Северо-Кавказская дорога отмечает свое 160-летие. К юбилейной дате приурочена книжная выставка «Проект века: Владикавказская железная дорога», которая начнет свою работу завтра, 18 января, в выставочной зоне Центра книжного культурного наследия Донской государственной публичной библиотеки.
10 января 1864 года (29 декабря 1863 года по старому стилю) была введена в строй железнодорожная линия протяженностью 66 верст от Грушевского посада (г. Шахты) через Новочеркасск до станицы Аксайской, с веткой к угольным копям и пристанью на донском берегу. Эту дату и принято считать днем рождения СКЖД.
Спустя 4 года железная дорога была продлена до Ростова-на-Дону. И в первый же год после выхода Грушевской линии к Ростову товарные перевозки выросли на 80%. Было перевезено почти 260 тыс. пассажиров и 8, 8 млн пудов груза.
В 1870 году, после обращения наместника Кавказа великого князя Михаила Николаевича о необходимости соединить Кавказ железной дорогой с остальной империей, последовало распоряжение императора о начале не позднее 1872 года строительства линии Ростов — Владикавказ. Всего за три года было построено 653 версты главных путей, начали работу 37 станций, введены в эксплуатацию 33 моста.
Магистраль продолжала развиваться и в 1888 году пришла в Новороссийск. На участке от Екатеринодара (Краснодара) до Новороссийска впервые на дороге было сооружено два горных тоннеля общей протяженностью 830 саженей.
Еще через шесть лет была сдана в эксплуатацию линия от Беслана через Грозный до Петровска (Махачкалы).
Дорога продолжала бурно развиваться, и в 1914 году началось строительство ветки от Туапсе вдоль побережья Черного моря. Однако полностью завершить его удалось только к концу 20-х годов.
Великая Отечественная война затронула практически всю территорию Северо-Кавказской. Даже после того как фашистские войска были отброшены с полигона дороги, ее разрушение с воздуха не прекращалось. Но после каждой бомбежки железнодорожники буквально через несколько часов восстанавливали движение.
После Великой Отечественной, благодаря круглосуточной работе на износ и беззаветной преданности своему делу железнодорожникам удалось в сжатые сроки ликвидировать последствия фашистского нашествия.
В настоящее время СКЖД постоянно обновляется и решает новые амбициозные задачи. Магистраль с успехом обеспечила перевозки во время проведения крупнейших спортивных соревнований, включая Олимпийские игры и Чемпионат мира по футболу.
Сегодня на дороге реализуются проекты, направленные на увеличение пропускных способностей к портам Азово-Черноморского бассейна, развитие западного маршрута Международного транспортного коридора «Север — Юг», обновление подвижного состава и объектов железнодорожной инфраструктуры.