Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

14:26, 26.08.2014

Александр Давиденко, «АмА-Дон»: покорить рынок мюзле

Чтобы всего лишь за три года вырастить компанию, которая способна выйти на федеральные масштабы, нужны три составляющих — инвестиции, опыт и знание механизмов рынка.

«ДК» выяснил, как ростовский производитель стал законодателем мод на отечественном рынке укупорки игристых вин.

В большом бизнесе Александр Давиденко давно — в 1991 г. он стал одним из учредителей фирмы «Атлантис-Пак». Когда спустя 20 лет один из мировых лидеров по производству пищевой упаковки был продан «Группе Агроком», г-н Давиденко задумался о том, чем заняться дальше. Именно тогда появилось стремление создать новое производство — большое и инновационное. Выбор пал на относительно свободный, но очень специфичный и сложный рынок — производство мюзле для укупорки игристых и шампанских вин. Мюзле — это проволочный каркас, удерживающий пробку в бутылках с игристым напитком.

Крутой старт

Вместе с Александром Давиденко у истоков создания гранда упаковочного бизнеса — компании «Атлантис-Пак» — стояли Олег Давиденко, Сергей Рызенко и Сергей Бородаев. За 20 лет они вырастили компанию сначала до федеральных, а потом и до мировых масштабов. В 2011 г. бизнес купила «Группа Агроком», подконтрольная Ивану Саввиди.

Как вы искали новую точку приложения для своих возможностей, финансов и опыта?

— С партнером Алексеем Потокиным мы занялись поиском новых возможностей и выяснили, что в России растет производство игристых и шампанских вин, но есть проблема с их укупоркой. В РФ нет серьезного, современного производства по изготовлению мюзле — элемента, венчающего бутылку. Стало даже интересно заняться этим бизнесом. Во-первых, попробовать себя в новом, совершенно неожиданном деле. И, конечно, очень хотелось развить российского производителя и побороться с европейскими лидерами рынка. 

Идея нового бизнеса родилась так же красиво, как и идея организации «Атлантис-Пак» в свое время. Случайно оказались на экскурсии на одном из заводов Кубани по производству игристых вин, и технолог предприятия посетовал на отсутствие в России качественного мюзле. Все основные компоненты производятся в России, от винограда на собственных виноградниках до бутылки и этикетки, а вот мюзле приходится закупать за границей. И наш выбор пал на это направление. Но проблема заключалась в том, что этот рынок — очень закрытый. В Европе есть несколько фирм, производящих мюзле, и оборудование они делают сами для себя. На рынке нет предложения готового оборудования. Но мы понимали, что Ростов — очень выгодная дислокация для такого бизнеса, а у нас после «Атлантис-Пака» есть необходимый опыт по внедрению инноваций.

Как вы купили первые линии для производства?

— Не было бы счастья, да несчастье помогло: одна из итальянских фирм попыталась сделать аппараты для производства мюзле и выйти на свободную продажу этих машин. Но так случилось, что никто ими не интересовался как раз потому, что все делают такие машины сами для себя. Фирма начала банкротиться, и в 2011 году мы выкупили у них несколько машин. А также полный комплект чертежей и техническую документацию. Приобретенное оборудование было сырым, и мы два года занимались его перестройкой. Ведь только погрузившись в проблему использования готового продукта, можно довести машину до идеала. 

Мы привлекли конструкторов. Помогли старые связи со специалистами, работавшими когда-то на «Атлантис-Паке». Они смогли приложить свой опыт, и сейчас в Европе строят оборудование по нашим чертежам. В РФ производить такое оборудование пока не получается. Одна единица оборудования производит 1,5-2 млн штук мюзле в месяц.

Сколько специалистов, работавших с вами раньше, ушли из «Атлантис-Пака» за вами?

— Их немного и это не случайные люди — они носят в себе креатив и идеи. Это конструкторы, IT-специалисты, специалисты по электронике, металлообработке и организации производства. К нам приходит и молодежь, выпускники вузов и колледжей — этих работников мы обучаем на месте. 

Сколько вы вложили в проект?

— Основные инвестиции пришлись на оборудование и интеллектуальную собственность. В первую очередь закупили 9 основных машин, 5 вспомогательных, а также станки по обработке металла –— компрессоры и т. д. На данный момент мы инвестировали примерно 200 млн руб. Как и все деньги, которые идут в производство, это длинные деньги. Срок окупаемости — 5-10 лет. Первый этап мы прошли — прощупали рынок и удачно заявили о себе. Сейчас мы занимаем около 50% этого рынка в России.  

За 3 года мы полностью перевернули представление о мюзле в России, сделали его ярким и узнаваемым. Мы стали выпускать цветное мюзле (из проволоки любого цвета на выбор клиента), а плакетку — с полноцветной печатью. Также мы дополняем плакетку конгревом — благодаря ему изображение становится выпуклым или вогнутым. Также по желанию клиента мы делаем позиционирование плакетки — чтобы рисунок располагался ровно. Конечно, есть и заказы на обычное мюзле — цинк или золото. Но все же большинство выпускаемого мюзле — цветное. Это все старания наших сотрудников по продажам и маркетингу.  

Когда один в поле воин

Чтобы произвести мюзле, нужно получить проволоку, плакетку, сплести их в корзину, запрессовать и упаковать. Используется проволока толщиной 1 мм. В мире есть 2 основные фирмы, поставляющие проволоку для мюзле, — Bianchini (Испания) и Bekaert (Бельгия). «АмА-Дон» начала закупать проволоку у этих компаний. Александр Давиденко отмечает, что практически все сырье сейчас закупается в Европе. 

Фото: ООО "АмА-Дон"

Как на вашем бизнесе отражаются санкции запада?

— Есть такая мудрая народная поговорка: «Плохой мир лучше хорошей войны». Жаль, что противостояние достигло такого уровня. Но я уверен, что санкции — это вещь двухсторонняя, и в них не может быть победителя. От санкций не выиграет никто. Мы, в принципе, готовы к введению ограничений и в нашей отрасли. Жесть вполне можно использовать российскую, казахстанскую, турецкую. Что касается проволоки — можно усовершенствовать технологию по использованию российской. Есть варианты поставок из Азии и Латинской Америки. Выход есть всегда.

Как вы выясняли потребности клиентов?

— Когда мы начали делать мюзле, мы обратились к нашим потенциальным потребителям, чтобы выяснить, что им надо, в каком виде и для каких задач. Производство мюзле — это не просто укупорка шампанского. В некотором смысле мы стали создавать этот рынок, ужесточая те требования, которые выдвигают наши потребители. Мюзле содержит элемент дизайна и маркетинга. Красивое мюзле будет хорошо продаваться. Мы сразу стали предлагать рынку плакетку с полноцветной печатью. Сначала делали на плакетке логотипы, потом пошли дальше и сделали мюзле с конгревным тиснением. Это еще и эффективный способ защитить себя от контрафакта. Никто в мире, кроме нас и еще нескольких грандов, сейчас не делает ни полноцветную печать, ни конгрев. Это наше ноу-хау, которое сейчас патентуется.

Кто ваши клиенты?

— Мы работаем со всеми отечественными производителями — крупными и не очень. В РФ уже порядка 45 потребителей. Российский лидер по количеству мюзле с полноцветной печатью — завод «Абрау Дюрсо». Кстати, именно мы изготовили для них мюзле с плакеткой «Хоккеист», официального шампанского зимних Олимпийских игр в Сочи. Интересны плакетки и у петербургского завода ЗАО «Игристые вина» — они используют конгревное тиснение и полноцветную печать. Другие крупные клиенты: ОАО «МКШВ», ОАО «Цимлянские вина», ОАО АПФ «Фанагория», ООО «Северная Венеция», ГК «ВИЛАШ», эстонский завод Vohu Vein и многие другие. 

Как вы определили рынки сбыта?

— Рынок мюзле в РФ — 300-320 млн мюзле в год. В связи с тем, что Крым вернулся в состав России, объем увеличивается. Там, как мы знаем, расположены 5 предприятий, готовых с нами работать. Мы уже провели переговоры и первые испытания. В конце июля мы заключили первый контракт — уже была произведена и отгружена первая партия мюзле в Крым, «Севастопольскому винодельческому заводу». Все это добавит к рынку еще примерно 20-30 млн мюзле в год. А с созданием евроазиатского экономического сообщества (ЕврАзЭс) на рынок придут Казахстан и Белоруссия, а в скором времени Киргизия и Армения. Единое таможенное пространство играет на руку производителю.

Фото: Андрей Бойко/ДК

То есть недостатка в клиентах нет?

— У нас нет выходных, машины работают 24 часа в сутки, 365 дней в году. Мы чувствуем, что российского рынка нам мало, в наших долгосрочных планах — Европа. К этому есть предпосылки. В этом году наши представители посетили международную выставку вин и спиртных напитков Vinitaly в Вероне. У многих итальянских производителей возник интерес к нашей компании. На одном заводе мы сейчас проводим испытания нашего мюзле. Вероятно, в этом году будет подписан контракт на поставку нашей продукции в Италию. Остальные заводы также заинтересованы, но мы искусственно сдерживаем предложение.

Почему?

— Пока что у нас нет необходимых мощностей для удовлетворения растущего спроса. Первоочередная задача — обеспечить внутренний рынок бесперебойными поставками. Российские потребители в прио­ритете!

Фактически конкурентов у вас нет?

— Мы с уверенностью можем заявить — в России, в сегменте мюзле хорошего качества, у нас нет конкурентов. Такого уровня мюзле не выпускают и на территории Восточной Европы. Такой набор дополнительной обработки предлагают, кроме нас, разве что гранды рынка.

Взять рынок на себя

«АмА-Дон» занимается поставками и смежного товара — натуральной корковой пробки из Испании. Другое вспомогательное направление — логистика. Предприятие работает с транспортными компаниями, свой автопарк пока решили не заводить. Оплату логистики берет на себя не клиент, а компания. Таким образом, завод повышает свою конкурентоспособность на достаточно узком рынке. Впрочем, Александр Давиденко уверен: конкуренция всегда на руку развитию.

Фото: ООО "АмА-Дон"

Как часто идут отгрузки мюзле с вашего склада?

— В зависимости от потребностей комбинатов. Они дают заявку нам на месяц, на квартал. И под эту заявку мы формируем план производства. Отгрузка со склада идет каждый день. Сегодня мы отправляем в Санкт-Петербург, завтра — в Москву, послезавтра — в Абрау-Дюрсо. Объем партии — от 500 тыс. до 2 млн. Заводы клиентов разные по мощности. Если для Абрау-Дюрсо 1 млн — это недельная или двухнедельная выработка, то 500 тыс. для какого-нибудь небольшого завода из Краснодарского края — это месяц работы. Мы работаем со всеми — и с крупными, и с малыми предприятиями.

Каковы планы вашего предприятия на ближайшее время?

— Мы будем работать над увеличением производительности. На сегодняшний день мы делаем 150 млн единиц продукции в год, к концу года ожидаем 200 млн. Сейчас идет монтаж двух новых машин, готовим их к выходу в производство. «АмА-Дон» начинает активно работать с банками, потому что первый этап инвестирования мы прошли — собственные средства вложили, рынок пощупали и подготовили под себя. Сейчас начинаем переговоры с кредитными организациями, чтобы получить длинный инвестиционный кредит. В ближайшие 2-3 года мы планируем удвоить производственные мощности. Речь идет примерно о той же сумме, которую мы уже вложили. Активно начинаем искать площадку под строительство собственного завода, ведь пока что производственные мощности располагаются в арендованных помещениях на заводе «Алмаз». В решении этого вопроса огромную помощь оказывает Агентство инвестиционного развития РО, возглавляемое Игорем Бураковым.

Вместе с производственными мощностями вы удвоите площади?

— Скорее всего, придется увеличивать площадь, потому что есть планы по организации собственного печатного производства. Сейчас конгрев мы делаем сами, а печать приходится отдавать на аутсорсинг. Это очень дорогое оборудование. Если мы удвоим мощности, то будем рассматривать возможность организации печатного производства. Мы не рискнули сразу строить завод и приобретать для этого землю, сделав ставку на завоевание рынка. И у нас есть перспективы — Крым, страны СНГ и ЕврАзЭС и т. д.

Ключевые слова: Ростов-на-Дону, Саввиди Иван
Источник: Деловой квартал
просмотров: 2012

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.