Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

08:00, 24.10.2023

САРАТОВ - ЗАПРЯГАЙ-КА …КОНКУ : ПИСАТЕЛЬ И УЧЁНЫЙ О ЛЮБИМОМ ТРАНСПОРТЕ САРАТОВА

История города Саратова наполнена очень интересными фактами.

Об одном из таких рассказала Жанна Викторовна Андриевская, известный современный писатель, учёный, докторант Саратовского государственного университета, посол русского мира, которая сейчас находится в Саратове.

Конка - экипаж, который тянула пара лошадей. Их труд облегчался тем, что сама повозка двигалась по рельсам.

В России такой вид транспорта появился в 1820 году и пользовался успехом почти 100 лет.

А именно в Саратове конку построили в 1887 году. Официальной датой завершения строительства первой ветки конки считается 27 апреля. Хотя, справедливости ради, нужно отметить, что это было лишь начало.

Немало сил для этого отдал Леонид Петрович Блюммер - дворянин. известный в то время общественный деятель, журналист и юрист. Своё образование он получил в Европе, и оттуда же привёз многие прогрессивные идеи.

Почему именно конка?
В то время городские дороги представляли собой мощёную булыжную мостовую. Да и то - лишь на центральных и улицах. В остальном же – сплошные кочки, ямы, а в ненастье жидкая грязь. Доходило до того, что крепкие мужики зарабатывали тем, что переносили людей с одной улицы на другую и этим неплохо зарабатывали: за пятак детей и барынь – на руках, а мужчин – на спине.

А конная железная дорога была удобным выходом из этой ситуации. В вагоне, который ехал по ровным рельсам, поездка была сравнительно комфортной, пояти не трясло.

Хотя прокладывание рельсов для конки было достаточно дорогим, власти города поддержали инициативу Блюммера, и в рекордно короткие сроки в Саратове появился новый вид транспорта.

В 1885 году Блюммер заключил концессионный договор на постройку линий конно-железной дороги с Городской управой, согласно которому к Блюммеру переходили исключительные права на создание и эксплуатацию конно-железной дороги в Саратове в течение 40 лет, после чего предприниматель был обязан отдать всю систему в пользование города.

Первоначально сеть состояла из двух линий: от железнодорожного вокзала по Московской улице до Старособорной (ныне — Музейной) площади и по Большой Сергиевской улице (ныне — улице Чернышевского) от Московской до Александровской (Горького). Но постепенно сеть конки расширялась.
Были открыты маршруты по Ильинской (ныне — Чапаева) улице, по Астраханской улице до товарной железнодорожной станции (ныне — станция Саратов-II), по Никольской (Радищева) от Московской улицы до Константиновской (Советской) и далее по Константиновской до Народного театра (нынешнего Саратовского драмтеатра им. Слонова).

Пользовались ею очень многие горожане - от мала до велика. Проезд был сравнительно дешёвым. Даже самым простым людям конка была доступна.

Время работы — с 7 утра до 22 вечера. Интервал движения — 10 минут. Стоимость проезда — 5 копеек в первом классе (в салоне вагона) и 3 копейки во втором (стоя, не входя в салон). Для сравнения - поездка с извозчиком тогда стоила 20 копеек, батон белого хлеба – 7 копеек, литр молока – 14 копеек.

Есть, например, данные, что в 1900 по конно-железной дороге Саратова проехало около пяти с половиной миллионов пассажиров. Это примерно в 20 раз больше, чем население города в то время. Получился действительно транспорт, который нужен был городу.
В народе пели:
Эй, за Австралией, вдогонку
Саратов - запрягай-ка... КОНКУ !

Экипажи конки могли быть и приватные на 2-3 человека. Но были и по типу вагончиков: открытые или, чаще, закрытые, одноэтажные или двухэтажные, вмещавшие много человек (примерно до 30).

Если вагончик получался тяжёлым, то подпрягали дополнительных лошадей. Для этого нанимали мальчишек (форейтеров) и платили им совсем небольшие деньги.

Подножку в вагончиках делали широкую. Это давало возможность спокойно и безопасно заскочить в неё на ходу в любой точке дороги.

Установленные правила не разрешали мусорить в вагонах, плеваться, провозить животных. Следил за этим обычно кондуктор. Но горожане особо и не нарушали правила. Саратовская конка была в определённом роде образцовой.

Однако время шло, и становилось понятно, что Саратов на пороге новых открытий, усовершенствований.

24 октября 1908 года на улицах Саратова появился первый трамвай. Даже для большого города это была диковинка, поэтому посмотреть на чудной транспорт, а ещё и прокатиться на нём пришло много людей. По сохранившимся свидетельствам, по Немецкой улице в тот день проехало более 4 тысяч человек.

Трамвай людям понравился. Очень быстро он полностью заменил конку.

Сейчас - век совершенно новых технологий. Сейчас Саратов ждёт скоростного трамвая. Это личная инициатива губернатора Романа Бусаргина. Он рассказал, что скорость нового трамвая будет в пять раз быстрее обычного. И ездить он будет по бесшовным рельсам. То есть почти безшумно. Это принципиально изменит инфраструктуру города.

Ключевые слова: Саратов
Источник: Известия-Саратов
просмотров: 348

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.