Сенатор Совета Федерации Дмитрий Азаров, который возглавлял Самару с 2010 по 2014 гг., рассказал в интервью «МК» о реформе муниципальной власти в городе и ее последствиях.
... Планировалось, что Самара получит статус городского округа с делением на внутригородские районы, каждый из которых станет муниципальным образованием. Районы города должны были стать более самостоятельными, в том числе получить свой бюджет и дополнительные полномочия. Расскажите, какие полномочия из города были переданы на уровень районов? Как выбираются депутаты в районные советы и, вообще, как идет эксперимент?
— По пути двухуровневой системы муниципальной власти в России пошли всего три города — это Челябинск, который стартовал раньше всех, Самара и Махачкала. Кстати, я тогда уже не работал мэром и, честно говоря, считал, что переходить на новую систему в Самаре было не нужно. В чем идея реформы? Разделить город на городские районы, дать им самостоятельности, полномочия и собственный бюджет. В Самаре, где живет 1 млн 170 тыс. человек, 9 муниципальных районов. Причем, в отличие от Челябинска и Махачкалы, муниципалитеты в Самаре получили больше полномочий, потому что их готовность была гораздо выше.
Дело в том, что эти полномочия я начал передавать муниципалитетам еще до реформ, когда был мэром, и наши районные адми-нистрации уже готовы были к самостоятельной работе. Тогда горсовет Самары состоял из 35 депутатов.
А сколько депутатов в Самаре сейчас?
— На уровне созданных райсоветов — 284 депутата, которые избираются по смешанной системе, а уже из их числа избирается горсовет. Таким образом, если раньше на одного депутата приходилось по 35 тысяч человек населения, то сегодня — по 4-5 тыс., что равно двум-трем многоквартирным домам. Расчет был на то, что с увеличением количества депутатов произойдет «приближение» власти к народу, люди будут знать своего депутата по имени, лично, но, к сожалению, этого не произошло. Ко мне как к сенатору приходят на прием граждане, и я всегда спрашиваю, кто ваш депутат. К сожалению, за все время реформ только одна женщина назвала мне своего депутата, а это очень важный показатель…
Я был против реформы и потому, что искренне считал, что за время моей работы мэром установил плотные коммуникации с горожанами…
Конечно, у нас был официальный сайт, но не все люди знают, где он находится, как работает. И поэтому мы пошли туда, где были люди — твиттер, соцсети. В твиттере лично у меня было более 50 тыс. подписчиков. Я заставил всех глав районов, департаментов, прочих структурных подразделений завести свои странички в соцсетях. Твиттер оказался хорош тем, что там можно было писать не больше 140 символов, и после того, какие опусы присылали нам на сайт, твиттер был удобен тем, что суть проблемы — собаки, лекарства, мусор — понималась сразу.
Вы сами писали на запросы горожан?
— Сам. Либо в конце рабочего дня, либо где-нибудь в пробке, просматривал, потом давал поручения. Но поскольку там же были все мои коллеги, а отдельный департамент контролировал все это дело, в конце концов, получалось так, что все просьбы, жалобы к концу дня «разбирались» и без меня, по ним выносились решения, и мое дело было только все это отследить. Здесь важна была скорость, с которой все это делалось...
Полный текст интервью