Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

17:49, 30.04.2015

Безграничные возможности особенных детей Волгодонска

Был теплый апрельский день, правда, очень ветреный, и иногда срывался дождь. Я приехала в гости к «Радуге» – пообщаться с особенными детками. По долгу службы со многими маленькими волгодонцами с ограниченными возможностями здоровья я уже знакома, и мне всегда приятно встречаться с этими открытыми, искренними детьми. Особенные дети согревают душу теплотой своего сердца и остаются в памяти надолго. Каждый раз, встречаясь с особенными детками, хочется подарить им максимум внимания, своим отношением показать, что особенные они совсем не из-за недугов. Поэтому узнав, что в центре дополнительного образования «Радуга» (того, что «на заливе», возле храма) для особенных деток открылись группы дополнительного образования, я, не задумываясь, решила проведать своих друзей.

Был теплый апрельский день, правда, очень ветреный, и иногда срывался дождь. Я приехала в гости к «Радуге» – пообщаться с особенными детками. По долгу службы со многими маленькими волгодонцами с ограниченными возможностями здоровья я уже знакома, и мне всегда приятно встречаться с этими открытыми, искренними детьми. Особенные дети согревают душу теплотой своего сердца и остаются в памяти надолго. Каждый раз, встречаясь с особенными детками, хочется подарить им максимум внимания, своим отношением показать, что особенные они совсем не из-за недугов. Поэтому узнав, что в центре дополнительного образования «Радуга» (того, что «на заливе», возле храма) для особенных деток открылись группы дополнительного образования, я, не задумываясь, решила проведать своих друзей.

Первое, что сразу бросилось в глаза, – это преобразившаяся «Радуга». Во дворе не только чисто и аккуратно, но и появились элементы ландшафтного дизайна.

– Вместе с «Радугой» мы планируем здесь еще и сенсорный сад разбить, – ловит мой взгляд заместитель директора Фонда поддержки семьи и детства имени Н.М. Бурдюгова Олеся Дорганева.

– И что он из себя представляет? – я первый раз услышала о таком «саде».

– Сенсорный сад – это место, можно сказать, релаксации и реабилитации, – рассказывает Олеся Дорганева. – Давно доказано, что здоровье во многом зависит от ног. Поэтому, при воздействии разными «раздражителями» на ступни, у человека происходит восстановление организма. Это также отличный природный антидепрессант. Сенсорный сад, который предполагается в скором будущем установить на территории центра дополнительного образования «Радуга», на сегодняшний день не имеет аналогов ни в Волгодонске, ни в Ростовской области. Представляет он из себя комплекс, состоящий из небольших лотков с разным содержимым. Где-то это будет галька, планируется некоторые лотки наполнить корой деревьев, песком или глиной, высадить канадскую траву, возможно, один из лотков получится наполнить шишками. Расслабляться и оздоравливаться, прогуливаясь босиком по этим наполнителям, смогут не только детки с ограниченными возможностями, а также их родители и воспитанники «Радуги», но и жители Волгодонска, причем абсолютно бесплатно.

Кроме этого заместитель директора Фонда имени Н.М.Бурдюгова поделилась, что вместе с сенсорным садом на территории «Радуги» планируется установить еще и уголок ароматерапии, в котором будут высажены различные растения и цветы. Идея создания аромауголка возникла у директора центра «Радуга» Анжелики Герасимовой при обсуждении плана сенсорного сада. Такая терапия позволит не только расслабиться, но и окунуться в мир природы.

Заслушавшись рассказом об уникальном проекте, я не заметила, как мы дошли до одного из специально оборудованных классов музыки. Здесь уже занимались Катенька, Никитка, Ника, Женечка и Боря. Уроки «Музыка добра» – это уникальная возможность для особенных детей пообщаться, послушать красивые мелодии, хором спеть детские песни, поиграть на музыкальных инструментах. Как оказалось, уроки музыки – не только средство социализации для особенных волгодонцев, но и своеобразная музыкотерапия. К примеру, Никитка, у которого спастический тетрапарез вследствие перенесенной болезни – у него практически не работает левая рука, старательно пытается играть на фортепиано. Прогресс у этого маленького, но очень ответственного мужчины значителен: буквально несколько месяцев назад он еще с большим трудом разжимал кулак, а сегодня уже может распрямленными пальчиками нажимать на клавиши.

Женечка же, который еще недавно боялся людей и ни с кем не общался, на уроке музыки хотя и был немного скован (присутствие журналиста, видимо, доставляло ребенку дискомфорт), но научился взаимодействовать со своей группой и преподавателем. Ребенок очень полюбил учителя музыки – Бердник Татьяну, автора проекта «Музыка добра».

– Нам очень нравится в центре, особенно ребенку – он с удовольствием сюда ходит, – рассказывает мама Жени Ирина Адрахманова. – Мы когда подъезжаем сюда, он аж бежит на радостях. Вообще, занятия приносят свои плоды: у него появилась определенная положительная динамика.

А вот для Бори – гиперактивного «солнечного ребенка», которому сложно долго на чем-то задерживать своё внимание – уроки музыки стали уроками концентрации. Здесь он садится за фортепиано и, перелистывая нотную тетрадь, видимо, представляет себя великим музыкантом. Кстати, как начинающий пианист, без нотной тетради играть он отказывается.

– Одна из наших самых главных задач – социализировать детей, чтобы здоровые детки адекватно воспринимали детей с определенными проблемами со здоровьем, а особенные детки не боялись реакции здоровых детей – чтобы этот барьер был разрушен, – рассказывает руководитель проекта дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, директор МОУДОД ЦДОД «Радуга» Анжелика Герасимова. – Но уроки «Музыка добра» и «Добро глазами детей» стали не просто дополнительными занятиями и курсами социализации, но и своеобразной терапией. Специалисты – психологи, психотерапевты, логопеды – также фиксируют у детей прогресс в эмоциональном развитии, снижение уровня тревожности и агрессии, появление навыков самообслуживания, развития речи, улучшение моторики и координации движений.

К слову, уроки по программе «Добро глазами детей», автором которой является педагог «Радуги» Марина Бердник, нравятся особенным деткам не меньше уроков музыки. Особенность программы – во взаимодействии ребенка со специально подготовленными собаками. Занятия проходят в оборудованном помещении, а собаки с детства обучаются работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Программа «Добро глазами детей», ставшая в итоге канистерапией, позволяет развивать у особенных деток коммуникационные способности, самосознание, внимание и чувство безопасности, а также улучшают речь и общение. К примеру, Катюша, которая до занятий в центре «Радуга» трудно выговаривала слова и не могла составить из них предложения, теперь стала общаться намного лучше. Она старательно выговаривает «Барьер», «Дай лапу», «Сидеть» и другие команды. Это удивительно, но ребенок теперь умеет внятно поизносить длинные связные предложения, и её речь стала понятна не только родителям.

А вот маленькой Нике занятия канистерапией помогли преодолеть отчужденность, замкнутость, эмоциональное напряжение. Этот ребенок теперь идет на контакт не только с животными, но и с людьми – даже незнакомыми. Увидев меня с фотоаппаратом, Ника стала позировать как настоящая фотомодель – и все это во взаимодействии с собакой.

– У Ники действительно большой прогресс, – рассказывает преподаватель Марина Бердник. – Когда она первый раз пришла к нам на занятие, девочка боялась идти на контакт.

– Мы видим, что сегодня наше направление инклюзивного образования дает положительные результаты и становится востребованным в городе, – делится директор МОУДОД ЦДОД «Радуга» Анжелика Герасимова. – Мы благодарны всем, кто поддерживает нас в организации образовательного процесса и доступной среды. Помощь в реализации проектов нам оказывают администрация города Волгодонска, депутаты Волгодонской городской Думы, управление образования и Фонд поддержки семьи и детства имени Н.М.Бурдюгова.

Но, несмотря на огромную работу, проводимую коллективом центра «Радуга», существует и ряд проблем, на которые просто невозможно не обратить внимание. К сожалению, «Доступная среда» на этом участке городских дорог отсутствует. У большинства родителей особенных деток нет личного транспорта, и добираться до центра им приходится несколько километров пешком – при том что многие детки имеют проблемы, связанные с нарушением опорно-двигательного аппарата. На пути от остановочных комплексов воспитанникам центра порой приходится идти по проезжей части, так как ни тротуаров, ни аллей здесь нет. На выезде из «Радуги» – что пешком, что на машине – приходится преодолевать препятствие в виде крутого подъема. Как рассказывают родители, зимой «эту гору» и на машине-то покорить трудно, а ребенку с ограниченными возможностями своими ножками подняться на неё практически нереально. Родители особенных деток надеются, что в скором будущем в «Радуге» в полной мере будет реализована такая необходимая для их чад «Доступная среда», и в центре появятся пандусы, перила, оборудованные санузлы.

И как говорит директор «Радуги» Анжелика Герасимова: «Наши дети с ограниченными возможностями здоровья скоро смогут стать детьми с безграничными возможностями в своем развитии».

Ключевые слова: Волгодонск
Источник: Газета Волгодонск
просмотров: 119

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.