заниматься спортом, следить за уровнем глюкозы и холестерина в крови. Но вот есть два пациента, которые все это делают абсолютно одинаково, но у одного развивается сердечно-сосудистая катастрофа, а у другого – нет. Почему? Дело в генетическом факторе – до 15% причин развития заболевания эксперты объясняют генетикой.

Так что персонализированный подход подразумевает анализ генетического портрета пациента, его тщательное обследование и таргетный подход к лечению. 

Отдельная история – партнерство с пациентом и формирование здорового образа жизни. Это элемент партисипативного подхода. 

Но чтобы развивать эту тему, нужно понимать, что в принципе входит в понятие «здоровый образ жизни». Вы не должны пить, курить, а может, не нужно есть мясо? Слишком много составляющих. Минимизации какого фактора риска отдать предпочтение? 

Поэтому с помощью специальной математической модели, анализирующей данные большой выборки пациентов, наши специалисты предложили индекс здоровья, учитывающий целый ряд факторов.

Как показывает индекс, в первую очередь не следует курить и злоупотреблять алкоголем, солью, необходимо есть не менее 400 граммов овощей и фруктов в сутки, двигаться не менее часа в день, проходя в среднем не менее 5 км, а в режиме интенсивных нагрузок – около 30 минут в день. Вот они – пять постулатов здорового образа жизни. 

Источник!

Не нравится
Нравится
источник: https://zm-sochi.livejournal.com/1228869.html     рейтинг: 0  

Городской Блог