Скульптурные группы на фасаде и фронтоне Самарского Художественного Музея безвозвратно утрачены.
На "странности" реставрации уникального здания, еще в 2017 году, обратил внимание журналист и градозащитник Армен Арутюнов:
В Самаре на главной улице Куйбышева реставрируют фасад областного художественного музея.
Это памятник архитектуры федерального значения — бывший Волжско-Камский коммерческий банк. Здание построено в 1913-1914 годах по проекту московского архитектора Якунина. Одной из главных особенностей фасада является керамический декор, выполненный в мастерской выдающегося художника и керамиста-технолога Петра Ваулина.
В Самаре это единственный пример использования металлизированной («имитационной») керамики. Технология изготовления заключается в том, что в результате обжига глазурованный слой напоминает металлическую поверхность. В России есть примеры подобного декора «под золото» и «под бронзу». В Самаре керамика бронзированная.
Несколько лет назад компания «Векторстройпроект» разработала проект реставрации здания. По проекту — это не керамический декор, а «позолоченные орнаментированные поверхности». Соответственно и реставрировать его решили методом позолоты. Проект каким-то образом прошел все стадии согласования, а подрядчик сейчас активно покрывает керамику сусальным золотом.
Что это значит? Обратите внимание на фотографии. Керамику сначала покрывают лаком, потом какой-то неведомой мне смесью цвета золота, а затем сусальным золотом (сейчас медальоны между первым и вторым этажами уже позолотили).
По сути мы имеем дело с утратой предмета охраны объекта культурного наследия. «Отреставрированную» керамику вряд ли получится восстановить. Кроме того, происходит цветовая подмена. На фотографиях отлично видно, какого цвета был декор и каким он становится.
Мы обратились с письмом к руководителю управления охраны памятников Самарской области Владимиру Филипенко с просьбой остановить процесс реставрации керамики и срочно созвать научно-методический совет при управлении. Необходимо привести проект реставрации в соответствии с законодательством и выработать правильный метод восстановления уникального для Самары произведения искусства.
Пока результата нет. Управление попросило подрядчика сделать экспертизу, чтобы понять состав декора (хотя все прекрасно знают что это), а работы тем временем продолжаются. На сегодняшний день уже позолотили основания колонн. Подбираются к капителям и фронтону. Понятно, что спешка к Чемпионату мира, но ведь туристам надо показать действительную ценность, а не позолоченный муляж!
Необходимо срочно остановить процесс, пока еще не поздно!
Прошел год, сейчас реставрация закончена, судя по свежим фотографиям самарского блогера Нины Дюковой и журналиста Армена Арутюнова, можно уверенно сказать - никакой бронзрованной керамики на фасаде здания теперь нет. Что там есть - судите сами. Очень печально, что упавший уровень реставрации губит памятники федерального значения, а контролирующие органы демонстрируют удивительную близорукость.