Редкий преподаватель жалует студентов-первокурсников, совсем недавно сменивших учебную скамью на гранит университетской науки, но уже активно совершающих первые шаги в рабочей специальности. «Ты сюда пришел учиться или работать», – возмущаются они, ставя очередной «неуд» за невыученный вопрос семинара. Это противостояние – студента-труженника и требовательного педагога – кажется нам вечным. Вместе с тем, в высших учебных заведениях внедряют новые хитрости учета посещаемости, профессора ставят «н» в блокноты, отмечают ответы в специальных бланках, подводят итоги на контрольных неделях… А студенты из-за неудобного рабочего графика продолжают прогуливать лекции, осваивая на практике все подводные камни будущей профессии, и, как показывает практика, в большинстве случаев сдают сессию быстрее тех, кто всецело посвящает себя учебе.
Многие удивляются этому факту, но на самом деле все очевидно. Работа приучает к эффективному использованию временных и денежных ресурсов: студенту нужно успеть и в аудиторию, и в офис; перекусить в недорогой столовой, а затем быстро запрыгнуть в недра общественного транспорта, чтобы «телепортироваться» из одной части города в другую.
Невольно задаешь себе вопрос: зачем нужен такой бешеный ритм в самое прекрасное и беззаботное время жизни? Не все так радужно. В большинстве высших учебных заведений слово «распределение» уже давно выпало из обихода, перспективы на трудоустройство по обращению работодателя на факультет призрачны, а производственная практика – сводится к «отпискам» в отчетных «тетрадках». Таким образом, на выходе получается, что найти приличную и хорошо оплачиваемую работу после окончания университета без минимального опыта, практически невозможно. Даже если на руках красный диплом.
Олег, математический факультет:
«Мне пришлось пойти на работу из-за денег, в которых очень нуждаюсь в данное время. В принципе, работаю почти по специальности, поэтому убиваю двух зайцев. И зарплату получаю и опыт. Но после окончания университета собираюсь искать другую работу, которая будет приносить более существенный доход».
Наталья, психолого-педагогический факультет:
«Для меня очень важен получаемый опыт, работа в школе мне нравится, с удовольствием осталась бы здесь. Но зарплата учителя оставляет желать лучшего, а своего жилья в городе нет. Поэтому придется искать другую работу, где оплата позволит как-то жить." Катерина, факультет экономики и управления: «Рисованием занимаюсь с ранних лет. Конечно же, после поступления в СмолГУ любимое занятие бросать не хотелось. Как то мне предложили нарисовать портрет, конечно же за небольшую сумму, ведь на заказ я этого никогда не делала. Я согласилась, даже не думая, что за это могут щедро платить в дальнейшем. Теперь в свободное от учебы время я рисую на заказ. Хобби может приносить и неплохой доход. Скоро я заканчиваю универ и даже не знаю, буду ли работать по специальности, так как устроиться очень тяжело».
В советское время к работающему студенту относились довольно жестоко. Он выпадал из отлаженной системы, в рамках которой основными задачами были учиться, не пропуская занятий, и активно участвовать во всех студенческих мероприятиях. Вместо получения опыта нужно было петь и танцевать. Сейчас это время прошло и у большинства преподавателей диаметрально противоположные взгляды…
Место без вывода
Сейчас значимым фактором является то, куда студент устраивается работать. Развитие навыков по специальности дает гораздо больше возможностей в будущем и помогает реализовать на практике полученные теоретические знания. Вопрос в том: получится ли у вас найти удобное место с гибким графиком, официальным оформлением и достойной зарплатой.
Вместе с тем, на первом плане остается одна из главных проблем современного студенчества: нежелание работодателей связываться с теми, кто не обладает необходимыми навыками и опытом работы в своей сфере. Ведь после окончания вузов в выигрыше остаются те, кто успел подработать и «вникнуть в систему»: они уже «съели» ни одни пуд соли и готовы к предстоящим трудностям. Трудно отрицать, что таких целеустремленных и «закаленных в трудовом бою» зачастую принимают на работу охотнее, чем тех, кто «зубрил» сухой теоретический материал и не пропускал ни одной пары.
Авторы: Гузовская Анастасия, Сидоренко Виктория, Смирнова Веста, Шклярова Мария.