Календарь

Март 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

15:35, 01.06.2015

Бесценный дар

Братья Кирилл и Мефодий

В этот день Православная Церковь вспоминает создателей славянской азбуки – святых равноапостольных братьев Кирилла
и Мефодия. И хотя братья никогда не были в Древней Руси, без созданной ими азбуки было бы невозможным становление русской культуры и литературы.

Кем были Кирилл и Мефодий?

Кирилл (ок. 827 – 869) получил это имя при пострижении в схиму за 50 дней до своей смерти в Риме, всю жизнь он прожил с именем Константин, а за любовь к философии его называли Константин Философ. Мефодий (820 – 885) – монашеское имя преподобного, предположительно в миру его звали Михаилом. Кирилл и Мефодий родились в городе Фессалоники (Салоники) на территории Греции, которая в те времена входила в состав Византии. Их отец был высокопоставленным военачальником. Кирилл с детства проявлял интерес к наукам и иностранным языкам. Он получил превосходное образование при царском дворе, где его учителем был знаменитый Фотий, впоследствии патриарх Константинопольский.

По окончании учения святой Константин принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме святой Софии, но вскоре покинул столицу и тайно ушел в монастырь. Однако его разыскали и вернули в Константинополь, чтобы он стал преподавателем философии в высшем учебном заведении – придворной школе. С помощью мудрости и веры молодой Константин победил в прениях вождя еретиков-иконоборцев Анния. После этой победы император послал Константина на диспут о Святой Троице с сарацинами (мусульманами), где Философ также одержал победу.

Тем временем старший брат Мефодий, отслужив десять лет правителем одной из провинций, ушел в монастырь Олимп в Малой Азии. В 860-е годы, отказавшись от сана архиепископа, он стал игуменом монастыря Полихрон на азиатском берегу Мраморного моря, около города Кизика. По возвращении от сарацин святой Кирилл присоединился к брату, поскольку всегда желал монашеской жизни.

В 858 году хазары, кочевавшие на юго-востоке нынешней России, просили у императора Михаила проповедников веры. Император послал им братьев Кирилла и Мефодия. Путь их лежал через Корсунь (Херсонес Таврический), где миссионеры на время остановились для изучения иврита. Здесь же они открыли мощи святого Климента – Папы Римского. Большую часть святых мощей они увезли с собой. Но обратить в христианскую веру хазарского кагана, исповедовавшего иудаизм, братьям не удалось. Окрестив около 200 хазар и взяв с собой отпущенных на свободу пленных греков, они возвратились. Старший брат стал игуменствовать в Полихронием монастыре, а младший вернулся в Константинополь.

Как была создана славянская письменность?

В 863 году в Константинополь прибыло посольство правителя Великой Моравии князя Ростислава. Послы просили прислать учителей, которые могли бы проповедовать на славянском языке. Византийский император решил отправить туда Кирилла и Мефодия.

Отправляя братьев в Моравию, византийский император говорил Кириллу: «Знаю, что ты слаб и болен, но, кроме тебя, некому исполнить то, о чем они просят. Вы солуняне, а все солуняне чисто говорят по-славянски». – «Слаб я и болен, но рад идти, пеш и бос, готов за христианскую веру умрети», – отвечал Кирилл. «Имеют ли славяне азбуку? – спросил он. – Учить без азбуки и без книг – все равно, что писать беседу на воде».

Михаил Касаркин

Михаил Касаркин

И святой Кирилл начал работу над славянской азбукой, в основу которой лег греческий алфавит. Среди ученых нет единого мнения о том, какую именно азбуку создал Кирилл – кириллицу или глаголицу. В X – XI веках кириллица состояла из 43 букв: 25 были заимствованы из греческого алфавита, а 18 – построены относительно самостоятельно для передачи отсутствующих в греческом языке звуков старославянской речи. Глаголица во многом совпадает с кириллицей. Отличие состоит в форме букв, более сложных в написании. До XI – XII веков и кириллица, и глаголица применялись параллельно. Позже графически более совершенная кириллица повсеместно вытеснила глаголицу.

Со временем славянская грамота и переведенные на славянский язык книги распространились от Царьграда по всей восточной половине Балканского полуострова, в обширном Болгарском государстве, по течению Дуная, в современной Венгрии, до окраин Польши, Чехии, Хорватии и Сербии, наконец, до Киева и Новгорода. Это просвещение стало источником и символом славянского единения.

Вскоре по прибытии в Рим Кирилл занемог. Он завещал продолжение великого дела своему брату и скончался 14 февраля 869 года. Перед смертью он сказал Мефодию: «Мы с тобой, как два вола; от тяжелой ноши один упал, другой должен продолжать путь».
Святой Мефодий исполнил завещание брата: возвратившись в Моравию уже в сане архиепископа, он проповедовал 15 лет. Святой Мефодий скончался 19 апреля 885 года.

Как отмечают День славянской письменности и культуры?

Свято-Кирилло-Мефодиевский храм в поселке Рассвет Аксайского района

Свято-Кирилло-Мефодиевский храм в поселке Рассвет Аксайского района

В России празднование было установлено 24 мая 1863 года (11 мая по старому стилю). С приходом советской власти праздник упразднили, но в 1986 году он был возрожден, а с 1991 года День славянской письменности стал государственным праздником. Сегодня праздник отмечается повсеместно и очень торжественно: в этот день в России проводят фестивали, концерты и иные мероприятия. А центром праздничных мероприятий на территории нашего района традиционно становится храм равноапостольных Кирилла и Мефодия, который построен в поселке Рассвет. Название храма было выбрано не случайно. Поселок давно ориентирован на науку и образование. Здесь расположены научно-исследовательский институт сельского хозяйства, Центр агрохимических исследований, общеобразовательная школа, школа искусств и кадетский корпус – это своего рода «академгородок». И поэтому созданный приход был назван в честь святых равноапостольных братьев, считавшихся одними из прогрессивных деятелей и просветителей славянских народов.

28 октября 2012 года митрополитом Ростовским и Новочеркасским Меркурием совершено Великое освящение храма.
– Сначала, до строительства храма, богослужения проводились в сельском Доме культуры, – вспоминает настоятель Кирилло-Мефодиевского прихода протоиерей Михаил Касаркин. – В помещении было тесно, особенно когда приходило много людей – на Пасху, Крещение Господне.

А 24 мая, то есть в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, в 2000 году была осуществлена закладка храма, которую совершил благочинный приходов Новочеркасского округа протоиерей Олег Добринский в сослужении настоятеля Кирилло-Мефодиевского прихода священника Михаила Касаркина. Это был большой праздник для местного населения. При большом стечении верующих людей, представителей власти, общественности, учащейся молодежи и учителей на месте будущего храма был установлен Крест.

Строительство здания храма началось 2 июля 2001 года. Первая божественная литургия была отслужена здесь 24 мая 2003 года.
– Все последующие богослужения проходили в храме, где не было окон, дверей, постоянной крыши, полов, штукатурки и отопления, но мы были уже у себя дома, и это придавало сил. Мы твердо верили, что Господь, по молитвам святых Кирилла и Мефодия, и на этот раз не оставит нас без помощи. Ведь не случайно все наши ключевые события происходят в дни особого почитания святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, учителей и просветителей славянских народов, – говорит настоятель храма.

25 сентября 2004 года храм впервые посетил архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон. День был по-настоящему праздничным – даже осенние холода отступили, что позволило населению поселка насладиться величественным зрелищем. В этот день был освящен и установлен главный купол храма.

А в 2005 году Ростовская область была объявлена местом проведения Дней славянской письменности в России. Поскольку храм в Рассвете единственный в области носит имя Кирилла и Мефодия, то 24 мая 2005 года поселок принимал высокопоставленных гостей – представителей региональных властей и церкви.

20 апреля 2008 года с высоты еще недостроенной колокольни окрестности храма и всего поселка колокольный звон впервые возвестил о наступившем Празднике – Входе Господнем в Иерасулим, Вербном Воскресении! С этого дня колокола регулярно, в соответствии с уставом, исполняют свое величественное служение, наполняя воздушное пространство поселка и его окрестностей радостной вестью, прославляя Бога на языке Благовеста, Двузвона, Трезвона, Перезвона и Перебора.

Небольшой, но очень уютный, светлый храм на удивление гармонично вписался в окружающее его пространство. Он стал своеобразным центром, где пересекаются дороги к школе, кадетскому корпусу, научному институту, школе искусств. И по этим дорогам, которые ведут к храму, ежедневно проходят дети со своими родителями, идут на службу работники, проходят военные. Может, поэтому на каждом важном мероприятии в числе гостей – настоятель храма. Он – частый гость в образовательной школе и школе искусств, он ведет активную духовно-нравственную и воспитательную работу с кадетами, посещает воинские части, которые расположены на территории поселения.

– Вы думаете, сегодня общество понимает, какой праздник Россия отмечает 24 мая?

– Кто-то понимает, а кто-то нет. Поэтому наша задача – донести до людей знания о корнях этого праздника, в котором находятся истоки нашей культуры, национальной идентичности. Очень важно, чтобы люди понимали, что Кирилл и Мефодий – это те люди, которые помогли нам определиться со взглядами на добро и зло, жизнь и смерть. Благодаря их трудам славяне получили возможность воспринимать Евангелие и богослужение на своем родном языке. Ведь если бы в 988 году князь Владимир не принял православие и не крестил Русь, наш мир был бы другим. Если бы братья Кирилл и Мефодий за сто лет до этого не перевели богослужебные книги и Евангелие на славянский язык, не было бы нашей богатейшей культуры, основы всей жизни.

Подвиг Кирилла и Мефодия связан с развитием нашего языка и тем, в каком виде он существует сегодня. Мы должны помочь молодежи понять, что это были живые люди, деятельность которых напрямую связана с нашими представлениями о мире, – сказал в заключение протоирей Михаил.

Дни славянской письменности и культуры – это не только церковные, но и общественно значимые торжества, когда мы с гордостью говорим о своей национальной культуре для всех граждан и верующих. День славянской письменности и культуры – это праздник христианского просвещения, праздник родного слова, родной книги, родной литературы, родной культуры. Обучаясь различным наукам на родном языке, мы, по выражению древнерусского летописца, пожинаем то, что было посеяно древнейшими просветителями Руси, воспринявшими письменность от первых учителей славянских народов – святых Кирилла и Мефодия.

Елена ШЕВЧЕНКО.

Ключевые слова: Аксай
Источник: Газета «Победа»
просмотров: 344

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.