«В Дагестане я – аварец, в России я – дагестанец, за границей – русский». Президент России Владимир Владимирович Путин во время своего выступления на вечере в честь 100-летия со дня рождения поэта Расула Гамзатова озвучил писательскую формулу России.
Памятник Минину и Пожарскому в Москве. / ФОТО сети Интернет
Эта формула отражает многонациональность российского государства, его единство, драгоценный сплав народов, языков, традиций.
На встрече с главой государства русский по национальности, проживающий в Бурятии, Герой России Иван Калашников сказал Владимиру Владимировичу: «Буряты не бегут», причисляя себя к этому народу, подчеркивая причастность к малой родине. Выражение мгновенно стало знаменитым и разлетелось в самые крохотные уголки национальных республик России.
А мы вспомнили об этом случае в преддверии Дня народного единства, который наша страна отмечает 4 ноября. История возникновения праздника связана с событиями, которые произошли в России в 1612 году.
Россия и Польша были соседями на просторных территориях. Их интересы пересекались в Восточной Европе, а войска регулярно заходили за обозначенные границы. Поляки намеревались подчинить Русь и распространить на ее территории католичество. Активные действия в этом направлении они начали предпринимать в конце XVI века.
В 1598 году последний царь из династии Рюриковичей – Федор I Иванович умер. Трон занял боярин Борис Годунов. Однако большинство знатных господ не признало его право на власть. Сомневался и народ. Замешательством в стране воспользовались самозванцы, которые стали выдавать себя за погибшего царевича Димитрия – брата Федора I и естественного наследника. Опору и поддержку «Лжедмитриям» предоставила Речь Посполитая. В 1609-м король Сигизмунд III вторгся в пределы России и оккупировал огромные территории.
Власть оказалась в руках бояр (Семибоярщина), чей совет присягнул сыну Сигизмунда, королевичу Владиславу. В Москве оказалось много поляков. А в стране поднялось народное ополчение, которое стало ответом на чужеземное вмешательство и варварское поведение оккупантов.
4 ноября 1612 года народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского выбило польских захватчиков из Китай-города в Москве. Гарнизон Речи Посполитой с большими потерями отошел в Кремль. Поляки были в таком невыгодном положении, что подписали капитуляцию на следующий день и даже отпустили из крепости представителей русской знати. Еще через сутки враги сложили оружие. Смутное время вскоре закончилось.
Кузьма Минин был торговцем и нижегородским земским старостой. Этот город стал одним из центров народного ополчения. Вместе с протопопом Саввой Кузьма Минин призывал народ «помочь московскому государству».
На городской сходке Кузьма Минин произнес свою знаменитую речь: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов – дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело».
Ополченцы избрали воеводой новгородского князя Дмитрия Пожарского. Он занимался военными заботами, а Кузьма Минин отвечал за материально-техническое оснащение, хозяйственную часть. Горожане вносили в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям.
Народное ополчение во главе с Мининым и Пожарским собрало более десяти тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, больше тысячи стрельцов и множество крестьян.
Во всенародном ополчении в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов, входивших в состав страны. Народ единой стеной плечом к плечу встал на защиту своей Родины.
Есть сведения, что освободить Москву помогла чудотворная икона Казанской Божией Матери, которая попала к Дмитрию Пожарскому после того, как Первое народное ополчение в 1611 году оказалось неудачным.
В 1612 году польские захватчики заключили в тюрьму Патриарха Московского и всея Руси Гермогена. В знак протеста он объявил из тюрьмы трехдневный пост и разослал послания горожанам. В них он призывал встать на защиту города и спасти страну от польского вторжения. Патриарх попросил паству принести икону Казанской Божией Матери князьям Минину и Пожарскому, возглавлявшим народное ополчение. Эту икону, возможно, оригинал или копию несли перед своими полками, когда они сражались, чтобы прогнать поляков из Москвы. Когда польс-кая армия была окончательно изгнана из Москвы 22 октября 1612 года, победу приписали заступничеству Божией Матери. А Казанская икона стала особо почитаемой среди православных. Позже в том же году, когда царь Михаил Федорович взошел на престол, он и назначил 8 июля и 22 октября (по старому стилю) праздниками в честь Казанской Божией Матери.
Победа послужила мощным импульсом для возрождения Российского Государства. А икона стала предметом особого почитания.
В феврале 1613 года состоялся Земский собор, который стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.
Празднование победы перенесли в Казанский собор, который был построен на средства князя Дмитрия Пожарского, который был уверен, что именно поддержка Пресвятой Богородицы помогла победить врага.
Межрелигиозный совет России в сентябре 2004 года предложил объявить 4 ноября Днем народного единства. Это предложение одобрил комитет по труду и социальной политике Государственной Думы РФ и Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он отметил, что праздник должен напоминать о том, как в 1612 году жители страны перешагнули через взаимные распри, одолели общего врага и помогли установить мир.
Ксения ЩЕРБАКОВА
14