Календарь

Март 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

16:50, 20.07.2015

Учиться — всегда пригодится: зачем нам дистанционное образование?

Автоматизация и дистанционные технологии добрались до самой, казалось бы, консервативной сферы нашей жизни — образования. Еще 10 лет назад онлайн-обучение было настораживающим новшеством, сегодня — это сотни

Автоматизация и дистанционные технологии добрались до самой, казалось бы, консервативной сферы нашей жизни — образования. Еще 10 лет назад онлайн-обучение было настораживающим новшеством, сегодня — это сотни предложений и миллионы учеников: школьники, студенты, опытные профессионалы, любознательные работники и скучающие домохозяйки. Эксперты говорят о том, что дистанционное образование не сможет полностью заменить традиционное, но то, что это направление занимает все более весомую роль, признают все.

От школьных уроков до переквалификации

Первые опыты дистанционного обучения принадлежат американцам: в середине 1960-х годов они транслировали учебные курсы на местных телеканалах. Систему дистанционного образования как часть государственной политики начали развивать в России в 1990-х годах. Итогом этой работы стала «Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России», принятая в 1995 году. Спустя два года приказ министерства образования РФ разрешил образовательным учреждениям обучать студентов дистанционно.

По словам экспертов, действующий федеральный закон об образовании не предполагает понятие «дистанционное обучение» в учреждениях, выдающих документ государственного образца. Закон вводит термин «дистанционные образовательные технологии», которые наряду с традиционными формами могут использовать в преподавании. Тем не менее власти официально заявляют о том, что намерены поддерживать дистанционные способы образования. По словам заместителя министра образования и науки РФ Вениамина Каганова, эта форма образования может стать альтернативой классическому для тех, кому проще обучаться таким образом. «Лет через 10 каждый будет выбирать для себя ту форму, которая будет удобна. Кому-то удобно будет общаться с учителем, для кого-то открытое образование через некоторое время может стать основным», — уверен Вениамин Каганов.

В школах дистанционное обучение — единственная возможность для детей с ограниченными возможностями получить образование. В министерстве образования Ростовской области «Городскому репортеру» рассказали, что на базе школы-интерната № 28 в Ростове уже шесть лет работает Центр дистанционного образования. «В центре оборудовано 559 рабочих мест для обучающихся, что составляет 100% от потребности детей-инвалидов, не имеющих противопоказаний к дистанционному обучению», — пояснили в министерстве.

Сейчас в центре обучаются более 500 детей-инвалидов, которые после окончания школы могут продолжить профессиональное образование в такой же в дистанционной форме.

По словам директора Центра довузовской подготовки Южного федерального университета в Таганроге Игоря Доценко, в пилотных школах Таганрога и других регионов применяется технология электронных классов. «Класс вместе с учителем попадает в специализированную электронную информационно-образовательную среду, которую создаем для них мы, — поясняет специалист. — Занятия в школе проходят в привычной форме, но ученики могут в классе и дома пользоваться дистанционными образовательными ресурсами — мультимедийными материалами, учебниками в электронном виде, различными тренажерами». По словам Игоря Доценко, абитуриенты ЮФУ тоже имеют возможность пройти полноценные подготовительные курсы по разным дисциплинам в дистанционной форме. За 10 лет центр обучил около пяти тысяч школьников и абитуриентов.

«В процесс дистанционного обучения в той или иной мере вовлечены все студенты, — отмечают в Донском государственном техническом университете. — Найти специальности, в обучении которой нельзя использовать дистанционные технологии, в нашем университете невозможно. Другой вопрос в том, что обучение только дистанционно тоже невозможно». Всего в ДГТУ за почти 10 лет работы разработали 91 курс с применением дистанционных технологий, по которым обучаются более 8 тысяч человек. В чистом виде дистанционные формы обучения применяются в программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. Система корпоративного обучения, использующая технические разработки ДГТУ, работает, например, на Новочеркасском электровозостроительном заводе. Там переподготовку проходят инженерно-технические специалисты и управленцы. Ежегодно в этой программе участвует до 2,5 тысячи человек, а на защите дипломных проектов в дистанционном режиме присутствует ректор ДГТУ. Добавим, что в прошлом году министерство образования России утвердило перечень профессий, для освоения которых электронного обучения недостаточно. Например, нельзя дистанционно учиться на реставратора, фельдшера, акушера, юриста, судоводителя. Всего в перечне — более 50 профессий.

Новые знания онлайн

Эксперты в области дистанционного обучения считают, что такие технологии получили большее распространение не в классическом образовании, а в дополнительном. Речь идет о всевозможных онлайн-курсах, пройти которые можно из любой точки планеты: для этого нужен только доступ в Интернет. По словам Игоря Доценко, такая форма образования в большей степени востребована у людей, уже имеющих образования, которые хотят получить новые знания или повысить свою квалификацию.

«В 2013 году я окончил Московскую бизнес-школу по программе MBS Start, — рассказывает магистр образования, директор ООО „Бизнес Инновации“ Александр Логвиненко. — Уровнем обучения я был удивлен: он оказался очень высоким. Я получил огромный набор видеолекций от лучших преподавателей России, которых, например, в Ростове я бы не смог услышать».

«Я работал в иностранной компании, и многие совещания и документы плавно перешли на английский язык, — поделился с „Городским репортером“ директор компании „Диалог-Телеком“ Евгений Галалу. — Поэтому решил записаться на дистанционные курсы языка. Занятия проходили так: я заходил на обучающий портал и одновременно говорил по телефону с преподавателем. Через несколько месяцев мой уровень владения английским заметно вырос».

Одним из первых проектов онлайн-курсов, который стартовал в России, стал «Интуит. Национальный открытый университет». Он заработал в 2003 году и не был связан с каким-то одним образовательным учреждением. Сейчас на сайте проекта представлены в бесплатном доступе несколько сотен учебных курсов по информационным технологиям, математике, физике, экономике, менеджменту от разных университетов, в том числе и российских.

На одной из самых популярных образовательных онлайн-площадок — сайте Coursera — уже насчитывается более тысячи разных курсов от лучших университетов мира: свои бесплатные программы предлагают Стэнфордский, Мичиганский, Вашингтонский, Пекинский университеты.

К середине июля этого года на сайте уже зарегистрировались более 14 миллионов пользователей. Учат здесь основам программирования, социальной психологии, финансовым дисциплинам и т. д.

Продолжительность курсов — от 6 до 10 недель, с 1–2 часами видеолекций в неделю. В конце обучения вас придется сдать экзамен или проект. Однако получение сертификата, подтверждающего, что вы прошли курс, вовсе необязательно. Эксперты поясняют, что подобные программы интересны именно содержанием, а не результатами. Своим опытом дистанционного образования с помощью ресурса Coursera поделилась ростовская студентка Анастасия Хорошева, которая прошла по предложенной схеме два курса — по теории коммуникации от Амстердамского университета и по программному обеспечению для диджеев и музыкантов от музыкального колледжа Беркли. По словам Анастасии, результатом обучения она довольна. «Если говорить о качестве преподавания, то оно на уровне. Лекции читаются достаточно медленно, есть возможность включить субтитры (я проходила курсы на английском языке), и всегда можно остановить запись, чтобы сделать пометки. Оба курса дали мне те знания, которые я искала», — говорит студентка.

Образование без границ

Дистанционное образование уравнивает возможности обучающихся: заниматься могут абсолютно все независимо от социального статуса, причем в любое удобное время и в любом удобном месте. Важную роль играет и то, что курсы можно выбирать, исходя из своих интересов, не отрываясь от постоянной работы или учебы. «Дистанционное (точнее, электронное) образование отменяет философию преподавания, когда учитель — основной источник знаний, — отмечает Игорь Доценко. — В современной образовательной системе информация рассредоточена в разных местах, в том числе и в сетях, а роль преподавателя — организовать процесс обучения».

По словам студентки Анастасии Хорошевой, онлайн-образование оказалось очень удобным: нет жестких временных рамок, можно послушать лекцию в транспорте, заниматься дома в случае болезни. Общение с преподавателем и другими студентами тоже не исключено: можно связаться с ними в соцсетях или с помощью электронной почты.

«В дистанционном обучении университет сжимается до размеров ноутбука», — говорит Анастасия Хорошева.

Для многих дистанционное обучение — единственно возможный вариант. «Уже несколько лет мой наставник живет за границей, поэтому мы общаемся по скайпу. В нашей группе 10 человек, все живут в разных странах. Мне очень нравится такая возможность получать знания и обмениваться опытом с коллегами», — рассказала психолог Лилия Олефиренко.

Однако многие выделили в качестве слабого места дистанционного обучения вопрос самоорганизации. В этом случае традиционные университеты, которые имеют четкое расписание и где контролируют учащихся, значительно выигрывают. «У меня был опыт преподавания маркетинга и менеджмента дистанционно, — вспоминает директор по маркетингу сети спорт-баров „Пинта“, кандидат экономических наук Татьяна Третьякова. — Могу сказать, что эта форма не способна обеспечить тот контакт преподавателя с аудиторией, который дает классическое образование, в том числе и в мотивационном аспекте. Кроме того, дистанционное образование требует высокого уровня внутренней дисциплины слушателей, который, к сожалению, есть не у всех».

Эксперты в области дистанционного обучения сходятся во мнении, что онлайн-образование — это одна из форм преподавания, которая пока не способна заменить классические университеты. Однако за счет большой гибкости и технологичности дистанционное образование будет укреплять свои позиции

Автор: Ксения Калиниченко
Ключевые слова: Ростов-на-Дону
Источник: Городской репортер
просмотров: 136

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.