На чем российская экономика за последние четыре года потеряла 41 трлн рублей? Разбирался Александр Трушин.
Опубликованные на минувшей неделе независимые исследования показывают: промышленность России неэффективна, а большинство россиян — 60 млн человек — трудятся на низкопроизводительных рабочих местах. Из-за этого экономика теряет колоссальные деньги: за последние 4 года недосчитались… 41 трлн рублей! Цифра ошеломляющая, но исследователи утверждают — обоснованная. А ситуация настолько сложна, что даже Минэкономразвития предлагает инвестировать за рубежом, а не внутри страны. В тревожные цифры и печальные обстоятельства попытался вникнуть «Огонек»
Всемирный банк в конце сентября опубликовал исследование качества государственного управления экономикой (World Governance Indicators, WGI). Если коротко: регуляторная среда для бизнеса в России в 2017 году ухудшилась, качество госуправления ниже среднего. Наша страна оказалась на 138-м месте среди 212 участников рейтинга.
Минус 41 триллион
В исследовании использованы данные Федеральной налоговой службы по 88 тысячам средних и малых промышленных предприятий. Статистика говорит: в России в 2018 году числится 19 тысяч средних и 236 тысяч малых предприятий. Но исследователи учитывали только промышленные предприятия, исключив услуги, торговлю и, разумеется, фирмы-однодневки. Крупные холдинги, а также финансовые и торговые организации в исследовании ИЭР не участвовали. Почему такой отбор? Промышленные предприятия — это основные создатели товаров или материальных ценностей, того, что идет на промежуточное или конечное потребление в стране.
Реальность в нашем случае такова: за три года после 2014-го общие объемы добавленной стоимости на предприятиях по основной системе налогообложения снизились на 40 процентов — со 101 трлн 287 млрд до 60 трлн 185 млрд. При этом число занятых на предприятиях увеличилось с 45 772 до 46 431 тысячи человек. Выработка добавленной стоимости на одного работника упала с 2014 по 2017 год на 41 процент: с 2,21 до 1,3 млн рублей. То есть мы все вместе за последние три года стали работать хуже, а экономика страны потеряла из-за этого 41 трлн рублей. Эта цифра, объясняет Анастасия Алехнович, получена (на основе данных ФНС) как разница между объемом добавленной стоимости в 2014 году и в 2017 году. Еще Институт экономики роста фиксирует: эффективность российской промышленности не то чтобы не растет, а круто падает — за последние 10 лет общая рентабельность предприятий снизилась в 8 раз: с 10,5 процента в 2007 году до 1,8 процента в первом квартале 2018 года.
Кажется, только ленивый у нас не издевался над «невидимой рукой рынка», которая должна была «все отрегулировать». Но сейчас мы зашли в тот тупик, куда не хотели попадать: «рука рынка» не функционирует, «ручное управление» заставить экономику расти не может. Да и набор целей четко не сформулирован — эксперты утверждают, что у нас отсутствует комплексная стратегия социально-экономического развития, без которой немыслима экономика развитых стран.
Последний раз такой документ сочиняли в 2008 году. Собрали едва ли не всех крупных экономистов, они за полгода написали увесистый труд — «Стратегия социально-экономического развития РФ до 2020 года». Его приняли, утвердили и… забыли. Практически ничего из той стратегии не было выполнено (не потому, что она была плоха, а потому, что у нас привыкли управлять, реагируя на сиюминутную ситуацию). Потом 28 июня 2014 года был принят закон № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Там записано, что такой важнейший для страны документ должен разрабатываться на шесть лет, затем широко обсуждаться в обществе и утверждаться Федеральным собранием. После чего реализовываться в указах президента. У нас ситуация пока не по закону: указы уже есть, а стратегии еще нет…
Стратегию, впрочем, успешно заменяют тенденции. Одна из них — вывоз капитала из страны. В исследовании ИЭР рекордный объем зафиксирован в 2014 году — 152,1 млрд долларов, показатель последнего в документе 2017-го — 27,3 млрд долларов. Государство, Минфин с ЦБ тут вроде ни при чем — это частные капиталы, то есть деньги собственников, стейкхолдеров, акционеров промышленных предприятий. С чего ж такая тенденция? Яков Миркин, заведующий отделом рынков капитала ИМЭМО РАН, поясняет: «Это следствие высоких рисков, когда инвесторы кожей ощущают, что в стране ожидаются неприятности, вызванные высокими налогами и административным прессом. Мы создали офшоризованную экономику, в которой бизнес предпочитает выводить деньги. За 25 лет Россия стала страной чистого вывоза частного капитала. За это время ушли вчистую примерно 800 млрд долларов».
Полностью здесь:
https://www.kommersant.ru/doc/3758021