Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

11:40, 15.07.2014

Становление правосудия в отношении несовершеннолетних в современной России

Интервью председателя Ростовского областного суда В.Н. Ткачева журналу "Судья"

За последнее десятилетие в сфере отправления правосудия в отношении несовершеннолетних произошло много изменений, сформировалась законодательная база, активно формируется судебная практика.

Ростовская область стала базовым регионом России в сфере становления ювенальной юстиции. В области достигнуты немалые успехи в этом деле. В судах Ростовской области на сегодняшний день накоплен большой опыт применения ювенальных технологий при отправлении правосудия.

Мы попросили ответить на вопросы редакции председателя Ростовского областного суда, члена Совета судей России, доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста Российской Федерации Виктора Николаевича Ткачева.

Виктор Николаевич! Ростовский областной суд одним из первых российских судов приступил к внедрению ювенального правосудия, одним из главных признаков которого является глубокая судейская специализация, включающая в себя знания не только правовые, но и психологические, педагогические и другие. Этот путь развития правосудия в отношении несовершеннолетних был совсем непривычен для России?

Нет. Тогда, в 2001 году, речь шла не столько о радикальной реформе ювенального правосудия, сколько о его совершенствовании. Для правовой системы России, причем как в дореволюционный, так и в советский период, была характерна специализация судей при рассмотрении уголовных дел о несовершеннолетних правонарушителях (пользуясь современной терминологией — несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с уголовным законом), установление в законодательстве особенностей их уголовной ответственности и наказания и особые процедуры обращения с ними в системе уголовного судопроизводства.

Но я хочу подчеркнуть, что трансформация судебной системы в части ювенального правосудия началась не с 2001 года. Уже с 1995 года формирование российской модели правосудия в отношении несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом, осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Тем самым, с одной стороны, принимаются меры по исполнению нашим государством международных обязательств, прежде всего Конвенции ООН о правах ребенка; с другой стороны, идет естественный процесс сближения правовой системы России с правовыми системами других государств, имеющих специализированные системы правосудия в отношении несовершеннолетних и раньше России приступивших к их приведению в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Кроме Конвенции ООН какие еще общепризнанные принципы и нормы международного права стали применять российские суды?

Это Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) и целый ряд других.

Пекинские правила прямо предусматривают, что ювенальная юстиция — это правосудие в отношении несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с уголовным законом. Соответственно, для всех российских юристов-практиков — не только судей, но и прокуроров, сотрудников правоохранительных органов — было понятно, что ювенальная юстиция — это не что иное, как сфера уголовного правосудия в отношении несовершеннолетних правонарушителей. Когда в начале 2000-х годов в России в ряде регионов в порядке правового эксперимента в судах реализовывались пилотные проекты по ювенальной юстиции, то эти проекты были направлены именно на совершенствование правосудия в отношении несовершеннолетних.

Понимаю, что Вы имеете в виду. У нас часто вкладывают в термин «ювенальная юстиция» совершенно иной и какой-то зловещий смысл. И мало кто знает, что это не более чем высокопрофессиональное и дружественное к ребенку правосудие, главная задача которого — не покалечить личность несовершеннолетнего правонарушителя и сделать все возможное, чтобы не допустить рецидива преступлений.

Да, и это серьезная проблема, потому что в деле совершенствования правосудия возникали ненужные помехи. Но как бы то ни было, после принятия Конституции России 1993 года началось изменение нашего законодательства с учетом общепризнанных принципов и норм международного права, а это в свою очередь способствовало становлению российской модели правосудия в отношении несовершеннолетних, которая осуществлялась в соответствии с Концепцией судебно-правовой реформы 1991 года.

В 1996 году были приняты Уголовный кодекс Российской Федерации, в котором имеется отдельная Глава «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних», Уголовно-исполнительный кодекс, в котором также имеются положения об особенностях исполнения наказаний несовершеннолетних; в 2001 году принят Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, в котором есть Раздел «Особенности производства по отдельным категориям дел», а в нем имеется отдельная Глава «Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних».

В 1998 году принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», установивший требования, согласно которым обязательными являются обеспечение приоритета личного и социального благополучия ребенка, обеспечение специализации правоприменительных процедур (действий) с его участием или в его интересах, учет особенностей возраста и социального положения ребенка. В случае освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности или от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия суд, принимая решение о применении указанных мер, вправе признать необходимым проведение мероприятий по социальной реабилитации несовершеннолетнего.

Вправе или обязан?

Наша судебная практика пошла по пути максимального учета прав несовершеннолетних, что предполагает принятие максимальных мер по их социализации и созданию условий для исправления несовершеннолетних правонарушителей. Конечно, в ряде случаев приходится принимать решение о помещении несовершеннолетних с девиантным (общественно опасным) поведением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием. Потому что такие дети нуждаются в особых условиях воспитания, обучения и требуют специального педагогического подхода. Но в основном при регулировании внесудебных процедур, связанных с участием детей и (или) защитой их прав и законных интересов, а также при принятии решений о наказаниях, которые могут применяться к несовершеннолетним, совершившим правонарушения, должностные лица органов государственной власти или местного самоуправления идут по пути гуманного обращения с несовершеннолетними и оказания им квалифицированной юридической помощи.

Можно ли сказать, что к началу 2000-х годов в России в основных чертах сформировалась правовая база правосудия в отношении несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом?

Да. Я хотел бы особо выделить Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Этот закон определил органы и службы, входящие в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также механизм их взаимодействия. Кроме того, этим законом был введен судебный порядок помещения детей, совершивших преступление, в центры временного содержания органов внутренних дел (ЦВСНП) и специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (СУВУЗТ).

Отсутствовал только судоустройственный закон об особенностях организации судов, которые рассматривают дела о преступлениях и материалы о правонарушениях несовершеннолетних.

В этих условиях Пленум Верховного Суда Российской Федерации, обсудив судебную практику по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних, рекомендовал всем судам общей юрисдикции ввести специализацию судей по рассмотрению таких уголовных дел, указав на это в постановлении от 14 февраля 2000 г. № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних». Это постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации, в котором в том числе говорилось о необходимости применения судами общепризнанных принципов и норм международного права при рассмотрении уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних, стало важным ориентиром для судов общей юрисдикции по совершенствованию правоприменительной практики по указанной категории дел. И можно сказать, что с 2000 года «пошел отсчет» времени по внедрению ювенальной юстиции в работу судов, по разработке ювенальных технологий, т. е. апробированию на базе действующего российского уголовного и уголовно-процессуального законодательства не только общепризнанных принципов и норм международного права, но и наиболее успешных зарубежных практик обращения с несовершеннолетними правонарушителями в системе уголовного правосудия.

Расскажите, пожалуйста, подробнее о специализации судей. Какими должны быть судьи, рассматривающие «детские» дела? Что они должны знать и уметь? И требуются ли для такой работы какие-либо особенные личностные качества?

Да, требуются. Именно поэтому рассмотрение уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних поручают наиболее опытным судьям. Кроме того, необходимо обязательное повышение профессиональной компетенции таких судей не только по вопросам права, но и детской психологии, педагогики, криминологии, социологии. И, что немаловажно, судьи должны вырабатывать механизм взаимодействия с различными службами профилактики правонарушений несовершеннолетних, участвующих в уголовном судопроизводстве.

В начале 2000-х годов в нашей стране началась горячая дискуссия о том, каким мог бы быть специализированный российский ювенальный суд и какую категорию дел он мог бы рассматривать.

Что значит «какую категорию дел»? Разве возраст правонарушителя не является единственным критерием для передачи дела в специализированный ювенальный суд?

Возраст, конечно, главное. Но в те годы спорили о том, только ли уголовные дела о преступлениях несовершеннолетних должен рассматривать ювенальный суд, как это определялось Концепцией правовой реформы в России 1991 года, либо, наоборот, только гражданские (семейные) споры, затрагивающие интересы детей.

Вопрос стоял именно так: либо — либо?

Вопросов было много. В том числе речь шла и о таком суде, который рассматривал бы и уголовные дела о преступлениях несовершеннолетних, и гражданские дела, в которых затрагиваются интересы несовершеннолетних, и дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, которые, кстати, до сих пор рассматриваются муниципальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Депутатами Государственной Думы РФ был подготовлен законопроект о дополнении Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» ст. 26.1, согласно которой в системе судов создаются «ювенальные суды». Эти суды должны были рассматривать ВСЕ дела — уголовные, гражданские, административные, в которых одной из сторон является несовершеннолетний. Законопроект был внесен на рассмотрение в Государственную Думу и принят в первом чтении в феврале 2002 года. Но принят он был с оговоркой. Суть оговорки — необходимо продолжить законоподготовительную работу, рассмотреть все поступившие замечания, конкретизировать более четко, какие категории дел будет рассматривать ювенальный суд, и определить его место в судебной системе Российской Федерации. Тогда было не совсем понятно, будут ли это отдельные суды, существующие параллельно судам общей юрисдикции, либо они будут создаваться внутри системы судов общей юрисдикции.

На этом, видимо, все и закончилось.

Фактически, да. На протяжении последующих лет в Государственной Думе работа над данным законопроектом не велась, а в октябре 2010 года Государственная Дума приняла решение об отклонении этого законопроекта, поскольку не были устранены замечания, высказанные при его обсуждении еще в 2002 году.

И когда законодательная и исполнительная власть отстранились от работы над формированием системы правосудия в отношении несовершеннолетних...

...да, судебная система России, естественно, не могла оставаться в стороне от этого процесса. Руководствуясь рекомендациями вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда, начиная с 2000 года суды общей юрисдикции в инициативном порядке стали совершенствовать правоприменительную практику по делам о преступлениях несовершеннолетних, активно изучать международный опыт в этой сфере, а также успешные российские региональные практики.

Можете привести примеры таких успешных региональных практик?

Например, в 1999–2001 годах в Санкт-Петербурге в рамках пилотного проекта Программы развития ООН «Поддержка становления правосудия в отношении несовершеннолетних» и Санкт-Петербургского городского суда была апробирована модель ювенальной уголовной юстиции.

Затем этот же проект был реализован в 2001–2003 годах в Ростовской области в рамках заключенного в 2000 году Соглашения между Ростовским областным судом, Судебным департаментом в Ростовской области и уже упомянутой Программой ООН. С сентября 2001 года такой же проект реализовывался Саратовским областным судом, а с 2003 года — судами в Республиках Северного Кавказа: Осетия — Алания, Ингушетия, Кабардино-Балкария.

Что значит — был реализован? Его начали и завершили?

В Ростовском областном суде и после завершения проекта ООН в декабре 2003 года работа по совершенствованию судопроизводства по делам о преступлениях несовершеннолетних была продолжена. Все эти годы шел непрерывный процесс создания и развития новых ювенальных технологий. Более того, к этому процессу были привлечены и другие правоохранительные органы. В 2006–2009 годах в Ростовской области был реализован российско-канадский проект «Усовершенствование работы с молодежью группы риска в Российской Федерации» (Проект МГР), к которому кроме Ростовского областного суда были привлечены областные учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и службы ФСИН. В ходе проекта по инициативе судов и при активной поддержке Администрации Ростовской области, органов местного самоуправления и областного ФСИН России шло формирование опытной региональной модели пробации, то есть уголовной опеки в отношении несовершеннолетних.

И, наконец, в Ростовской области впервые в России после 1917 года был образован «модельный ювенальный суд», названный так с легкой руки журналистов.

В Ростовском областном суде?

Нет. Это был специализированный судебный состав по делам несовершеннолетних Таганрогского городского суда. Он был открыт 25 марта 2004 г. и размещен в отдельном здании.

Это важно, что суд размещался отдельно?

Важно. В этом здании залы судебных заседаний не имеют решеток, то есть ограждений для скамьи подсудимых, участники процесса сидят за одним полукруглым столом напротив судьи. Там также имеется кабинет для работы психолога и проведения примирительных процедур восстановительного правосудия. Следует отметить, что в этом здании специализированного судебного состава по делам несовершеннолетних рассматриваются уголовные дела, по которым несовершеннолетние подсудимые не содержатся под стражей, а, например, находятся под подпиской о невыезде. Если же несовершеннолетним подсудимым назначена мера пресечения в виде лишения свободы, то такие уголовные дела рассматриваются в основном здании Таганрогского городского суда, где есть необходимые условия для содержания их под стражей.

То есть тех подсудимых, которые обвиняются в совершении достаточно тяжких преступлений, вы вывели из сферы ювенальной юстиции?

Вовсе нет. Их дела рассматривает судья специализированного судебного состава по делам несовершеннолетних.

Насколько нам известно, Таганрогским городским судом дело не ограничилось...

Да, специализированные судебные составы по делам несовершеннолетних в Ростовской области были созданы в Шахтинском городском суде (в 2005 году), в Егорлыкском районном суде (2006 год), в Азовском городском суде (2010 год) Мы хотели на практике посмотреть, как могут работать «ювенальные суды», введение которых планировали наши законодатели.

Кроме этого, Комитет ООН по правам ребенка рекомендовал организовать процедуру разбирательства дел несовершеннолетних правонарушителей в судах таким образом, чтобы в помещениях судов были созданы необходимые условия для того, чтобы несовершеннолетний мог свободно давать показания, участвовать в обсуждении тех мер воздействия, которые к нему могут быть применены. Плюс к этому — нужно было обеспечить защиту несовершеннолетних потерпевших и свидетелей преступления.

Эти рекомендации были выполнены? И если да, то в каком объеме? И как был оценен судейским сообществом опыт работы ювенальных судов Ростовской области вообще и практика создания особых условий при отправлении правосудия в отношении несовершеннолетних в частности?

Должен отметить, что опыт размещения в особых условиях специализированных судебных составов по делам несовершеннолетних к тому времени имелся не только у ряда районных (городских) судов Ростовской области. Подобное практиковалось в судах Липецкой, Брянской, Иркутской областей, в Республике Хакасия, в городе Петропавловске-Камчатском. Этот опыт был поддержан рабочей группой при Совете судей России по вопросам создания и развития ювенальной юстиции. И в мае 2012 года рабочая группа обратилась в Судебный департамент при Верховном Суде РФ с предложением о выделении в судах помещений со специальной планировкой для рассмотрения дел с участием несовершеннолетних лиц и для проведения примирительных процедур.

Судебный департамент поддержал это предложение?

Судебный департамент разработал «Свод правил по проектированию и строительству зданий судов общей юрисдикции», который был введен в действие 1 июля 2013 года. С этого времени при проектировании зданий судов предусматривается наличие комнат для свидетелей — по две на каждый зал судебных заседаний, чтобы изолировать несовершеннолетних свидетелей от возможного негативного влияния на них. Кроме того, согласно «Своду правил», в наиболее вместительном зале судебных заседаний для слушания уголовных дел должно быть оборудовано помещение для допроса скрытого свидетеля.

Вернемся к ростовскому опыту, причем не столько к обустройству зданий, в которых размещаются ювенальные суды, сколько к способам отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. Что нового было наработано за годы работы пилотных судов?

Прежде всего — это ювенальные технологии, интерес к которым проявили судьи из других регионов России. За прошедшее с 2001 года время представители судов и различных служб профилактики правонарушений несовершеннолетних, органов прокуратуры и ФСИН более чем из 40 регионов России приезжали в Ростовскую область для изучения и использования нашего опыта в своих регионах.

Прежде чем Вы о них расскажете, ответьте, пожалуйста, почему именно Ростовская область стала главным «полигоном» страны по разработке ювенального правосудия?

Для успешного применения судами Ростовской области ювенальных технологий важное значение имело наличие в нашем регионе достаточно разнообразной инфраструктуры органов и служб профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, создание которых началось с середины 90-х годов по инициативе Администрации и Законодательного Собрания Ростовской области.

Прежде всего была создана сеть психологических центров и психолого-педагогических подразделений и служб помощи семье и детям в структуре органов образования и социальной защиты населения. Специалисты-психологи оказывают неоценимую помощь в сборе юридически значимой информации о несовершеннолетних правонарушителях, участвуют в судебном разбирательств их дел, проведении психологической диагностики несовершеннолетних подсудимых до вынесения судебного решения и их психологической коррекции после суда.

Для оптимизации сбора юридически значимой информации о несовершеннолетнем подсудимом, которая впоследствии используется в судебном разбирательстве, по поручению Координационного Совета при Ростовском областном суде специалистами Областного психолого-медико-педагогического Центра министерства общего и профессионального образования Ростовской области в 2001 году была разработана «Карта социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя». В этой карте содержится вся необходимая информация о несовершеннолетнем подсудимом, уровне его психического развития, особенностях личности. А после судебного разбирательства такая карта вместе с копией приговора направляется в орган, исполняющий наказание, либо в специализированное учебно-воспитательное учреждение, если несовершеннолетний освобождается от наказания в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 92 УК РФ.

На несовершеннолетних правонарушителей, осужденных условно, помимо обязанностей, которые могут быть возложены в порядке, предусмотренном частью пятой ст. 73 УК РФ, суд в соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» при наличии к тому оснований возлагал на осужденного обязанность пройти курс социально-педагогической реабилитации (психолого-педагогической коррекции) в образовательных учреждениях, оказывающих педагогическую и психологическую помощь. В соответствии с этим законом возложение на несовершеннолетнего, осужденного к наказанию условно, обязанности возвратиться в образовательное учреждение для продолжения обучения возможно только при наличии заключения психолого-медико-педагогической комиссии органа управления образованием. Последнее обстоятельство очень важно. Нередки случаи, когда в силу различных психологических или психиатрических проблем ребенок необучаем. Допустим, суд не принял это обстоятельство во внимание и обязал такого ребенка возвратиться в образовательное учреждение. К чему это может привести? К тому, что ребенок не исполнит обязанность, возложенную на него судом, а это дает уголовно-исполнительной инспекции формальное основание обратиться в суд с ходатайством об отмене условного осуждения и об исполнении наказания.

Здесь речь идет о применении ювенальных технологий не только при рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних на стадии рассмотрения уголовного дела по существу, но и на стадии исполнении приговора.

Конечно! Это очень важно! При рассмотрении ходатайства уголовно-исполнительной инспекции об отмене несовершеннолетнему условного осуждения все обстоятельства условий его жизни и воспитания должны тщательно выясняться в ходе судебного разбирательства. В такое судебное заседание обязательно должны быть приглашены те органы и службы, которые обязаны были оказывать ему содействие в исполнении возложенных на него судом обязанностей, таких, как трудоустройство, прохождение курса лечения, возвращение в образовательное учреждение и т. п. Зачастую условно осужденный несовершеннолетний сам не может исполнить возложенные на него обязанности: в школе его не ждут или, как уже было сказано, он необучаем, могут возникать и проблемы при трудоустройстве. Поэтому причины неисполнения несовершеннолетним обязанностей при условном осуждении подлежат выяснению в судебном заседании. В судебное заседание в обязательном порядке вызывают представителей вышеназванных органов и служб.

Это хороший стимул для соответствующих структур добросовестно исполнять свои обязанности. Фактически они находятся под неусыпным судебным контролем.

Разумеется. В работе судов Ростовской области сложилась и такая ювенальная технология, как направление одновременно в уголовно-исполнительную инспекцию и в комиссию по делам несовершеннолетних копии приговора осужденного с предложением оказывать ему содействие в исполнении возложенных на него судом обязанностей.

Очевидно, что эффективность социализации подростков напрямую зависит от уровня взаимодействия всех органов, ответственных за судьбу несовершеннолетних правонарушителей, и от непрерывности воспитательного воздействия на юных осужденных.

Общеизвестно, что в любой работе успех зависит от слаженности действий всех ее участников. В январе 2001 года при Ростовском областном суде был создан Координационный Совет по вопросам правосудия в отношении несовершеннолетних, в работе которого, помимо судей и помощников судей, работников Судебного департамента участвовали представители областной прокуратуры, адвокатуры, ГУВД, ГУФСИН, Администрации области, ученые-юристы, представители общественных некоммерческих организаций. Это позволило успешно координировать работу районных (городских) судов общей юрисдикции и органов и служб системы профилактики правонарушений несовершеннолетних при рассмотрении уголовных дел. Например, частное постановление суда как основа проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним правонарушителем после суда в целях предупреждения рецидива и восстановления прав несовершеннолетнего — возвращение в образовательное учреждение, помощь психолога, помощь в трудоустройстве и т. п.

Вероятно, уверенность в том, что ребенку будет уделяться пристальное внимание на всех этапах его социальной реабилитации, дает суду больше возможностей для замены реального наказания воспитательными мерами.

Международные стандарты в сфере правосудия в отношении несовершеннолетних предусматривают принятие мер по «отведению от суда», то есть к максимально возможному применению в отношении несовершеннолетних, совершивших преступления небольшой или средней тяжести, принудительных мер воспитательного воздействия вместо уголовного наказания. Такие возможности предусмотрены действующим российским законодательством и закреплены в ст. 90–91, части первой ст. 92 УК РФ. Проблема в другом. В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия, возложенной судом, в соответствии с частью 4 ст. 90 УК РФ эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются в суд для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

На практике возник вопрос: какой орган является в данном случае специализированным и осуществляющим контроль за исполнением несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия? Ведь уголовно-исполнительные инспекции не могут осуществлять контроль за исполнением несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия, т. к. эти меры являются не наказанием, а его альтернативой. Следовательно, уголовно-исполнительные инспекции не вправе обращаться в суд с ходатайством об отмене принудительных мер воспитательного воздействия.

Суды Ростовской области этот пробел в правовом регулировании восполнили следующей практикой: копии судебных решений о применении в отношении несовершеннолетних принудительных мер воспитательного воздействия стали направляться для контроля в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Затем эта практика нашла закрепление в Законе Ростовской области «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ростовской области» от 26 декабря 2005 г. № 425-ЗС, в подготовке которого принимал участие и Ростовский областной суд. Так, в соответствии с частью 2 ст. 4 Областного закона, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, комиссии выполняют функции специализированного государственного органа, которому суд передает под надзор несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности. И в соответствии со ст. 7 Закона комиссии осуществляют контроль исполнения назначенных несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия и проводят индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетним. А в случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия, назначенной судом, обращаются в суд с представлением о ее отмене и о направлении материалов для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

В какой мере практика, выработанная ювенальными судами Ростовской области по этому и другим вопросам, распространилась на всю страну?

Наши предложения нашли отражение в рекомендациях постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 января 2007 г. № 2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» (п. 24, 25, 47) и от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» (п. 29).

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда специализированным государственным органом, которому в соответствии со ст. 90 УК РФ может быть передан под надзор несовершеннолетний, а также органом, который вправе обращаться в суд с представлением об отмене принудительной меры воспитательного воздействия в случаях систематического ее неисполнения несовершеннолетним, является комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Пленум Верховного Суда разъяснил также, что правосудие в отношении несовершеннолетних правонарушителей должно быть направлено на то, чтобы применяемые к ним меры воздействия обеспечивали максимально индивидуальный подход к исследованию обстоятельств совершенного деяния и были соизмеримы как с особенностями их личности, так и с обстоятельствами совершенного деяния, способствовали предупреждению экстремистских противозаконных действий и преступлений среди несовершеннолетних, обеспечивали их ресоциализацию, а также защиту законных интересов потерпевших. Уголовные дела в отношении несовершеннолетних в судах должны рассматриваться наиболее опытными судьями. В этих целях следует постоянно совершенствовать профессиональную квалификацию судей, рассматривающих дела о преступлениях несовершеннолетних, повышать их личную ответственность за выполнение требований законности, обоснованности, справедливости и мотивированности судебного решения.

Практика очень важна, и действительно, многие технологии рождаются в ходе работы. Но наверняка она во многом опирается на научную базу, и нередки случаи, когда сначала рождается идея, а потом она апробируется в зале суда.

В 2006 году при Ростовском областном суде была создана Лаборатория по научно-практическому сопровождению ювенальной юстиции. Она действует на общественных началах, и в ее работе помимо судей принимают участие ведущие ученые Южного федерального университета, Ростовского филиала Российской академии правосудия. Лаборатория занимается анализом, прогнозированием и разработкой мер поддержки развития судебной реформы — становления правосудия в отношении несовершеннолетних в Ростовской области.

Что еще способствовало столь успешному продвижению ювенальной юстиции именно в Ростовской области?

Ростовская область стала базовым регионом России в сфере ювенальной юстиции еще и потому, что на протяжении последних 14 лет эта работа проводилась и проводится во взаимодействии с областными органами законодательной и исполнительной власти, органами местного самоуправления. Судьи входят в состав рабочих групп Законодательного Собрания, в состав Комиссии при Губернаторе области по вопросам создания дружественного к ребенку правосудия, в состав областных комиссий по профилактике правонарушений, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, в состав областной антинаркотической Комиссии. Кроме того, судьи участвуют в ведомственных и межведомственных обучающих семинарах, совещаниях, круглых столах, принимают участие в подготовке методических рекомендаций для специалистов органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, взаимодействуют с Уполномоченным по правам ребенка в Ростовской области.

А как Вы доносите свои открытия, идеи, наработки до самой широкой общественности? Как продвигаете их на общероссийский уровень?

Многое размещается на Всероссийском тематическом интернет-портале «Ювенальная юстиция в России», который был создан в 2005 году при поддержке Программы развития ООН в Российской Федерации на базе Ростовского филиала Российской академии правосудия. Но это, конечно, не единственная площадка для всероссийского обмена опытом. Например, в июне 2009 года Общественной палатой Российской Федерации в Москве проводилась Всероссийская конференции по ювенальной юстиции, по итогам которой Общественная палата обратилась в Совет судей РФ с просьбой обобщить опыт работы судов Российской Федерации по ювенальным технологиям и создать координирующий эту работу в судейском сообществе орган (группу).

Президиум Совета судей РФ обсудил это обращение и принял постановление от 6 августа 2009 г. № 185 «О ювенальной юстиции в системе правосудия РФ», в соответствии с которым при Совете судей РФ была образована рабочая группа по вопросам создания и развития ювенальной юстиции в системе правосудия РФ. В 1-м полугодии 2010 года Рабочая группа при Совете судей РФ провела мониторинг работы судов общей юрисдикции всех субъектов Российской Федерации и подготовила аналитическую справку по результатам обобщения информации судов субъектов Российской Федерации об использовании ювенальных технологий судами общей юрисдикции. Данная справка была предметом обсуждения Президиума Совета судей РФ, по итогам принято постановление Президиума Совета судей РФ от 21 июня 2010 г. № 228 «О результатах обобщения информации судов субъектов Российской Федерации об использовании ювенальных технологий судами общей юрисдикции». В Постановлении указано, что используют ювенальные технологии в своей работе суды общей юрисдикции 52 субъектов России. Для обеспечения достижения единообразия судебной практики по применению ювенальных технологий Президиумом Совета судей РФ было принято решение просить Верховный Суд Российской Федерации учесть представленные данные судебной практики по применению ювенальных технологий при рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних для подготовки изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних».

1 февраля 2011 года Пленумом Верховного Суда РФ принято постановление № 1, о котором я уже говорил, — «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних».

Позвольте от общероссийского уровня перейти к общемировому. За время нашей беседы Вы неоднократно упоминали в качестве партнера Ростовского областного суда Организацию объединенных наций. Насколько это сотрудничество продуктивно?

Членами рабочей группы при Совете судей Российской Федерации по вопросам создания и развития ювенальной юстиции и экспертами Лаборатории по научно-практическому сопровождению ювенальной юстиции при Ростовском областном суде в сотрудничестве с Управлением Верховного Комиссара ООН по правам человека в Российской Федерации и ЮНИСЕФ в 2010–2011 годах была проведена работа по адаптации «Руководства ООН по оценке показателей в области правосудия в отношении несовершеннолетних»" к российской правовой системе. Ее итогом стала российская адаптированная версия данного «Руководства», презентация которой состоялась 25 мая 2012 г. в Доме ООН в Москве.

Российская адаптированная версия «Руководства» является полезным инструментом для проведения исследований и выработки политики в сфере правосудия в отношении несовершеннолетних.

Когда Вы говорите о выработке политики в сфере правосудия в отношении несовершеннолетних, Вы имеете в виду прежде всего законодателя?

Я думаю, что накопленный судами опыт более чем достаточен для корректировки законодательной базы. Надеюсь, что новый импульс в работе по совершенствованию законодательства дан Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг.», который предусматривает законодательное установление поэтапного введения дружественного к ребенку правосудия, определение его форм, принципов и механизмов осуществления.

Указом Президента РФ предусматривается проведение научных, социологических исследований в целях выработки эффективной политики в отношении детей, совершивших правонарушения, планирования ее реализации и оценки достигнутых результатов, а также подготовка концепции кодификации законодательства Российской Федерации в части, касающейся осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних и разработка соответствующих законов. В этом процессе может быть использована и российская адаптированная версия «Руководства ООН по оценке показателей в области правосудия в отношении несовершеннолетних».

В соответствии с Указом Президента РФ в числе мер по формированию дружественного к ребенку правосудия предусматривается создание сети психолого-педагогических учреждений для работы с детьми, находящимися в конфликте с законом, и их социальным окружением; развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия; организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении; включение в систему органов профилактики правонарушений несовершеннолетних судов, подразделений Следственного комитета Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уполномоченных по правам ребенка и неправительственных организаций; внедрение технологий восстановительного подхода, реализация примирительных программ и применение механизмов возмещения ребенком-правонарушителем ущерба потерпевшему, а также проведение социальной, психологической и иной реабилитационной работы с жертвами преступлений, оказание воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей.

Многие из тех мер, которые содержатся в Указе Президента, нашли свое отражение в законодательстве Ростовской области. Так, Правительством Ростовской области 13 ноября 2012 г. утверждена «Региональная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 гг.», Распоряжением губернатора Ростовской области В. Ю. Голубева от 28 февраля 2013 г. № 43 утвержден План первоочередных мероприятий по реализации важнейших положений Региональной стратегии.

Какие конкретные действия Вы предпринимаете для внедрения вышеназванных мер по формированию дружественного к ребенку правосудия?

Например, обсуждение практических шагов по организации школьных служб примирения состоялось на расширенном заседании Областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, которое проходило 3 марта 2014 г. в Администрации Ростовской области в режиме видеоконференц-связи. В этом заседании участвовала судья Ростовского областного суда Е. Л. Воронова. По докладу представителя Ростовского филиала Российской академии правосудия был рассмотрен вопрос об использовании возможностей Ростовского филиала Российской академии правосудия по обучению специалистов школьных служб примирения технологиям медиации. Предварительным итогом принятых решений стало создание к концу апреля на базе 203 муниципальных общеобразовательных организаций школьных служб примирения; в апреле 2014 года была обучена первая группа медиаторов — специалистов системы образования по 72-часовой программе «Школьная медиация». Руководителям территориальных органов управления образованием, профессиональных образовательных организаций и школ-интернатов и детских домов направлены Методические рекомендации по организации служб примирения.

Судья Ростовского областного суда Е. Л. Воронова участвует и в работе Комиссии при Губернаторе Ростовской области по вопросам создания дружественного к ребенку правосудия, и в Областной комиссии по профилактике правонарушений.

Ростовским областным судом при участии специалистов Южного регионального центра судебной экспертизы МЮ РФ были подготовлены Методические рекомендации для судей, следователей, педагогов и психологов органов образования и социальной защиты населения «Участие педагога и психолога в уголовном судопроизводстве по делам несовершеннолетних».

А в июне совместно с Правительством Ростовской области запланировано проведение в режиме видеоконференц-связи с муниципальными территориями региональной конференции «Формирование региональной модели дружественного к ребенку правосудия в Ростовской области».

Судьи Ростовской области при отправлении правосудия в отношении несовершеннолетних стараются в своей работе в полной мере учитывать особые потребности молодежи, использовать в максимально возможной степени региональные программы и имеющиеся службы профилактики для предупреждения правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав.

Спасибо за интервью!

1 Этот проект был реализован в 2006–2009 годах помимо Ростовской области также и в г. Москве, Московской и Брянской областях, в Ставропольском крае и в Республике Чувашия.

2 Замечания общего порядка № 10 (2007) "Права детей в рамках отправления правосудия в отношении несовершеннолетних Комитета ООН по правам ребенка RC/C/GC/10.05.April.2007.

3 Руководство ООН по оценке показателей в области правосудия в отношении несовершеннолетних (российская адаптированная версия) / Под ред. В. Н. Ткачева. Ростов н/Д., 2011.

Журнал "Судья" № 6, 2014 год.

просмотров: 104

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.