Здания Ростовской студии кинохроники, считайте, уже нет.
Его разрушение началось 21 февраля 2015 года, началось скрытно — со двора. Сам фасад почти два дня оставался целым. А 23 февраля загрохотало… Хотя, по большому счету, ликвидация началось 24 сентября 2013 года, когда государство продало здание Ростовской киностудии с аукциона частному владельцу. А если честно, то еще раньше, когда все без исключения региональные киностудии (все!) попали в план приватизации и до конца 2016 года будут проданы. В региональном кинопродукте страна, как выясняется, больше не нуждается.
25 сентября 2013 года здание Ростовской киностудии было продано бывшему вице-губернатору Краснодарского края Агафонову Алексею Юрьевичу за 53 миллиона 800 тысяч рублей. Региональное отделение ОНФ по Ростовской области считает цену заниженной в разы — если принимать во внимание настоящую рыночную стоимость такого здания в центре Ростова.
Вот как вспоминает борьбу за саму киностудию Игорь Дауров, бывший сотрудник Ростовской киностудии, председатель ее профкома и член Союза кинематографистов РФ:
— Ещё до аукциона мы несколько лет вели активнейшую борьбу за сохранение Ростовской киностудии, но нас никто не хотел слышать, никто не хотел с нами разговаривать, мы получали лишь отписки от чиновников, коих набралась целая папка. А ведь разговор шёл в основном о целесообразности или нет продажи кинопредприятия, единcтвенного в ЮФО. Есть федеральный закон, который запрещает это делать, если объект культуры находится в единственном числе в регионе. Но, как нам объяснили чиновники, есть и закон об акционировании и последующей приватизации киностудий. Только вместо этого последовала банальная продажа…
Разговор с двумя людьми, имеющими непосредственное отношение к охране памятников в Ростове-на-Дону, происходил на фоне работающего экскаватора.
Председатель Ростовского регионального отделения ВООПиК Александр Кожин:
— Идет обычное дело — снос исторического здания, точно также, как это происходит в Питере или Москве. И дело даже не в том, что у здания нет статуса памятника. Речь идет о том, что есть интересное здание, построенное в 1952 году, есть старейшая улица — Скобелевская (нынче Красноармейская, она же Степная). И здание должно было быть сохранено вне зависимости — имеет оно статус памятника или нет. И те, кто является первыми лицами города, должны делать шаги в этом направлении, ибо у органов, которые занимаются архитектурой, руки коротки. В таких случаях должен работать административный ресурс, если мы действительно хотим, чтобы у нас в Ростове сохранялся исторический центр.
21 февраля после звонков ко мне с информацией, что рушат здание, я, в свою очередь, позвонил в полицию, и какой-то полицейский чин спросил меня: «А что нам делать?» А вот что ответил тот же полицейский через три часа: «В здании ведется обычный ремонт». А сегодня (24 февраля — прим. ред.) он мне говорит: «Пишите в прокуратуру».
Но ведь перед нами весьма традиционная ситуация: когда нет документов, которые позволяют в рамках закона вести работы по разборке здания, тогда прибегают к известному механизму — здание начинают просто сносить в праздники или выходные. А далее говорится, что уже сделать ничего нельзя. Даже если дело доходит до суда, то штраф нынешнее законодательство предполагает небольшой, так как здания обычно записаны на физическое лицо.
В разговор вмешивается архитектор Артур Токарев, изучающий архитектуру Ростова-на-Дону 1920–1950-х годов:
— Если сейчас ломают капитальные здания, так замечательно вписанные в городскую среду, то что говорить обо всем остальном?! И нужно иметь самые низкие моральные качества, чтобы на месте памятника проектировать очередной торговый центр. Кстати, для того, чтобы снести здание, так же нужен согласованный проект, в существовании которого есть большие сомнения.
Кстати. В декабре 2014 года, подводя итоги Года культуры, первый замгубернатора Игорь Гуськов заявил журналистам, что специалисты министерства культуры области и министр культуры Александр Резванов имеют соответствующее поручение: они должны сделать историко-культурную экспертизу здания Ростовской студии кинохроники и сказать — можно ли отнести здание к памятникам истории и культуры. И только после этого можно говорить о перспективах его сохранения. Узнать, выполнено ли поручение, так и не удалось… Да имеет ли это сегодня значение!…