Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

09:00, 14.10.2014

На сцене саратовской Академоперы - «Марица»

31 октября и 1 ноября в саратовском академическом театре оперы и балета состоятся премьерные показы оперетты Имре Кальмана «Марица».

Это произведение часто называют «венгерской рапсодией», а романтические венгерско-цыганские мотивы оперетты с их мечтательностью и изысканным блеском импровизационных украшений — откровением «мадьярской души» композитора.

Когда Имре Кальман начал работу над «Графиней Марицей», он был уже всемирно известным композитором. Премьера на сцене венского театра Ан дер Вин 28 февраля 1924 года прошла с огромным успехом. Новое произведение сразу же привлекло внимание публики и стало эталоном неовенской оперетты. «Марица» и по сей день пользуется таким же признанием публики, пленяя красотой мелодий, поэтичностью, полным любовных интриг и хитросплетений сюжетом.

В свое имение в поисках душевного спасения и надеждах на женское счастье возвращается графиня Марица. Кто же станет ее избранником?.. Ведь все мужчины, стоит им побывать в ее обществе хоть десять минут, непременно хотят на ней жениться!…
Однако, по мнению знатоков творчества Кальмана, эта «страстная венгерка» является «вещью несравнимо более тонкой, психологически сложной и загадочной…».

Своими мыслями по поводу оперетты поедлилась режиссер Дарья Жолнерова (Санкт-Петербург): «Марица» — спектакль о сильных людях. Сама Марица — выдающаяся личность, ни одна из героинь Кальмана, на мой взгляд, не обладает такой силой духа и таким драматическим масштабом, как она. С самого начала оперетты она уже на вершине, у нее есть все, кроме одного — счастья. В спектакле существуют две Марицы: одна — блистательная картинка, парадный портрет обладательницы громкого титула и миллионов… Другая Марица — усталый человек с мягким голосом, который отчаянно ищет счастье и не находит его. На этом противоречии основан главный конфликт спектакля.

Во многом «благодаря» советской традиции Тассило считается героем-любовником, однако, забывается, что за рамками оперетты он пережил трагедию — смерть отца и разорение. По моему мнению, Кальман заложил в драматургию образа Тассило, еще один конфликт, конфликт на все времена — социальный. И речь не о том, что он, граф, вынужден служить управляющим, это-то, что лежит на поверхности. Основное противоречие заключается в неизбежном столкновении разорившегося графа Тассило с теми людьми, для которых он перестал быть членом «клуба». Мы постарались показать этот конфликт на протяжении всего спектакля, включить его в мизансценическую канву, ведь в него оказываются втянуты все без исключения герои, поэтому он нашел выражение и в сценографическом решении, и в решении костюмов.

Сколько раз мы слышали: «Этого не может быть, потому что не может быть никогда». Нет, может. И Марица с Тассило будут счастливы гораздо раньше того, когда выяснится, что он — граф и снова богат, и мечтатель Зупан соединится с Лизой, несмотря ни на какие преграды, и беспринципный, расчетливый Драгомир вдруг запоет настоящее испанское танго, встретив давно потерянную любовь.

Я считаю, что жанр определяется не вычурными нарядами главных героинь, любовными дуэтами под нарисованной луной или бессмысленными вставными балетными номерами. Особенностью оперетты, на мой взгляд, является потрясающая легкость развязки по-настоящему серьезного и, казалось, неразрешимого конфликта. Там, где дело должно было закончиться трагедией, появляется тетка Тассило в легком подпитии и небрежным движением руки соединяет главных героев. Жанр определяется выходками чудака Зупана, который в компании мамы собирается просить руки Марицы, тут же раз и навсегда влюбляется в Лизу, попадая при этом в кучу нелепейших ситуаций. И, конечно, цыгане (куда же без них!)… Они вписаны в музыкальную драматургию не для венгерского антуража, они необходимы, чтобы сказать: «Надейтесь. Никого не слушайте. И не бойтесь».

просмотров: 228