Правительство может продлить госпрограмму льготного автокредитования, которая действовала в России с июля по декабрь 2013 г., заявил 13 января вице-премьер Аркадий Дворкович. По прогнозам ряда специалистов, это поддержит рынок, но не остановит его снижение. Прогнозы региональных экспертов читайте в сегодняшнем материале БГ.
Елена Копнина, Генеральный директор ООО «КЛЮЧАВТО-ФИНАНС»:
«Безусловно, программа льготного кредитования является достаточным инструментом в части увеличения продаж новых автомобилей. Статистика показывает, что после „первой волны“ программы наблюдалось снижение продаж новых авто среднего ценового сегмента, так может произойти и в 2014 году.
В целом, программа направлена не столько на поддержку каких-то конкретных производителей, сколько на стимуляцию российского автомобильного рынка в целом.
Я уверена, что участники автомобильного бизнеса удержат долю кредитования и продажи на должном уровне, с помощью программы поддержки продаж от производителей и кэптивных банков, но этого может быть и недостаточно в условиях действующей рыночной экономики».
Павел Шевченко, руководитель департамента продаж «ААА моторс»:
«Безусловно, данная мера стимулирования спроса нужна, особенно в условиях стагнации на рынке. Но переоценивать ее эффект тоже не стоит. Судя по результатам продаж моделей, которые попали по действие программы, какого-то „всплеска“ продаж не случилось. Да, процент кредитных продаж вырос, особенно по тем брендам и моделям, где вдобавок действовали льготные ставки от производителя. Вкупе с субсидией по госпрограмме это позволяло купить автомобиль в кредит с 0% переплатой.
И, кстати, собственные льготные кредитные программы производителей оказывали куда больший эффект, чем госпрограмма.
Еще один момент – госпрограмма не может убрать главные препятствия на пути роста автомобильного рынка – отсутствие роста экономики и доходов населения, высокая стоимость владения автомобилем (ТО, налоги, потеря цены на вторичном рынке) и неразвитую дорожную сеть и инфраструктуру.
В конце концов, данная программа не выполнила своей основной задачи – поддержки продаж АвтоВАЗа (80% льготных кредитов были выданы на покупку а/м иностранных брендов, собранных в России.) Посему было принято решение о прекращении действия программы с 01 января 2014 года.
По нашему мнению, снижение российского автомобильного рынка в 2014 году будет в пределах 2-3%. Вполне вероятна стабилизация рынка на уровне 2013 года. Если в 2013 году весь рынок составил 2 780 тыс. автомобилей, в 2014 году прогнозируется 2 730 тыс. автомобилей».
Сергей Шабельник, директор автоцентра ОРБИТА-Peugeot. Вавилова:
«Автомобильный рынок России не демонстрирует положительной динамики уже на протяжении трёх лет, начиная с 2011 года. После катастрофического обвала рынка в 2009 году, в 2010 году рынок стабилизировался и в 2011 году уже показал существенный рост — более 30%. В 2012 году роста уже не было. В 2013 году рынок показал отрицательную динамику -5,5%.
Стагнация в экономике неминуемо ведёт к снижению покупательского спроса, в том числе и на новые автомобили. Однако в 2014 году мы вряд ли увидим дальнейшее падение продаж.
Судя по всему, рынок новых автомобилей пришёл к объёмам, соответствующим реальному потребительскому спросу. На мой взгляд объёмы продаж окажутся на уровне прошлого года.
Однако структура рынка скорее всего поменяется: произойдёт перераспределение долей между игроками за счёт появления новых моделей популярных брендов. Спрос же как на премиальные, так и на недорогие автомобили будет стабилен.
На мой взгляд запуск программы — мера своевременная и судя по результатам очень эффективная. Считаю, что действие программы необходимо продлить, так как льготное кредитование будет стимулировать и привлекать тех покупателей, которые в данный момент откладывают покупку авто из-за нестабильной ситуации в экономике страны. При этом повышение барьера (стоимость автомобиля по программе) до миллиона рублей будет способствовать более ощутимому оживлению на рынке».