В канун нового года будьте осторожны в магазинах. Обращайте внимание на ценники и на ту сумму, которую вам пробивают на кассе. Ведь некоторые магазины могут воспользоваться предновогодней эйфорией и доверчивостью покупателей. Приводим несколько жалоб от наших читателей, которые поступили к нам на электронную почту volgodonsk.pro@bk.ru.
Несколько историй об одном.
1. Символ Нового года - мандарин. Согласно ценнику, один их килограмм стоит 56 рублей. На весах пробивает цену — 58.90 рублей за килограмм. Два рубля — вроде и не деньги, но вот что-то задели за душу несправедливость и обман. Многие ведь даже на эту мелочь в два рубля и не обратят внимание.
2. Песочное печенье. Обычная цена за 300 грамм — 167 рублей, по акции — 38 рублей. Почему бы за такие деньги не купить и не попробовать, что же там за рассыпчатые печенки за такую цену? Беру, довольная подхожу к кассе. Милая кассирша просит с меня 89 рублей. Удивленно спрашиваю, почему такая разница в цене? Говорю, что за такую цену печенье брать не буду, и уже совсем не милая кассирша зовет своих коллег «убрать ошибку», буркнув мне, что не она цены ставит.
3. Желтый ценник – значит скидка. Масло! только сегодня! только у нас! по 156 рублей! Думаю, есть такие люди, что, увидев отлипающий ценник, все-таки решат посмотреть, сколько стоило масло до сегодняшнего дня, и… О чудо! Это масло и вчера, и позавчера, и сегодня, в день акции, стоило и стоит 156 рублей.
4. История про рубль. Это жалоба от пенсионерки, чья пенсия — 10 тысяч. Зашла в магазин за молоком да хлебом и купила себе заварную трубочку – из тех, что продаются в индивидуальной упаковке. На ценнике черным по белому написано — 20 рублей. Но пока шла женщина до кассы, стоимость лакомства увеличилась — трубочку пробили за 21 рубль. Многие этого даже не заметили бы, но бабушки – особый случай. Эта покупательница попросила администратора объяснить, почему цены разнятся. Девочка (как назвала ее автор письма), которая подошла, сказала, чтоб за рубль не устраивали истерику, и если так принципиально, то она отдаст ей из собственного кармана этот «несчастный» рубль. Для нашей пенсионерки это было делом принципа. А теперь представьте, с каким видом администратор протянула покупательнице ту монету…
Как говорят продавцы, подобные истории — стандартная ситуация для магазинов самообслуживания: «Когда поступает очередная партия товара, цена на него может быть уже другая, и сотрудники просто не успевают заменить ценники в торговом зале, а в компьютер цена закладывается при поступлении. Поэтому и получается, что на ценнике цена одна, а в кассе — уже другая. И нет здесь никакого злого умысла — только обычная халатность персонала».
В советские времена, согласно Уголовному кодексу, данное расхождение цен трактовалось как обсчёт и жестко каралось. Сейчас за эту халатность уже не сажают, но привлечь к административной ответственности нерадивого продавца можно.
Что же делать в такой ситуации, когда вам пробили цену больше, чем была указана на ценнике?
Вариант первый: по-хорошему
Для начала необходимо позвать администратора и сообщить ему о данном недоразумении. Вежливо сообщите ему, что вы недовольны и попросите продать вам товар именно по той цене, по которой было заявлено (на ценнике). Как правило, вам начнут рассказывать про новые цены, и что они не успели заменить ценники. Вас это не должно волновать по следующим причинам:
— Пункт 1 статьи 10 закона «О защите прав потребителей» гласит: «изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора». Пункт 2 той же статьи дополняет, что цена товара в рублях является неотъемлемой частью этой информации.
— В Гражданском кодексе РФ есть такое понятие как оферта, т.е. задокументированное предложение. В магазинах ценник является именно публичной офертой, и продавец обязан продать вам товар именно по той цене, которая в этой оферте указана.
Напомните это администратору магазина и потребуйте немедленно исправить нарушение законодательства, т.е. продать вам товар по цене, указанной на ценнике. Можете «припугнуть» тем, что, якобы, вы сейчас позвоните в Роспотребнадзор и УБЭП (Управление по борьбе с экономическими преступлениями). Обычно при упоминании этих слов, продавцы идут на попятную.
Но что же делать, если сотрудник магазина категорически отказывается выполнить ваше законное требование? Тогда в бой нужно пускать «тяжелую артиллерию».
Вариант второй: по-плохому
Вы можете отстоять свою правоту, обратившись в Роспотребнадзор. Но просто так это у вас не получится – нужны доказательства, поэтому:
— Найдите свидетелей, которые смогут подтвердить ваши слова. Это могут быть ваши друзья или родственники, которые пришли с вами в магазин. Ни в коем случае не забирайте ценник из торгового зала! Тогда Администрация магазина сможет обвинить вас в воровстве торгового оборудования.
— Сфотографируйте ценник. Фотография подойдет в качестве доказательства для госорганов. Если у вас получится добавить в кадр дату и время, будет еще лучше. Вы можете приставить включенный мобильный телефон к ценнику (чтобы были видны дата и время) и сфотографировать.
— Потребуйте жалобную книгу и обязательно оставьте в ней запись о случившемся. Подробно напишите, что вы покупали, когда, какая цена была на ценнике и какой она оказалась в чеке. В своей жалобе потребуйте от администрации магазина письменного ответа на ваше обращение. Именно этот ответ послужит доказательством для Роспотребнадзора.
— Обратитесь в местное отделение Роспотребнадзора с заявлением, составленным в двух экземплярах. К заявлению приложите ответ из магазина на вашу жалобу, а так же фотографию ценника, сделанную в магазине, и чек.
В результате проверки по вашей жалобе Роспотребнадзор может оштрафовать магазин, а в случае повторных нарушений – вообще закрыть.
Как правило, когда вы начнете производить все эти действия (фотографирование ценника, оставление записи в книге жалоб), продавцы согласятся вернуть вам разницу в цене. Особенно если вы при этом будете комментировать происходящее – «это для суда, это для УБЭП, это для Роспотребнадзора».
Впрочем, в этом есть только одно «но» — кроме торжества справедливости вы больше ничего не добьетесь. Идти в суд бессмысленно — моральный ущерб в нашей стране оценивается в копейки, разве что только вам вернут разницу в цене. Хотя при хорошо собранной доказательной базе дело — заведомо выигрышное.
Но, с другой стороны, после проверок из Роспотребнадзора магазин станет лучше следить за своими ценниками и внимательнее относиться к покупателям.