Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

17:40, 25.08.2015

Кино на Дону

Тихий-Дон

Важнейшим из искусств назвал кино Владимир Ильич Ленин. В Советском Союзе быстро поняли, что кинематограф – это не только способ развлечения публики, но еще и мощный идеологический инструмент. 27 августа 1919 года (в самый разгар Гражданской войны) Совет народных комиссаров РСФСР принял декрет о национализации кинопроизводства.

С этого момента вся фотографическая и кинематографическая торговля, промышленность и кинотеатры РСФСР перешли в ведение Народного комиссариата просвещения. С 1980-го в СССР стал праздноваться профессиональный праздник – День советского кино.

Теперь он переименован в День российского кино и приурочен к дате декрета 1919 года.
Конечно, мы живем не в Петербурге или Москве, по которым можно проводить виртуальные экскурсии, смонтированные из отрывков фильмов. Тем не менее наш край сделал свой существенный вклад в историю не только отечественного, но и мирового кинематографа.
Перед тем, как рассказать про фильмы, которые были сняты в Ростовской области, вспомним тех замечательных актеров и режиссеров, которые здесь родились.

Это легенда советского кино, невероятная и поразительная Фаина Раневская, родившаяся в 1896 году в Таганроге. В 1976-м в этом же городе родился Павел Деревянко, звезда современного кино («Брестская крепость», «Девять жизней Нестора Махно», «Ржевский против Наполеона»). Ростов-на-Дону подарил миру не нуждающегося в представлении народного артиста Ростислава Плятта. Кстати, его дебют в кинематографе состоялся в фильме «Подкидыш», в котором он сыграл вместе с упоминающейся выше Раневской. Родом из Ростова и великий советский актер Александр Кайдановский (год рождения – 1946-й), которого весь мир знает по роли в «Сталкере» Андрея Тарковского. В Ростове-на-Дону в 1963 году родился Сергей Жигунов, звезда телефильма «Гардемарины, вперед!», экранизации романа Джека Лондона «Сердца трех» и сериала «Моя прекрасная няня», который в течение пяти лет не сходил с телеэкранов. Через шесть лет после Жигунова в Ростове же появился на свет режиссер театра и кино Кирилл Серебренников, именно он сделал сериал «Ростов-папа».

Если же приняться за рассказ о тех фильмах, которые снимались на территории нашего края, то он явно выйдет за рамки этой статьи. Поэтому мы расскажем о нескольких заметных кинолентах, которые когда-то наделали достаточно шума и снискали любовь зрителей.

Если задаться вопросом, какое произведение о наших краях самое знаменитое, то ответ прост – «Тихий Дон». Об этом романе знают во всем мире, ведь именно за него Шолохов в 1965 году получил Нобелевскую премию. Эта масштабная и многогранная эпопея по праву считается шедевром русской литературы XX века. Неудивительно, что ее экранизировали. Причем не один раз. Существует три экранизации, четвертая на данный момент еще не окончена.

В первый раз кинематографисты взялись за «Тихий Дон» в 1931 году. Так как на тот момент вышли только первые две книги, данную экранизацию нельзя назвать полной. Это черно-белый немой фильм, правда, через пару лет его озвучили. Он сравнительно короткий (всего полтора часа), и о нем сейчас знают, пожалуй, только специалисты-киноведы. Думается, его все же интересно посмотреть, чтобы сравнить с последующей версией от Сергея Герасимова.

В_моей_смерти_прошу_винить_Клаву_КГерасимов в 50-х годах создал фильм-колосс. Он длится шесть часов (находится в одном списке с монументальным голливудским «Лоуренсом Аравийским» как один из самых длинных фильмов в истории кино). Герасимов сознательно делал эталонную экранизацию, которая сразу же закроет тему, уникальное кино, повторить которое вряд ли придет кому-нибудь в голову. Сам Шолохов не только выбрал Быстрицкую на роль Аксиньи, но и одобрил постановку следующей фразой: «Я рад, что фильм идет в одной дышловой упряжке с моим романом». Интересный факт: часть сцен была снята в Каменске-Шахтинском.

Но не прошло и десяти лет, как еще один великий советский режиссер решил взяться за роман Шолохова. В 1975 году в газетах прошла информация о том, что уже скоро Сергей Бондарчук сделает свою версию бессмертного произведения. Но тут в дело вмешался Герасимов, который весьма хитро запретил Бондарчуку делать «Тихий Дон». Легенда гласит, что он сказал: «Дай мне спокойно умереть, Сережа, а потом снимай так, как ты думаешь». Герасимов умер в 1985-м. Вскоре после этого Бондарчук-старший взялся за разработку сценария. Но теперь ему помешала уже не воля признанного мэтра, а бурные исторические события – началась перестройка. В какой-то момент выяснилось: теперь проблема при запуске картины не в том, что она должна пройти цензуру, а в том, что теперь надо найти на нее деньги. Финансирование пришлось искать за рубежом. В 1990 году он нашел продюсеров в Италии, стране, которая когда-то приютила и Тарковского.

Большая часть съемок прошла на Дону в хуторе Лебяжий. Связанный контрактом, Бондарчук был вынужден снимать на английском. Многие зарубежные актеры явно не подходили на свои роли. Руперт Эверетт, исполнивший роль Григория Мелехова, позже сказал: «Когда меня пригласили сниматься по роману Шолохова, я очень удивился: мне казалось, что я не очень подхожу на роль Григория Мелехова, русского казака». Тем не менее отказаться не смог. После окончания съемок Бондарчук отправился заниматься монтажом в Италию. И тут спонсирующая его компания обанкротилась, все материалы были конфискованы. Неожиданно оказалось, что доделать уже снятый фильм у Бондарчука не получится. Его «Тихий Дон» из категории ожидаемых фильмов плавно перешел в категорию легендарных фильмов, которые мы вряд ли увидим.

Уже в нулевых вдова режиссера и его сын Федор смогли при участии Первого канала выкупить материалы к фильму. Федор Бондарчук смонтировал семисерийную телеверсию, которую показали в 2006 году. Реакция у зрителей была, мягко скажем, неоднозначная. Одни говорили, что это провал, другие видели в этом осколок эпохи 90-х, третьи все же склонялись к мнению, что все получилось, хотя отмечали, что ничего выдающегося нет, просто еще один костюмный исторический фильм. Возможно, Сергею Бондарчуку стоило прислушаться к словам Герасимова и отказаться от этого проекта.

Вскоре – в связи с юбилеем Михаила Шолохова – заговорили о новой экранизации. В 2014 году прошли съемки в станице Еланской и на хуторе Малый Громчонок. Режиссером стал Сергей Урсуляк (создатель знаменитой «Ликвидации»), в ролях Евгений Ткачук, Сергей Маковецкий, Людмила Зайцева и другие. Уже этой осенью мы увидим, какой получилась новая версия классического романа.

Но отвлечемся от монументализма «Тихого Дона». В Ростове-на-Дону в 70-х был снят молодежный лирический фильм «В моей смерти прошу винить Клаву К.», с необычайным успехом прошедший по экранам Советского Союза. Это тонкая история о любовном треугольнике, о том, как закаляется юношеский характер, о том, как порой сложно понять, кого же любишь на самом деле.
Выбор натуры для фильма был продиктован тем, что повесть, на которой он основывался, написал ростовчанин Михаил Львовский. Для соблюдения должной атмосферы кинематографисты отправились на родину писателя. Так, в одной из сцен мы видим парк Горького. И сразу же понимаем, что с конца 70-х он не сильно-то изменился.

В Донском краю была снята еще одна легендарная мелодрама «Цыган» и ее продолжение – «Возвращение Будулая» (по произведениям нашего земляка Анатолия Калинина). В этом фильме снялась легендарная Клара Лучко. Кстати, киноверсий «Цыгана» две. Первая датируется 1967 годом. А вторая – и самая знаменитая – 1979-м. Про эти фильмы можно сказать, что они были советскими «Поющими в терновнике».
Пока мы говорили о советском кино. Снимают ли кино и сейчас в Ростове и области?
Из самых амбициозных проектов стоит отметить «Утомленных солнцем-2», несколько сцен из которых были отсняты под Таганрогом. Или сериал «Однажды в Ростове», который представляет собой повествование о двух самых скандальных событиях в жизни нашей области 60-х годов: расстрел забастовки в Новочеркасске и дело банды братьев Толстопятовых.
Недавно был осуществлен необычный проект Александра Расторгуева (еще одного уроженца Ростова-на-Дону) и Павла Костомарова «Я тебя люблю». Проект этот позиционировался как документальный, но это не совсем так. «Я тебя люблю» расположился где-то между авторским кино и документальным, уселся на границе между жанрами и методами и стал делать вид, что выдающийся.

Расторгуев и Костомаров провели в Ростове-на-Дону кастинг, нашли кучу подходящих ребят и предложили им снимать на камеру свою жизнь. Были заданы определенные ситуации, никакого сценария. А потом уже из принесенного материала режиссеры принялись монтировать фильм. Говорят, принесли столько, что хватило на три фильма (два уже готовы, третий будет, неизвестно когда).
Я-тебя-люблюПеред нами странное зрелище. Несколько человек на экране тем или иным образом выясняют свои отношения друг с другом и с окружающим миром. Много говорят, используя обсценную лексику, не стесняются ходить перед камерой в нижнем белье. Нет внятного сюжета, только пунктир переходящих друг в друга сцен. Вроде бы повседневная жизнь запечатлена на цифру, но, с другой стороны, нам всегда кажется, что жизнь более структурирована. От просмотра остается неприятный осадок: то ли оттого, что показано, как убого все живут, то ли оттого, что не ясно, кому сопереживать.

Фильм имел грандиозный успех в Москве, получил несколько значительных наград («Ника» в номинации «Лучший неигровой фильм», специальный приз жюри на XIV Международном фестивале «ДебоширФильм – Чистые грезы»). Что касается примет города, то кино почти полностью разворачивается то в салонах автомобилей, то на кухнях и в спальнях, из ростовского ландшафта мы можем увидеть только проспект Стачки и здание Донской публичной библиотеки. Наверное, сцена у библиотеки самая луч-шая: герои беспечно катаются на скейтах, забыв про свои проблемы и горести.

Надо думать, что еще не раз кинематографисты приедут в наши края, чтобы снимать свои фильмы. Будем надеяться, что среди этих фильмов будут настоящие шедевры.

Игорь Куншенко.

Ключевые слова: Аксай, Ростов-на-Дону
Источник: Газета «Победа»
просмотров: 372

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.