Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

«Очень хотим китайского туриста». Как власти ищут деньги там, где их нет?

15:10, 19.01.2019  sochi

Жители КНР теперь – самые желанные гости в российских городах. Отвечают ли они взаимностью?

Если в минувшие новогодние праздники вы гуляли по центру Москвы или Санкт-Петербурга, то вам не нужно рассказывать, кто делает погоду в российском въездном туризме. Китайцы теперь повсюду. Уральские и сибирские города, малоизвестные на мировом рынке путешествий, и те отмечают небывалый наплыв туристов из КНР. На китайском языке издан гид по достопримечательностям Челябинска. Новосибирская область рапортует, что приняла за прошлый год в шесть раз больше китайских туристов, чем отправила местных – в Китай. А в Тюменской области, по подсчетам чиновников, ежегодное число гостей из этой страны уже почти сравнялось с городским населением региона.

Ажиотаж охватывает все больше территорий. 

Губернатор Калининградской области Антон Алиханов обещал «подготовить необходимую инфраструктуру – меню в ресторанах на китайском, достаточное количество переводчиков». «Мы очень хотим, чтобы китайский турист поехал к нам», – заявил на неделе губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров.

В прошлом году Россия экспортировала услуги по статье «поездки» на менее чем $9 млрд. С таким результатом (около 0,7% общемирового итога) страна сильно отстает от лидеров международного туризма. Выезжают из РФ существенно больше, чем въезжают. Как отмечается в докладе Центра стратегических разработок, отрицательное сальдо по данной статье превышает $22 млрд.

Решение? Для власти оно очевидно: теснее работать с китайцами, что «может существенно улучшить состояние внешних расчетов РФ».

О туризме как мощном экономическом мультипликаторе в России говорится по меньшей мере последние 10 лет. И 400-миллионный (если верить Госкомитету КНР по делам реформ и развития) китайский средний класс, казалось бы, обещает вдохнуть жизнь в туристический рынок, экспорт услуг которого в правительстве в ближайшие пять лет надеются довести до более чем $15 млрд.

Вероятно, чиновники будут разочарованы, но российско-китайский туризм – не то, чем кажется.

В начале ⁠прошлого года ⁠турбизнес Петербурга ⁠обратился ⁠к прессе с заявлением, что путешественники из КНР не только ⁠не ⁠приносят пользы российской экономике, но и разрушают местную индустрию гостеприимства. Схему работы с турпотоком Юрий Цуркан, глава совета Ассоциации содействия российско-китайскому туризму, описал, как отлаженный теневой бизнес:

«Китайские предприниматели пользуются тем, что по межправительственному соглашению группы туристов могут обходиться без местного гида, с одним лишь сопровождающим, который может быть и гражданином КНР. Почти все те, кто обслуживают китайские группы в РФ – “гиды”, водители, владельцы “отелей” и т.д. – являются гражданами Китая и не платят налоги в российский бюджет. Туристы ходят в “свои” магазины, рестораны и т.п. Кроме бюджета, страдает местная туристическая отрасль, а также нет никаких гарантий безопасности ни для самих туристов, ни для принимающей стороны».

Масштаб, с которым ассоциируются преимущества любого делового сотрудничества с Китаем, может быть обманчив. 

По данным Всемирной туристской организации UNWTO, в 2017 году китайские туристы потратили за рубежом $258 млрд. Но Россия довольствуется лишь исчезающе малой долей этих денег. По оценкам неназванных экспертов, на которые ссылается Ростуризм, общие поступления от китайского въездного туризма в Россию за тот же период составили $2 млрд. При этом, по данным Сбербанка, через систему China Union Pay, которой активно пользуются граждане КНР, те в 2017 году потратили в РФ лишь $30 млн.

Чтобы понять, можно ли увеличить эти цифры, нужно ясно представлять не только практику организации поездок, но и ценность продукта в глазах потребителя.

По словам главы департамента въездного туризма Ассоциации туроператоров России Александра Макляровского, в особом интересе именно к России – истории, культуре и укладу жизни ее городов – китайцы не замечены. Для жителя перенаселенного китайского мегаполиса с плохой экологией важна скорее сама возможность отпуска в другой стране – и хорошо, если географически близкой и недорогой.

Количество поездок китайцев в Россию, несомненно, растет, но не стоит обольщаться относительно их бюджета. 

Учитывая, что за последние несколько лет курс рубля к юаню упал вдвое, туры в Россию теперь доступны, в том числе, гражданам КНР с доходами ниже среднего. Цена стандартной поездки в составе группы на шесть дней с посещением Москвы и Санкт-Петербурга не достигает и $700. 

«В низкий сезон китайцам слетать к нам дешевле, чем петербуржцу, например, на выходные съездить в Москву», – отмечает Виктория Баргачева, глава Петербургской ассоциации гидов-переводчиков китайского языка, которую цитирует издание «812» (экономия на этом не заканчивается – примечательно, что на граждан КНР пришлось семь из десяти чеков, принятых российской таможней по системе tax free в период чемпионата мира по футболу).

Доступность и финансовый комфорт – генератор китайского туризма в стране. Но это обстоятельство Ростуризм старательно игнорирует, уверовав в золотую жилу и подсчитывая долю в выручке «премиум-сегмента розничной торговли Москвы и Санкт-Петербурга, которая пришлась на приезжих из Китая». Власть склонна представлять современную Россию недооцененным бутиком, готовым продавать туристам бесценные впечатления наряду с брендовой одеждой и ювелирными изделиями. Но правда в том, что для многих гостей из КНР современная Россия – не бутик, а, скорее, жесткий дискаунтер. Совсем другая бизнес-модель.

Евгений Карасюк

Не нравится
Нравится
источник: https://zm-sochi.livejournal.com/1207639.html     рейтинг: 0  

Городской Блог