Вчера, 14 июня, в Цимлянском районе юный неопытный водитель мотоцикла чуть не угробил себя и 15-летнего пассажира.
6 июня в Волгодонске разбился насмерть очередной мотоциклист.
В Волгодонске снова произошла авария с участием водителя мотоцикла...
«Горячие» заголовки… Сухие строки протоколов ДТП...
Как страшно в них стоят рядом слова: «насмерть» и «очередной»… Особенно потому, что — да, очередной...
Сегодня, 15 июня, — Всемирный день мотоциклиста.
На странице одной из городских соцсетей появилось предложение «замутить мотопробег». Шутка, наверное. Надеюсь...
Я ничего не имею против мотоциклов и тех, кто их водит. Я очень даже люблю мотоциклы. Что греха таить: в юности было дело — гоняли с друзьями, да лихо так, с дурной бесшабашной удалью, с ветерком! Пока однажды не тормознули меж двух крепких ветвей дерева в метре над землей… Повезло.
Лет 10 назад авторитетный, убеленный сединами питерский байкер в интервью на грандиозном байк-шоу сказал мне: «Один час в седле мотоцикла подчас бывает во сто крат интереснее, чем вся жизнь многих людей. Разбился — судьба, а пока не разбился — кайфуй!». Через два года на своем любимом мотоцикле он улетел в кювет и в Вечность...
Но почему-то в последнее время, в Волгодонске, мне все чаще вспоминаются его слова. Особенно по ночам, когда притихший город разрывают гул летящих мотоциклов и жуткий визг тормозов… Сердце замирает от страха услышать звук удара… и снова радостно бьется… Повезло.
Я ничего не имею против мотоцикла. Прекрасно помню, как была счастлива, наматывая на его колеса очередные сотни километров. Но я жестко против того, кто торопится сесть за руль, так и не научившись водить как следует, да еще в азарте гонки напрочь забывает о том, что на дороге он — не один. И что дорожные правила написаны не просто людьми. А жизнью. И смертью.
Согласна, что люди, которые не могут жить без экстрима, имеют полное право на свои радости в жизни. Но уж точно против того, чтобы всю эту жизнь класть на алтарь минутного удовольствия. По пути забирая еще и того, кто оказался рядом...
Самоликвидаторы. Камикадзе на ракете. Цена жизни — копейка. Так сегодня говорят о тех, кто стремительной молнией рассекает город на мотоциклах, не считаясь ни с ПДД, ни с тревогой близких, ни со смертельным риском, которому подвергают и себя, и тех, кто им верит, устраиваясь поудобнее на заднем сиденье… Авось, повезет?...
Говорят, чтобы стать байкером, нужно иметь особый склад души. Хотя на самом деле большинству достаточно купить мотоцикл и один раз проехать по автодрому.
А значит опять придется складывать буквы в жуткие слова заголовков: «В Волгодонске снова произошла авария с участием водителя мотоцикла...».
Почему?
Представьте себе молодого человека, который впервые в жизни получил водительское удостоверение категории А. Что он знает об опасностях на дороге? Практически ничего. И даже если его кто-то научил филигранно управлять своим мотоциклом, и даже если ему показали некоторые трюки и способы уходить от опасных столкновений, и даже если его старательно уговаривали избегать подобных моментов, на дороге это все — не самое важное. На дороге жизненно необходимо четко воспринимать окружающую дорожно-транспортную обстановку, максимально быстро и правильно ее анализировать да своевременно и рационально реагировать на происходящие события.
А обучают ли этому будущих водителей мотоциклов?
В автошколах получающих категорию В не только учат теории безопасности дорожного движения, но и в реальных дорожных условиях во время практических занятий закрепляют зазубренный в аудиториях материал.
Зато для получения категории А достаточно проехать по автодрому прямо и по восьмерке. И все! Ты — уже полноценный участник дорожного движения. Который на самом деле не разбирается в тактике поведения водителя в реальных условиях дороги. Получается, водителя мотоцикла можно сравнить разве что со слепым котенком на оживленной трассе.
А ведь ситуации, приближенные к реальным, запросто можно было бы моделировать на автодроме. Но в Волгодонске нет таких автодромов, где можно разогнаться хотя бы до 60 километров в час.
Между прочим, в некоторых городах к обучению водителей мотоциклов подходят с фантазией: инструктор и будущий мотоциклист едут вместе по дороге, каждый на своем мотоцикле, и обучаемый при помощи радиосвязи оперативно получает все необходимые рекомендации и советы. Но до Волгодонска такие новшества еще не дошли. К тому же для них нужны дорогостоящие радиофицированные шлемы — а кому из автошкол это надо?.. Да, оказывается, и противозаконно это пока — соответствующие изменения в программе подготовки водителей категории А законодателями не приняты.
Зато парламентарии предлагают установить за нарушения ПДД мотоциклистами штрафы, соразмерные цене мотоцикла. Мол, вот тогда и все байкеры будут живы.
Если повезет.
Впрочем, это все — во-первых. И, думаю, лишь после того, как принципиально и кардинально изменится подход к обучению водителей мотоциклов, мы все вправе будем говорить и о том, что во-вторых: о соблюдении правил движения и уважении всех его участников да о никому не нужном лихачестве и хотя бы элементарном инстинкте самосохранения. Как и о том, что в-третьих: о покупке водительского удостоверения каким-нибудь папашей-начальником для любимой дочи на день рождения или для любовницы в обмен на ласку, о подарке чиновника родному сынуле на окончание школы в виде каена со встроенными правами, о пьяных автоинспекторах на дороге, об инструкторах-взяточниках, о быдле за рулем, которому на дороге охота «тупо повыпендриваться» — уж простите за прозу! Да еще о тех, кто просто ненавидит всех подряд. И давит нещадно. Как слепых котят. Особенно, если сам — на «танке»...
Как же хочется никогда больше не ставить рядом слова «мотоцикл» и «смерть»...
И еще: я совсем-совсем не верю, что хотя бы в нашем маленьком, отдельно взятом Волгодонске никто-никто ничего-ничего не может поделать с теми, кто гоняет по ночным улицам города, разменивая свои жизни на порцию адреналина. Просто не пойму: почему не хочет?..
С праздником вас, мотоциклисты. Всех, кому пока повезло.
Елена Лазарева