Кто участвует в ТОП листе.
В ТОП-листе участвуют салоны домашней мебели и мебельные торговые центры Ростова-на-Дону. Участники ТОП-листа поделены на следующие сегменты: салоны средней ценовой категории и высокой ценовой категории, мебельные торговые центры.
Как проводился отбор участников.
На первом этапе специалисты аналитической группы «ДК» провели ряд экспертных интервью среди крупнейших игроков рынка домашней мебели Ростова-на-Дону и сформировали список салонов, которым было предложено заполнить анкету. Также при помощи экспертных комментариев были сформулированы показатели, используемые в рэнкинге.
На втором этапе специалисты «ДК» разослали компаниям анкеты, в которых запрашивались конкретные характеристики деятельности.
Информация, полученная аналитической группой, была перепроверена.
По каким показателям ранжируются участники.
Основной ранжирующий показатель — совокупная торговая площадь салонов в Ростове-на-Дону, кв. м, для ТЦ — общая площадь торгового центра, кв. м.
Дополнительные ранжирующие показатели — общее количество сотрудников в городе на 01.05.2009 г.
Принятые сокращения.
Н/д нет данных, т.е. компания не предоставила данные.
Топ-6 салонов среднего сегмента:
1. Икея, Патрик Энтони. Совокупная торговая площадь салонов в городе, кв. м. – 26 000. Количество салонов в городе – 1. Средний чек покупки в салоне во II-м полугодии 2008 г., руб. – н/д. Год основания компании – 2007.
2. Трансильвания, Харченко Татьяна Николаевна. Совокупная торговая площадь салонов в городе, кв. м. – 886. Количество салонов в городе – 2. Средний чек покупки в салоне во II-м полугодии 2008 г., руб. – н/д. Год основания компании – 2004.
3. Диском, Тихонова Алла Анатольевна,. Совокупная торговая площадь салонов в городе, кв. м. – 700. Количество салонов в городе – 1. Средний чек покупки в салоне во II-м полугодии 2008 г., руб. – 500 000. Год основания компании – 2004.
4. Интерьерная студия Скамейка, Трегубенко Константин Анатольевич. Совокупная торговая площадь салонов в городе, кв. м. – 320. Количество салонов в городе – 1. Средний чек покупки в салоне во II-м полугодии 2008 г., руб. – 20 000. Год основания компании – 1995.
5. Эльт-Р, Чеботарева Елена Николаевна. Совокупная торговая площадь салонов в городе, кв. м. – 120. Количество салонов в городе – 1. Средний чек покупки в салоне во II-м полугодии 2008 г., руб. – н/д. Год основания компании – 2003.
6. Элит-мебель, Ботов Виктор Сергеевич. Совокупная торговая площадь салонов в городе, кв. м. – 60. Количество салонов в городе – 1. Средний чек покупки в салоне во II-м полугодии 2008 г., руб. – 100 000. Год основания компании – 2002.
Топ-3 салонов высокого сегмента:
1. D&D, Федоров Алексей Михайлович. Совокупная торговая площадь салонов в городе, кв. м. – 850. Количество салонов в городе – 1. Средний чек покупки в салоне во II-м полугодии 2008 г., руб. – н/д. Год основания компании – 2008.
2. Палаццо, Белоцерковец Сергей Николаевич. Совокупная торговая площадь салонов в городе, кв. м. – 724. Количество салонов в городе – 2. Средний чек покупки в салоне во II-м полугодии 2008 г., руб. – 800 000. Год основания компании – 2000.
3. Спацио, Жуков Станислав Александрович. Совокупная торговая площадь салонов в городе, кв. м. – 320. Количество салонов в городе – 1. Средний чек покупки в салоне во II-м полугодии 2008 г., руб. – н/д. Год основания компании – 2002.
События года.
1. В декабре 2008 года ростовская компания «Дон Ко», занимающаяся производством мебели, открыла в ЗЖМ мебельный торговый центр «Жасмин». Он стал третьим центром мебели в Ростове после «Интерио» и ИКЕИ. Общая площадь торгового центра составляет 5 тыс. кв. м, в здании четыре этажа. Стоимость аренды торговых площадей в ТЦ «Жасмин» составляет от 1,3 до 1,5 тыс. рублей за 1 кв. м.
2. «Мебельный мир КМ» в ноябре закрыл два своих фирменных салона — в Краснодаре (на пр. Лермонтова) и Ростове (ТЦ «Вавилония»). «По нашим прогнозам, в течение следующего года рынок будет находиться в стадии стагнации. Мы закрываем эти салоны, чтобы оптимизировать расходы. На мой взгляд, эти перемены кардинально не повлияют на объем продаж», — говорит заместитель гендиректора по маркетингу компании «Мебель КМ» Леонтий Каракушьян. Три оставшихся салона компании — в Краснодаре, Ростове и Таганроге — продолжают свою работу.
3. Сразу две ростовские мебельные компании — «Эдем» и «PRAGMATIKA Юг» — в августе 2008 года открыли собственные магазины в краснодарском ТЦ «Мегамолл СБС». «PRAGMATIKA Юг», занимающаяся продажей детской мебели, заключила договор на аренду 120 кв. м, инвестиции в точку составили более $20 тыс., срок окупаемости — 1 год. «Мебель поставляется с нашего ростовского склада. В магазине выставлены образцы, в основном заказы принимаются по каталогам», — говорит гендиректор компании Ирина Пасечная. Другая ростовская мебельная компания — «Эдем» — разместилась на тысяче «квадратах» «Мегамолла СБС».
4. ООО «Мир мебели», развивавшее в Ростове салоны мебели под брендом «Дятьково», в октябре разорвало договор франчайзинга с этим производителем. Гендиректор «Мира мебели» Александр Бабичев рассказал, что все четыре ростовских магазина «Дятьково», выкупив остатки мебели и перезаключив договоры аренды, теперь управляются напрямую из Москвы. Свое решение г н Бабичев объяснил резким падением спроса на мебель в условиях кризиса. У «Мира мебели» в Ростове остался один магазин «1000 диванов».
Тренды года.
1. Количество кредитных покупок с начала кризиса сократилось, по оценкам экспертов, вдвое. До октября 2008 г. в среднем ценовом сегменте (до 500 тыс. руб.) покупки в кредит составляли около 15%, а в высоком (500–1000 тыс. руб.) — до 50%, что обусловлено высокой стоимостью мебели и нежеланием покупателей, в основном бизнесменов, изымать деньги из оборота. Стоит отметить, что кредитные покупки в сегменте luxury (свыше 1 млн руб.) в кризис практически исчезли.
2. По оценкам экспертов, на средний ценовой сегмент приходится подавляющее большинство продаж мебели в Ростове. Лидеры рынка — Икея, ТЦ «Интерио», «Жасмин», «Мебель Хоум», «Трансильвания», «КМ», «От А до Я», «Дятьково», работающие в этом сегменте, вместе контролируют до 85% рынка. Сейчас, по мнению игроков, на рынке происходит переход покупателей в более низкие ценовые сегменты по сравнению с докризисным временем и снижение средних чеков. Так, например, в сегменте «средний+» размер чека снизился с 250–200 до 100–150 тыс. руб.
3. Этой весной практически все мебельные салоны и центры провели распродажи и специальные акции, призванные хоть как-то поддержать падающий рынок, предоставляли скидки до 30% .
4. Владельцы салонов отмечают снижение торговых наценок на продаваемую мебель и падение общей рентабельности бизнеса. Если до кризиса салон до 150 кв. м, в котором выставлена мебель из среднего ценового сегмента, приносил своему владельцу 90–120 тыс. руб. чистой прибыли в месяц, то сейчас этот доход не превышает 40 тыс.
5. Несмотря на открытие в 2007 г. в Ростове ИКЕИ, массового закрытия небольших салонов, торгующих недорогой мебелью, не произошло. По словам экспертов, ценовое предложение шведского ТЦ не намного привлекательнее других игроков рынка, работающих в том же ценовом сегменте, к тому же у ИКЕИ неудобное местоположение (город-спутник Ростова — Аксай). По оценке экспертов, на долю ИКЕИ сейчас приходится не более 10% рынка домашней мебели города.
Прогнозы.
Александр Бабичев,
гендиректор ООО «Мир Мебели»:
«В этом году традиционное весенне-летнее сезонное падение продаж наложилось на кризис. Из-за этого очень большие проблемы испытывают все мебельные заводы, часть из них близка к банкротству. В этих условиях компании, занимающиеся только мебелью, долго не протянут — их спасет либо диверсификация, которая поможет пережить это время, или переориентация на другой вид бизнеса».
Игорь Ляшев,
директор салона «Кухни «Анонс»:
«Ожидаемого оттока из небольших салонов в связи с открытием крупных торговых центров — Икеи, Интерио, Жасмина — не произошло. Мелкие игроки сделали ставку на авторскую мебель и заказы по каталогам, и сохранят в будущем свою долю рынка».
Артем Бабеков,
директор по маркетингу салона «Трансильвания»:
«С рынка уйдет большое количество небольших салонов мебели, у которых нет возможности хотя бы короткое время работать на пределе рентабельности. Наиболее трудно придется салонам, торгующим качественной (но не дизайнерской) импортной мебелью — у очень дешевых и очень дорогих магазинов поток клиентов не сильно уменьшится».
Подробности в журнале «Деловой квартал» № 11 (126) от 1 июня 2009 г.