Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

16:17, 17.03.2024

Не только в день Прощеного воскресенья надо уметь искренне просить прощения

Совсем немного времени остается до начала Великого Поста – времени столь ожидаемого всеми православными верующими, времени благодатном для каждого христианина, времени усиленного труда над собой. И предваряет начало Великого Поста последний день Масленицы, воскресный день, известный всем как Прощеное
воскресенье. С этим днем в простонародье связано много преданий, правил, обычаев, которые не всегда соответствуют учению православной церкви,
и не редко ведут к неправильному пониманию смысла этого праздника. Для того чтобы понять отношение православной церкви к Прощеному воскресенью, мы обратились к благочинному Аксайского района – иерею Алексею (Шилову).

Иерей Алексей Шилов.
/ ФОТО из архива Свято-Успенского храма

– Не могли бы вы рассказать нашим читателям об истоках Прощеного воскресенья, о смысле этого праздника, о том что нужно делать в этот день, чтобы каждому из нас с чистым сердцем войти в Великий Пост?

– Начну с того, что принято называть Прощеным воскресеньем – это последнее воскресенье накануне Великого поста. Оно имеет три названия: Неделя сыропустная (сырная), Адамово изгнание и Прощеное воскресенье. Первые два названия встречаются в богослужебных книгах, тогда как именование Прощеное воскресенье – исключительно обиходное и употребляется только в православном быту. Неделей сыропустной этот день называется потому, что совершается заговение на сырную и молочную пищу (молочный сыр типа брынзы был основной скоромной пищей монахов). Наименование «изгнание Адамово» связано с тем, что само богослужение посвящено воспоминанию о создании человека, его падении и изгнании из рая. Наконец, название «Прощеное воскресенье» обусловлено совершением вечером в этот день чина прощения. Соответственно трем названиям данного воскресного дня, он заключает в себе три темы: грехопадение Адама и его следствия, вступление в Великий пост и прощение ближних.

– Наверное, многие из наших читателей, как и я, не знали, что день Прощеного воскресенья называется днем изгнания Адама из рая. Расскажите, как они связаны?

– Грехопадение Адама и изгнание из рая – основная тема всенощного бдения. Актуальность этого воспоминания накануне вступления в Великий пост заключается в следующем: первая заповедь, данная человеку, была заповедью о посте, пусть даже и в мягкой форме – запрещалось есть плоды всего лишь одного конкретного дерева. Адам нарушил эту заповедь и лишился тех благ, которые имел при сотворении. А поскольку из-за того, что Адам единожды не постился, довелось и нам много пострадать. Теперь при вступлении в Святую Четыредесятницу вспоминаем это событие, чтобы помнить, какое великое зло внесено в мир непощением, и радостно возложить на себя пост и блюсти его. В чем выражается идея, что мы своими грехами повторяем преступление своего праотца и подобно ему лишаемся рая (благодати Божьей, данной в Крещении). Также мы сокрушаемся о том, что по причине греха Адама все человечество утратило бессмертие и первозданное совершенство.

– Все верующие люди, а так же многие далекие от веры, в этот день стараются попросить у своих близких прощения. Кто-то делает это от сердца, а кто-то не придает этому особого значения. Расскажите, для чего необходимо испрашивать прощения друг у друга, примиряться со своими ближними?

– Прощеное воскресенье – это необходимый и очень важный этап, когда разногласия и противоречия мы должны победить желанием быть с Христом, когда мы делаем усилие над собой для того, чтобы надавить на собственную гордость и найти общий язык со своими ближними, прийти если не к полному прощению друг друга, то хотя бы пойти навстречу. Не противостоять друг другу, а видеть и слышать ближнего. Чаще всего разногласия и ссоры бывают между людьми из-за того, что они не готовы воспринимать другого таким, каков он есть, учитывать его идеи, интересы, желания. И именно поэтому мы остаемся в таком эгоистичном закрытом пространстве, замкнутые сами на себя в своей обиде, своем неудовлетворении. Об этом говорят нам евангельские строки: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой… и пойди прежде примирись с братом твоим» (Мф. 5, 23-24). Невозможно идти к Богу, если тебя тяготят эти цепи – разногласия, ссоры, обиды и так далее.

В пост важно войти не наскоком в день Прощеного воскресенья. Было бы целесообразней попытается поговорить с тем, с кем находишься в разногласии, раздоре, заранее. Прощеное воскресенье – это символ того, что мы оставляем все земные обиды, чтобы устремиться к Богу. Это не значит, что мы должны до последнего ждать наступления Прощеного воскресенья и в этот день обзвонить всех друзей и близких, или в соцсетях выложить открытку с надписью «Прости». Это должен быть, прежде всего, первый, сильный шаг навстречу Богу через сердце своего ближнего.

– Какова история возникновения Прощеного воскресенья?

– Основа чина прощения связана с древней традицией египетского монашества. Согласно этой традиции, на период Святой Четыредесятницы иноки удалялись в безлюдные пустынные места (как это описано, например, в житии преподобной Марии Египетской). Там они усиливали аскетические подвиги, предаваясь сосредоточенной напряженной молитве и покаянию, ради особого внутреннего очищения, достойного приготовления к Пасхе. Однако прежде чем покидать стены обителей, братья собирались для совместного богослужения. Это происходило в последний день Сырной седмицы. В этот день испрашивали друг у друга прощения, забывали накопившиеся обиды, заручались благословением. По окончании вечерни монахи расходились. Эта добрая монашеская традиция главным образом была связана с заповедью Христа о прощении ближним их прегрешений, хранении мира, любви.

Между тем, была на то и частная причина. Уходя в полудикие края, братья подвергали свои жизни потенциальной опасности: многие не знали, вернутся ли они к Пасхе, и даже – вернутся ли они вообще. Думая об этом, они понимали, что другого случая простить своих ближних и испросить у них прощения самому могло не представиться. Кто же хотел умереть без прощения, вне мира с братьями?

Впоследствии традиция испрашивать прощения и примиряться с ближними накануне Великого поста получила широкое распространение среди мирян. Такая практика помогает лучше настроиться на покаяние, приступить к соблюдению поста в возвышенном состоянии духа.

– Последняя неделя перед Великом Постом широко празднуется в России и называется Масленицей. Что в этом празднике есть христианского?

– Масленица уходит своими корнями в языческие времена. Праздник был связан с днем весеннего равноденствия, 21 марта, который был началом нового года по солнечному календарю. Празднование календарно было тесно связано с началом земледельческих работ и длилось две недели – неделю до дня весеннего равноденствия и неделю после. На Масленицу воздавались особые почести Ярилу – божеству весеннего солнца и плодородия, которое приходило на смену зимнему солнцу Коляде. Празднование Масленицы сопровождается целым циклом обрядов, одним из которых является сожжение соломенного чучела. В языческом понимании оно символизировало собой Морену – богиню бесплодной, болезненной дряхлости, увядания жизни и неизбежного конца ее – смерти. В образе Морены воплотилась идея ежегодного умирания и последующего возрождения природы. Традиция печь на Масленицу блины была связана с солярным культом, они символизировали солнце. Предполагалось, что само название «Масленица» происходит от «масло», которое раннее звучало как «мазало», то есть то, чем мазали блин. Смазать блин маслом – значит поднести дар солнцу, задобрить его. Масло в данном случае служило символом достатка, сулило богатый и сытый год.

С появлением христианства Масленица начала терять свою языческую сакрализацию. Православная Церковь усердно боролось с язычеством и для этого пошла проверенным путем, христианизировав Масленицу. Поскольку время празднования (21 марта) выпадало на Великий пост, а веселые гуляния и застолья никак не согласовывались с пониманием поста, то Масленицу перенесли на Сырную седмицу – последнюю подготовительную неделю перед началом поста. Употребление на Сырной седмице любой скоромной пищи, кроме мясной, вполне согласовывалось с поеданием блинов и других яств праздничного стола. Была уменьшена также и продолжительность праздника до одной недели. Тогда же, вероятно, утвердились «тематические» дни недели масленичной недели в той форме, что дошли до нас: встреча, заигрыши, лакомка, разгуляй, тещины вечерки, золовкины посиделки, проводы. Масленица отождествляется с Сырной седмицей (мясопустом) – последней подготовительной неделей перед началом Великого поста. Сырной она именуется потому, что, согласно уставу, на этой неделе уже не вкушается мясная пища, но дозволяются молоко, яйца и рыба.

– Как же, на самом деле, православный христианин должен проводить Масленицу?

– В первую очередь нужно помнить, что это Сырная седмица – подготовительная неделя к Великому посту. Стоит воздержаться от мясной пищи на Сырной седмице. Этим ограничением Церковь предлагает подготовить свой организм к наступлению Великого поста, в первые дни которого, согласно уставу, не вкушается никакой пищи. Но седмица – сплошная, то есть поста в среду и пятницу нет. Отягощение себя излишней пищей в эти дни чревато проблемами со здоровьем в результате резкого перехода на великопостный устав. Если и праздновать Масленицу, то умеренно, без переедания, не забывая о подготовке к Великому посту. Традиция есть блины никак не нарушает устава Сырной седмицы. Сходить в гости на блины или пригласить в гости близких – дело хорошее. Тем более, что впереди самый строгий и самый длинный пост в году.

Как правильно просить прощение и что нужно отвечать в ответ, когда попросили у тебя?

– На слова «Прости меня» православные искренне и от всего сердца отвечают: «Бог простит, и я прощаю», свидетельствуя, что и Господь простил причиненную обиду, и человек зла не держит. Когда человек просит прощения, он просит не суда, не того, чтобы полностью разобрать ситуацию, а признает, что принес боль и сожалеет об этом. И другой, прощая, понимает, что долги могут и остаться, но он тоже не судит. Слова «Бог простит» значат, что и я грешник, я тебе не судья. В этом суть христианского прощения. Думаю, греха не будет вместо «Бог простит» отвечать: «мне не за что тебя прощать» в тех случаях, когда действительно не за что. Это лучше, чем лишний раз нарушить третью заповедь, произнеся имя Божие всуе. Как правило, «непрощенный» в такой ситуации пытается доказывать, что «так положено»; в ответ на это можно ласково напомнить об опасности формального отношения к необходимости примирения перед постом. Но только если это напоминание действительно будет кротким и с любовью, иначе отсутствовавший для взаимного прощения повод может тут же и появиться.

Но все зависит от того, как мы прощаем. Нужно различать две грани – личное прощение и пожелание, чтобы Бог обидчика простил. Предположим, кто-то сделал мне подлость, просит у меня прощения, а я не имею сейчас сил его простить (хотя и понимаю, сделать это нужно), но я уверен в том, что если он покается, Бог его простит и я ему этого искренне желаю. Есть два разных источника прощения: мое личное (которое тоже важно) и собственно Божье. Многие люди, мы знаем, глубоко примирились с Богом, так и не получив прощения близких, которые их не поняли. Произнося «Бог простит», важно постараться вложить в эти слова искреннее желание, чтобы Господь действительно простил человека: «Я хочу, чтобы мы примирились, обрели мир между собой перед Богом».

Анна СЕМЕНОВА

Ключевые слова: Аксай
Источник: Газета «Победа»
просмотров: 126

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.