Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

Об устройстве образовательной системы в Российской империи в начале ХХ века

15:10, 17.08.2018  sochi

"До революции 1917 года начальное (или по терминологии того времени, низшее) образование осуществлялось в 104 350 учебных заведениях (здесь и далее данные на 1911 год). В них преподавало почти 165 тыс. учителей и обучалось более 6,5 млн. детей.

Из этого числа подавляющую часть составляли начальные «народные» училища Министерства народного просвещения (почти 60 тыс. с 4,2 млн. учащихся) и церковно-приходские (и другие начальные) школы ведомства Святейшего Синода (почти 38 тыс. с 1,8 млн. учащихся). Эти два основных типа начальных школ в стране составляли 94% от всего количества начальных школ в стране, и в них обучалось 92% всех учеников низшей школы.



Хотя начальными народными училищами ведало земство, а церковно-приходскими училищами – церковь, программа обучения в них включала приблизительно один и тот же набор предметов, а именно: закон Божий, чтение по книгам гражданской и церковной печати, письмо, первые четыре действия арифметики. По возможности добавлялись церковное пение, ремесла, гимнастика. В процессе обучения письму и русской словесности дети получали также начальные познания по географии, естествознанию, истории.

Земские начальные школы были рассчитаны на трехлетний срок обучения. Приходские училища были одноклассные (с двухгодичным сроком обучения) и двухклассные (с четырехгодичным).

Еще примерно полмиллиона детей проходило обучение в низших профессиональных школах (ремесленных, сельскохозяйственных, лесных, коммерческих, технических), так называемых «городских» школах и начальных школах прочих ведомств. Допускалось также домашнее обучение под руководством специальных учителей.

Наряду с типовыми школами в местностях с компактным проживанием нерусского населения существовали школы инородческие и иноверческие, где программы обучения особо регулировались законодательством. Все эти школы (протестантские, католические, армяно-григорианские, колонистские и т.п.) также подчинялись министерству народного просвещения и работали по типовым программам, но вместо закона Божьего представители духовенства соответствующих исповеданий имели право наблюдать за религиозным образованием юношества в рамках своей религии.

Караимы имели училища при синагогах, существовали магометанские школы (медресе и низшие школы при мечетях), еврейские учебные заведения.

К примеру, в еврейские учебные заведения принимались в первый класс дети в возрасте 6-10 лет. В подготовительном классе изучались русский язык и письмо, счисление до 100, древнееврейский язык и объяснение первой книги Моисеева Пятикнижия; в одноклассном училище – русский язык, четыре первых правила арифметики и все остальные предметы по программам начальных народных училищ. Преподавание осуществлялось на русском языке.

Своеобразием отличалась постановка учебного дела на казачьих территориях. Здесь, в отличие от большей части территории страны существовало обязательное обучение детей грамоте. Мальчики обучались с 9 до 15 лет, а девочки – с 8 до 14. Обучение длилось 5-6 лет. В каждой казачьей станице существовало две школы – мужская и женская. Помимо предметов, входивших в программы начальных народных училищ, были обязательными – гимнастика, церковное пение и фронтовое обучение. Дополнительно мальчиков обучали ремеслам, а девочек рукоделию.

(Основные источники: Куломзин А.Н. Опытный подсчет современного состояния нашего народного образования. СПб., 1912; Фальборк Г., Чарнолусский В. Народное образование в России. СПб., б.д. [1900])

Не нравится
Нравится
источник: https://zm-sochi.livejournal.com/1146811.html     рейтинг: 0  

Городской Блог