Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

12:47, 31.07.2014

Личность Ильи Репина раскрывает книга военной поры

К 170-летию со дня рождения Ильи Репина, которое будет отмечаться 5 августа 2014 года, Президентская библиотека представляет редкую книгу о жизни выдающегося художника.

Как сообщили "Молоту" в пресс-службе Президентской библиотеки, электронный фонд библиотеки пополнило издание Н. Г. Машковцева «И. Е. Репин», выпущенное в период Великой Отечественной войны, в 1943 году, и являющееся библиографической редкостью. Автор книги подытоживает главное в творчестве художника: «В напряжённом и долгом труде обрёл Репин свободу, лёгкость и простоту, которая нас так подкупает и радует в его искусстве. Неподражаемый мастер красочного великолепия действительности, Репин никогда не ограничивался этими первыми материалами. Это был только сырой, черновой материал, который в дальнейшем переплавлялся, перерабатывался в творческой лаборатории живописца. Всё случайное, второстепенное отбрасывалось, основное обобщалось, синтезировалось до тех пор, пока единичный факт не превращался в синтетический образ, несущий в себе большое содержание».

Книга вышла в свет в переломном в истории Великой Отечественной войны 1943 году. Воюющей стране потребовалось обращение к личности национального художника, великого не только в творчестве, но и в чувстве единения со своим народом.

«В душе русского человека есть черта особого скрытого героизма, – читаем ниже в электронной копии издания слова самого Репина, процитированные по книге воспоминаний художника «Далёкое – близкое». – Он лежит под спудом личности, он невидим. Но это – величайшая сила жизни, она двигает горами; она делает великие завоевания; она руководила Бородинским сражением; она пошла за Мининым; она сожгла Смоленск и Москву. И она же наполняла сердце престарелого Кутузова.

…Она сливается всецело со своей идеей, «не страшится умереть». Вот где её величайшая сила: она не боится смерти».

Родился Илья Ефимович Репин в 1844 году в Чугуеве на Харьковщине в семье отставного солдата. Первоначальные навыки живописи получил от чугуевских иконописцев. В 1863 году поступил в Петербургскую Академию художеств и в 1871 году закончил её. Произведением, сразу выдвинувшим молодого Репина в первый ряд русских художников, стала картина «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Государственный Русский музей). Пластическая мощь и широта живописи репинской картины были в то время новаторством. Полотно потрясло всех – и друзей, и недругов художника. Но для этого Репину потребовались несколько лет напряжённого труда, две поездки на Волгу, повседневное общение и дружба с героями будущей картины, работа над этюдами, долгие часы в мастерской.

С творчеством этого мастера связаны высшие достижения русской реалистической живописи XIX–XX веков. Благодаря своему огромному таланту Репин занимает одно из самых видных мест в истории не только русской, но и европейской живописи. Галерея созданных им образов необычайно разнообразна и широка. Это и масштабные многофигурные композиции, такие как «Арест пропагандиста», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года». Это и остросоциальные произведения в духе эстетики передвижников «Отказ от исповеди», «Не ждали» и др. Не менее впечатляет и портретная галерея современников художника, её составляют точно схваченные художником образы писателей Л. Толстого и Л. Андреева, артистки П. Стрепетовой и композитора М. Мусоргского, химика Д. Менделеева и хирурга Н. Пирогова, художника Н. Ге и критика В. Стасова. После знакомства с ними сравнения Ильи Ефимовича с Веласкесом или Рембрандтом не кажутся преувеличенными – по своему колоссальному таланту Репин занимает одно из первых мест среди мастеров портретной живописи в Европе.

Живописец регулярно участвовал в выставках передвижников. Проживал в Москве и Петербурге; последние годы жизни – в Куоккале, на Карельском перешейке.

В фонде Президентской библиотеки хранится комплект открыток «Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты», изданный в 1965 году в Ленинграде. По нему можно составить впечатление, как много значил этот уголок Карельского перешейка для художника.

«Купив в 1899 году одноэтажный домик, – рассказывается в предисловии к набору открыток, – Репин стал постепенно пристраивать к нему помещения, необходимые для работы. Так появился второй этаж с двумя большими мастерскими и открытым балконом под стеклянной крышей. Всё в зимней мастерской свидетельствует о неустанном труде великого художника. Здесь, окружённый своими полотнами, он проводил почти весь день, познав самое высшее счастье – счастье творчества. На стенах мастерской висят этюды, эскизы, наброски художника, работы его учеников Ф. Малявина, Б. Кустодиева, И. Куликова. В центре на мольберте последний автопортрет Репина, написанный в 1920 году. Рядом его кисти и подвесная палитра, которой художник стал пользоваться, когда от чрезмерной работы заболела правая рука, и он был вынужден писать левой. Неутомимый труженик, Репин работал до последних лет своей жизни».

В «Пенатах» художник прожил три десятка лет. Там он и умер в 1930 году. О Репине написаны десятки монографий, сотни статей, воспоминаний и публикаций, но тема жизни и творчества художника далеко не исчерпана. В планах Президентской библиотеки, фонд которой сегодня составляет более 320 тысяч единиц, продолжить сбор редких материалов о выдающихся деятелях культуры, составивших славу России.

Автор: Наталья Корконосенко

Источник: Молот, газета
просмотров: 478

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.