Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

15:21, 11.09.2015

Смоленский драматический открывает сезон

Режиссёр Виталий Барковский – о Бродском, Эфросе и стоянии Зои...

11 сентября Смоленский государственный драматический театр имени А.С. Грибоедова открыл свой 236-й сезон. Каким он будет? Чего ждать зрителям? Как живётся художнику в современном мире? Об этом мы беседуем с главным режиссёром театра, заслуженным деятелем искусств Республики Беларусь Виталием БАРКОВСКИМ.Ученик мастера– Уважаемый Виталий Михайлович, мы с вами давно знакомы, сделали уже несколько интервью, и я позволю себе начать нашу сегодняшнюю беседу не совсем обычно. Я знаю, что вы с гордостью называете себя учеником великого режиссёра Анатолия Эфроса. На вашем рабочем столе стоит его портрет, и он очень много для вас значит. На днях ушёл из жизни актёр Лев Дуров, бывший своеобразным олицетворением Московского театра на Малой Бронной, где несколько лет служил Анатолий Эфрос и где он поставил свои лучшие спектакли. У меня к вам как к человеку, хорошо знавшего внутреннюю «кухню» этого театра, возник такой вопрос. Как вы относитесь к идее присвоить театру на Малой Бронной имя Льва Дурова?– Я думаю, что этому театру нужно присвоить имя Анатолия Эфроса. Это один из величайших художников, настоящих мастеров искусства! Я понимаю, что мы живём в эпоху распада ценностей. У нас часто подмастерье становится важнее, чем мастер. Анатолий Васильевич Эфрос – вот человек, который всё делал во благо искусства!.. Дуров – талантливый актёр. Он – фанатик театра. Он вызывает самые приятные воспоминания о том, как он работал на сцене. Он был настолько тренирован, настолько любил театр, настолько хотел быть первым, что направил все свои способности, всю свою жизнь на то, чтобы добиться этого. И во многом добился. Но того, что делал Эфрос, прежде в русском театральном искусстве не было. Ничего подобного!Кризис восприятия– Сейчас все говорят о кризисе, и он понимается прежде всего как материальный кризис. Вы прогнозируете какое-то изменение зрительского состава в связи с происходящим?– Так вышло, так сформировалось зрительское сознание, что интересны прежде всего эффекты и способы ублажить себя. Получить удовольствие от увиденного. Увиденного, которое не заставляет глубоко задумываться. Считается, что и так тяжело жить, поэтому не хочется смотреть на то, какие катастрофы происходят с людьми, как люди осознают эти катастрофы, становятся лучше и так далее. Нам скучно это смотреть! Кризис напрямую связан с психологией восприятия. Мы активно уступаем позиции выверенным моделям – как себя вести. Модель такая: нужно иметь больше денег, уметь их делать несмотря ни на какие потрясения вокруг тебя. Мы только потребляем, пытаемся всё купить. От этого возникает психология потребителя. Мы очень много потребляем и очень мало отдаём. Я не говорю про бывший Советский Союз – всё в мире так! В Англии, такой консервативной, такой мудрой, чопорной, такой хорошо одетой и причёсанной, хорошо воспитанной стране – происходит балаган, базар и бардак. Это страшно – чтобы в Англии был бардак!..– Как вы собираетесь привлекать зрителей, молодёжь?– Вообще, надежды очень мало на то, чтобы привлечь. Нормального сознания почти не осталось, интереса глубокого, искреннего… Есть необходимость у молодого человека ходить в театр? Нет! Есть много других источников информации.– Как вы относитесь к Сергею Довлатову, юбилей ухода которого широко отмечался недавно? Я знаю, Станислав Говорухин свой новый фильм поставил именно по Довлатову…– Довлатов – хороший человек и писатель, но он в последние годы заигрывал с тем миром, где бы его поддержали. Он – талантливый человек, он спасал своё имя. Да и Бродский – тоже спасался… Бродский начал писать на английском лучше, чем на русском. В Лондоне ему дали высочайшую оценку, его пригрели ребята очень высокого уровня, который и представить трудно. Заграница практически, по большому счёту, не дала Бродскому дополнительного объёма, глубины, она сфокусировала его. Причём на чём-то своём, не нашем. Даже Набоков – даже Набоков! – любил эффекты, страшно любил. Вообще, эффект как таковой – зараза, которая развалит любой организм, самый серьёзный. Эффект может уничтожить традицию.Несчастная девушка– Я знаю, что вы готовите премьеру – «Стояние Зои». История довольно мрачная или наоборот, дающая надежду – это как посмотреть. О девушке, окаменевшей с иконой в руках. По ней был поставлен известный фильм «Чудо» Александром Прошкиным…– Да, у нас в работе этот спектакль. Автор пьесы – Александр Игнашов, это лучший ученик Виктора Розова, к творчеству которого я отношусь с глубоким почтением. Фильм «Чудо», на мой взгляд, совершенно о другом. Про что наш спектакль? Для театра есть такое принципиальное понятие, как акт. Акт – это постижение и возврат через ломку к истинным ценностям. Этого не бывает в большом количестве. Это – удел единиц. У автора пьесы, Александра Игнашова, есть собственная позиция, он, как и Розов, отстаивает свой взгляд на русский ген, на русское наследие, на русскую деформацию. Он рассматривает происходящее по внутренней необходимости – в нём кричит эта Зоя, в нём кричит русское начало, деформированное всеми катаклизмами, которые пережил наш народ.Зою будет играть актриса Екатерина Максимова. В постановке также заняты: Юрий Гапеев, Александр Иванов, Валерий Брыксин, Геннадий Черкашин, народная артистка России Людмила Сичкарёва и другие.Видеть душой– Над чем вы ещё работаете?– Специально для нашего театра драматург Леон Агулянский написал пьесу, она называется «Видеть надо душой». Главная роль написана для народной артистки России Людмилы Александровны Сичкарёвой. У нас уже есть спектакль этого драматурга – «Дирижёр» с Егором Деюном.Агулянский – очень симпатичный человек, добрый друг нашего театра. Он напоминает мне самых лучших представителей моего московского круга.Какую мы преследуем цель в новой работе? Очень сложно возвращаться к тем добрым делам, что делали наши родители, деды и прадеды. Когда-то они собирались всей семьёй, вспоминали жизнь, долго беседовали. Герои пьесы не виделись 12 лет, а до того – ещё восемь. Они собрались, поскольку главная героиня, их мать, дала телеграмму, будто она умирает. В пьесе поднимаются очень важные жизненные проблемы, но она сделана в форме ироничной комедии. Мы попробуем разобраться в вопросе, что же случилось с детьми. С конформистами, которые хорошо понимают, сколько стоит правда, честь и совесть эпохи и которые уехали от своей матери. Пространство сегодняшней жизни искривилось, по нему трудно ступать – можно провалиться.– Накануне начала нового сезона не могу не спросить, какие изменения произошли в труппе театра?– У нас пополнение – к нам пришли новые актёры: Мария Вилюнова и Александр Кащаев. – Скажите, состоится ли следующий фестиваль «Смоленский ковчег»?– Фестиваль будет проходить с 5 по 12 апреля, и мы уже приступили к его подготовке. География фестиваля и спектр участников постоянно расширяются.– Спасибо! Желаю вам удачи.Фото: Дмитрий ПРУДНИКОВ

Автор: Сергей МУХАНОВ
Источник: Смоленская газета
просмотров: 93

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.