Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

10:43, 08.08.2014

Секретная миссия детали

  Темпы современной жизни  стремительны, они заставляют зрителя общаться с Искусством на бегу. В результате из поля зрения выпадает масса занятных мелочей и деталей. Впрочем, отсутствие возможности солировать на картине не лишает мельчайшую деталь права на самостоятельную, негромкую партию.  Но в суете ты можешь не услышать ее  тихий, скромный голос и… потеряешь массу впечатлений!  - Виртуальный художественный проект «Крупным планом» не претендует на глубокое научное исследование, - говорит ведущий научный сотрудник Художественной галереи Татьяна Павлова. -   Он всего лишь берет на себя функцию привлечь внимание зрителя к любопытным мелочам работ, собранных в нашей коллекции. Кстати, этим приемом пользуются многие музеи. Тем не менее, образцы живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства представлены  в альбоме «Крупным планом» в совершенно необычном контексте!  

Темпы современной жизни  стремительны, они заставляют зрителя общаться с Искусством на бегу. В результате из поля зрения выпадает масса занятных мелочей и деталей.

Впрочем, отсутствие возможности солировать на картине не лишает мельчайшую деталь права на самостоятельную, негромкую партию.  Но в суете ты можешь не услышать ее  тихий, скромный голос и… потеряешь массу впечатлений! 

            Собачья выставка… «Крупным планом»

- Виртуальный художественный проект «Крупным планом» не претендует на глубокое научное исследование, - говорит ведущий научный сотрудник Художественной галереи Татьяна Павлова. -   Он всего лишь берет на себя функцию привлечь внимание зрителя к любопытным мелочам работ, собранных в нашей коллекции. Кстати, этим приемом пользуются многие музеи. Тем не менее, образцы живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства представлены  в альбоме «Крупным планом» в совершенно необычном контексте!  

Первой «ласточкой» стало виртуальное собрание художественных фрагментов «Крупным планом: птицы». Исследуя работы галереи и произведения, хранящиеся в запасниках музея-заповедника,  мы обнаружили, что на многих полотнах живописи, в скульптуре и графике (декоративно-прикладное искусство не исключение) присутствует масса птиц. Птица - очень популярный, востребованный в искусстве образ. 

- Как работает проект?

- Сначала мы показываем представленное в нашей экспозиции произведение,  а затем укрупняем деталь, которая нас интересует. Вы будете удивлены, но практически  каждый фрагмент представляет собой отдельную работу, которая не менее интересна, чем вся композиция в целом! 

Виртуальный альбом расширяет экспозиционные возможности Художественной галереи, так как включает произведения, которые хранятся в фондах. Проект становится очень интересной формой просмотра, это -своеобразное приглашение на вдумчивую экскурсию, которая дает пищу для размышлений и дарит незабываемые эмоции! 

Мы задумали сделать несколько выпусков виртуальных альбомов. Второй выпуск «Крупным планом: собаки», с которым вы очень скоро сможете познакомиться,  включает три раздела:   «Собаки России», «Собаки Западной Европы», «Собаки Востока».  Нам удалось фрагментировать около 180 художественных произведений живописи, скульптура, графики и ДПИ,  представленные в  коллекции галереи и фондах Смоленского музея-заповедника. 

Конечно же, собаки гораздо интереснее птиц!  Их образы хранят многие памятники истории, культуры и искусства. Около 10 тысяч лет назад собака появилась в охотничьих сценках наскальных росписей. Изображения хвостатых друзей человека запечатлены на надгробиях знати Древнего мира.  Самое раннее из них (III тыс. лет до н. э.) обнаружено в гробнице фараона Хуфу (Хеопса).

Начиная со Средневековья, собаки начинают завоевывать живописные полотна и гравюры европейских художников. Излюбленной темой становится охота. Аналогичные сцены воспроизводились даже в рукописных богословских книгах! Так, на одной из миниатюр рукописи XV века «Великолепный Часослов герцога Беррийского» подданный вельможи кормит борзую, на другой – собачья свора преследует дичь. 

В эпоху Ренессанса художники, освобождаясь от давления религиозных сюжетов,  начинают рисовать животных с натуры и украшают их изображениями куртуазные гравюры и бытовые сценки.  

В XVII веке в Голландии и Фландрии, в XVIII – во Франции, Германии и России появляются живописцы, для которых изображение животных становится прибыльным ремеслом. Аристократы очень любили заказывать портреты, запечатлевавших и их любимцев тоже. 

И все же только в середине XIX века изображение животных сумеет  выделиться в самостоятельный жанр анималистики, и образ четвероногих питомцев прочно укоренится во всех видах искусства. 

Художники XX века также не обойдут своим вниманием собаку, и это удивительное животное остается и поныне неиссякаемым источником вдохновения! Яркий тому пример - масштабное полотно Вячеслава Самарина «Мои».        

            Пойнтеры - трансформеры      

В проекте «Крупным планом: собаки» нашлось место и для «Двух пойнтеров» французского скульптора-анималиста Пьера-Жюль Мена (1810-1879).

Мен родился в семье преуспевающего мастера-литейщика, и еще в ранней юности отец обучил сына методам обработки металлов, - рассказывает Татьяна Павлова. - Впоследствии этот важный нюанс в жизни скульптора, сочетающего в себе мастерство рисовальщика и литейщика, окажет огромное влияние на его творчество и позволит добиться максимально реалистичного изображения животного, отлитого в бронзе, выразить в объеме настольной скульптуры пластику и индивидуальные особенности характера четвероногого друга. 

Быть может, именно поэтому работы Мена завоевали невероятную  популярность во второй половине  XIX века и тиражировались в бронзе, серебре, чугуне не только во Франции, где родился скульптор, но и в России. Русские аристократы воспринимали анималистические произведения Мена как высокое искусство, он был их любимцем! Увлечение настольной скульптурой Пьера-Жюля Мена стало модным, а украшение его собачками и взвившимися на дыбы лошадьми библиотек, гостиных и кабинетов  указывало на  хороший вкус и принадлежность хозяев дома к высшему свету.

Интересно, что Мен никогда не учился ни в одной из известных художественных школ, однако был необыкновенно одаренным от природы. Он начал рисовать в раннем детстве и регулярно посещал зоопарк «Jardin des Plantes», чтобы наблюдать, как двигаются животные.   

Мен отличался трепетным отношением к природе и был убежден, что крестьянский быт и незатейливая сельская природа имеют высокую эстетическую ценность. Его усердие и талант были вознаграждены сторицей – в 1851 году обозреватель английского журнала похвалил Пьер-Жюля «за совершенство в моделировании животных, в правильности отображения и красоты его представлений».   Примечательно, что  свои скульптуры Пьер- Жюль лепил с настоящих собак, принадлежавших конкретным хозяевам, - работал на заказ. Забавно, что фигурки одних и тех же собак могли  стать  участниками разных композиций. «Два пойнтера», сидящие на земле у старого дерева, существуют и в другой скульптурной вариации, дополненной миниатюрными щенками. 

Секрет вариативности работ Мена заключается в том, что каждая скульптура лепилась и отливалась  отдельно, и только после этого Пьер-Жюль, составляя композицию из собачек, закреплял их на подставке,  изображавшей фрагмент пейзажа. Кстати, в коллекции нашего музея есть еще одна скульптура Мена, изображающая собаку - сеттера Медора.

Творчество Пьера-Жюля Мена, как и произведения других французских анималистов, повлияло на развитие анималистической скульптуры в России. В каталогах знаменитого российского Каслинского завода (1900) и Кусинского литейного предприятия (1911) в качестве образцов для литья присутствуют более 10 предметов из коллекции Пьера-Жюля Мена. 

К сожалению, работы Мена сложно назвать шедеврами в полном смысле слова – уж больно они были растиражированы…   

P.S. И это еще не все: следующий детализированный проект, которым  порадуют смолян музейщики, расскажет о лошадях.

Автор: Анастасия Петракова
Ключевые слова: Смоленск
Источник: Рабочий путь
просмотров: 127

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.