Календарь

Март 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

17:31, 18.04.2014

Руководство страны планирует вернуть самолеты в Шаталово

Пять лет с момента передислокации Шаталовского разведывательного авиаполка пролетели со скоростью звука. В ноябре 2009 года Смоленщина провожала в Воронеж лучшее подразделение ВВС России. Ни ветераны части, ни власти региона, ни простые смоляне так и не поняли этого решения Минобороны. Может быть, поэтому даже спустя пять лет население Шаталова ждет и надеется, что вся военная инфраструктура вот-вот «загудит и загрохочет». Как говорят летчики, сюда вновь посадят часть. «Рабочий путь» внимательно следит за всеми перипетиями, начиная с первых упоминаний о перебазировании авиаполка. Сейчас мы решили вновь проведать Шаталово, чтобы узнать, как живет городок.

Пять лет с момента передислокации Шаталовского разведывательного авиаполка пролетели со скоростью звука. В ноябре 2009 года Смоленщина провожала в Воронеж лучшее подразделение ВВС России. Ни ветераны части, ни власти региона, ни простые смоляне так и не поняли этого решения Минобороны. Может быть, поэтому даже спустя пять лет население Шаталова ждет и надеется, что вся военная инфраструктура вот-вот «загудит и загрохочет». Как говорят летчики, сюда вновь посадят часть. «Рабочий путь» внимательно следит за всеми перипетиями, начиная с первых упоминаний о перебазировании авиаполка. Сейчас мы решили вновь проведать Шаталово, чтобы узнать, как живет городок.Пункт беспрепятственного проходаС первых минут пребывания в части чувствуется отсутствие былой дисциплины. Раньше попасть даже в военный городок было не так-то просто. На входе дежурные обязательно посмотрят документы, спросят, с какой целью прибыли. Сейчас шлагбаум поднят, а в домике на пропускном пункте гуляет ветер.Наш провожатый - гв. полковник Николай Палалога. Боевой летчик, 28 лет проведший за штурвалом самолета. Он и сейчас по-военному немногословен. Думаю, и на встречу-то согласился только ради одного - еще раз поднять тему родного для него Шаталова.С ходу спрашиваю: - Проблем не наживете после репортажа?- Мне боятся нечего. Здесь в свое время многим дорогу перешел. Мы вместе с другими ветеранами не дали разворовать часть. Всем городком поднялись на защиту. Били в набат, стучались во все инстанции... Поднимаю подшивку за 2009 год и нахожу его сентябрьское выступление в «РП»: «Такая реформа нам непонятна. В недалеком прошлом на западном направлении от Москвы до Белоруссии базировались две истребительные дивизии и один разведполк. Сегодня началась ликвидация последних аэродромов. Ветераны возмущены тем, что полк выводится на авиабазу, где инфраструктура значительно хуже, чем на Шаталовском аэродроме: здесь свободно размещаются два авиаполка, вооруженных любыми типами самолетов. Помимо этого, перевод больно ударит по семьям военных и гражданскому персоналу части. На новом месте жилья для семей военнослужащих нет, а в оставленном гарнизоне начнется массовая безработица. Созданная авиационная комендатура не в состоянии обеспечить сохранность оставленного имущества».Спустя пять лет позиция Палалоги ничуть не изменилась. Пересаживаемся на его охотничий «Соболь» и отправляемся на «экскурсию» по части, у которой, по сути, «подрезали крылья». В начале пути Николай Васильевич показывает рукой на другое КПП и с горечью произносит: «Фотографируй. Раньше тебя бы сюда на километр не подпустили. А сейчас ходи куда хочешь». Первыми объезжаем объекты соцсферы: баню, Дом офицеров, казармы, прачечную, учебные корпуса летного состава, профилакторий. Все - в целости и сохранности. Но сюда вот уже пять лет не ступала нога человека. Двери наглухо закрыты, некоторые здания стоят с заколоченными окнами. Консервация. В случае необходимости - наводи марафет, заходи и пользуйся. Но пока некому. Из 3,5 тыс. человек сейчас здесь осталось не более 1,5 тыс. гражданских. Это ветераны ВВС, женщины и дети, военнослужащие комендатуры. Из объектов соцсферы исправно работает детский садик «Птенчик», который ранее был передан муниципалитету, что спасло его от неминуемого закрытия (деньги на его работу Минобороны вряд ли выделяло бы). Сейчас здесь находятся около 50 ребятишек от 2 до 7 лет. Музыкальная и общеобразовательная школы. А также котельная. Во время одной из остановок ко мне подошла жительница Шаталова, нянечка детсада: - Скажите, а «посадят» сюда часть или нет?- Не знаю.- А вы хотите?- Очень. Все здесь нравится, а как только появятся самолеты, и работа другая будет. Жизнь наладится. Ходят слухи, что все-таки наши надежды могут сбыться...Государственный подходДальше едем к взлетной полосе. Та же картина: на территории ТЭЧ (технико-эксплуатационной части) лежат разрезанные двигатели от Мигов, офицерская столовая закрыта на замок, окна заложены кирпичом. Бетонка пустуют, нет даже неисправных машин - все сдали на металлолом.- Видишь, хоть сейчас бери и поднимай самолет в небо. Все сохранено, - продолжает мой экскурсовод. - Последние годы мы доказывали на всех уровнях, что эта база уникальная. Помимо сказанного про инфраструктуру, здесь большое преимущество - компактное расположение части. По сигналу все офицеры через 8 минут прибывают на командный пункт, а через 40 минут мы можем подняться в небо и выполнять поставленные задачи. Зачем терять такой объект? Строить новый в другом городе - колоссальные затраты. Это негосударственный подход. И сейчас мы чувствуем, что дело сдвинулось с мертвой точки. Комитет ветеранов военной службы написал ряд обращений в этом году на имя президента, министра обороны, председателя Госдумы и т. д.11 марта этого года за подписью врио начальника Главного штаба ВВС РФ Ю. Петрушкова пришел обнадеживающий ответ: «Ваше обращение к Верховному Главнокомандующему ВС РФ рассмотрено... Аэродром Шаталово планируется к использованию в интересах авиации ВС РФ, в настоящее время прорабатывается вопрос о размещении на данном аэродроме авиационного подразделения».Кажется, все, что сделано за последние пять лет, не зря...

СПРАВКА РПВ 2009 году был произведен ремонт ВПП - вложено более 70 млн. рублей. Полностью заменена отопительная система на аэродроме - использовано более 5 км труб, на это потрачено около 28 млн. рублей. В 2013 году была капитально отремонтирована кровля лазарета, частично заменены деревянные оконные рамы на пластиковые, работы обошлись в 1 млн. рублей. Аэродром Шаталово включает в себя также 2 авиационных ГСМ, 2 железнодорожные рампы, авиационную ТЭЧ, 192 объекта домик ИАС. История аэродрома начинается с 30-х годов прошлого столетия. Здесь впервые в СССР осваивали реактивную технику: Ил-28Р, Як-27Р, Як-28Р, Миг-25РБ, Су-24МР. Самолеты, базировавшиеся в ШаталовеСу-24МР - советский/российский тактический разведывательный самолет. Предназначен для ведения комплексной всепогодной разведки днем или ночью на глубине до 400 км за линией боевого соприкосновения войск.На вооружение самолет принят в 1984 году. В отличие от базовой машины - фронтового бомбардировщика Су-24М, на разведчике отсутствует наступательное вооружение. Экипаж - 2 человека.Вооружение: 2 управляемые ракеты «воздух - воздух» Р-60, контейнеры с разведывательной аппаратурой и средствами радиоэлектронной борьбы. Разведывательное оборудование самолета представлено бортовым комплексом разведки БКР-1 в составе: - РЛС бокового обзора «Штык» - обеспечивает просмотр зоны шириной 24 км;- панорамный аэрофотоаппарат АП-402М;- перспективный аэрофотоаппарат А-100;- аппаратура ИК-разведки.

Миг-25РБ предназначен для ведения воздушной оптической, радиотехнической и радиолокационной разведки с больших высот, а также нанесения бомбовых ударов по стационарным площадным наземным целям, с высокой точностью поражает наземные цели с высот более 20 км.Экипаж - 1 человек.Оборудован подкрыльевой, а затем подфюзеляжной подвеской 4 бомб калибра 500 кг.Максимальная масса бомб - 4000 кг, может нести одну ядеpную боеголовку под фюзеляжем. Максимальная скорость - 3000 км/ч.

После "ухода" авиачасти Минобороны перестало финансировать содержание ряда объектов городка. Вот уже несколько лет двери Дома Офицеров закрыты наглухо, и самодеятельностью здесь даже не пахнет.

В местном профилактории также давно не ведется прием.

Шаталовская прачечная могла "обстирать" все население Смоленской области. Однако пока ее окна заколочены.

Вход в учебный корпус также закрыт, однако после наведения марафета, сюда можно будет приходить и обучаться.

Это жилой дом пришел в негодность еще в то время, когда часть базировалась в Шаталово, но местные жители уверены, что после ремонта, в доме можно будет жить.

Теперь на КПП шлагбаум поднят, а домик разорен и пустует.

КПП - вид изнутри (см. фото выше).

На площадке перед авиационной технико-эксплуатационной частью остались только разрезанные двигатели от МИГов, которые не успели сдать в металлолом.

Окна летной столовой заложены, двери - закрыты до лучших времен.

Домик "ближнего привода" аэродрома Шаталово постепенно растаскивается местными жителями на кирпичи, ценный металл срезан. В случае возвращения части, восстанавливать его придется с "нуля".

Тот же домик - вид изнутри. (см. фото выше).

Командно-диспетчерский пункт аэродрома. Раньше отсюда управляли полетами. Теперь здесь находятся офицеры комендатуры, которые следят за сохранностью имущества.

Казарма "законсервирована" и ждет новых постояльцев.

Хотя двери закрыты, но российский флаг никто не опускал.

"Взлетка" пока пустует, но ветераны части не теряют надежды, что в скором будущем ее будут использовать по прямому назначению.

Шаталовская школа продолжает работать, дети готовятся к выборам своего президента.

Автор: Сергей Обнорский
Ключевые слова: Смоленск
Источник: Рабочий путь
просмотров: 412

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.