Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

15:01, 19.01.2015

«Сейчас бы Саша сказал: ребята, вы что, с ума посходили»?

Старшая дочь экс-ректора РГСУ академика Василия  Жукова рассказала о скандале вокруг этого вуза, своем отце, сестрах и о  последних днях своего друга Александра Починка.

Лидия Федякина
Фото: Ольга Голованова / РГСУ

Мария Харламова, дочь академика Василия Жукова от первого брака, бывшая помощница по юридическим вопросам Александра Починка, рассказала нам о своем видении конфликта вокруг ситуации с увольнением с поста ректора Российского государственного социального университета Лидии Федякиной  и назначением на эту должность вдовы государственного деятеля Александра Починка – Натальи Починок. По ее словам, с ушедшим из жизни в марте 2014 года Починком ее связывали не только рабочие, но и близкие дружеские отношения, она была одной из последних, с кем общался Александр Петрович перед своей внезапной смертью.

В последнее время средства массовой информации довольно противоречиво освещали ситуацию вокруг снятия и назначения ректоров в Российском государственном социальном университете (РГСУ). Поэтому, по мнению Марии Харламовой, для понимания того, что произошло на самом деле, необходимо обратиться к прошлому — разобраться в деловых, семейных и дружеских отношениях Жуковых и Починков.

Про Жукова

По словам Марии, ее мама, Елена Владимировна, вышла замуж за Василия Жукова, будучи первокурсницей Воронежского госуниверситета. Ее супруг тогда оканчивал пятый курс. Свадьбу сыграли в апреле 1970-ого, и в том же году родилась Мария. В 1975 году ее родители развелись. В 1978-м мать с дочерью вынуждены были переехать в Ташкент, и Мария почти 30 лет не виделась с отцом.

В 2007 году Мария и Василий Иванович встретились по инициативе дочери. Он был ректором РГСУ. Она жила уже в Петербурге, получила высшее образование, вышла замуж, родила троих детей, организовала бизнес- юридические консультации. У отца была другая семья — жена Галина Севастьяновна и две дочери от второго брака: Лидия и Галина.

Василий Иванович, как рассказывает Мария, принял ее очень хорошо: был растроган, задарил подарками, показал университет, рассказывал, как все начиналось…

- В 1991 году, когда рухнул Советский Союз, а вместе с ним и КПСС, Василий Иванович был ректором Высшей партийной школы, — говорит Мария Харламова. — В результате он остался безработным. И тогда Саша (Починок – авт.) при Министерстве труда дал ему возможность организовать социальный университет. (Починок был министром труда и социального развития РФ в 2000-2004 годах, а в 1991-м  он являлся народным депутатом России – авт.)

«Папа мне сказал, — продолжает Мария, — что Минтруд при помощи Починка выступил учредителем университета, что Александр ему очень помог. Жуков тогда не знал, чем семью кормить: младшая дочь Галя была маленькой, у нее был порок сердца, старшая Лида жила в Воронеже с бабушкой, у него самого не было даже московской прописки, жили в общежитии. То есть, личная ситуация в семье Жукова была очень тяжелая. И помог ему тогда именно Александр Починок.

Отцу для организации вуза дали здание на улице Вильгельма Пика. Оно находилось в заброшенном состоянии. Не медом намазано – надо было все создавать с нуля. Но папа — великий организатор с огромным стажем работы, с опытом руководителя высшего учебного заведения. Он все создал сам, ни копейки в карман не положил. Никто не пытался вуз приватизировать. 80% студентов учились бесплатно, только 20% — на платной основе. Он создал сильный институт. И до тех пор, пока в нем «рулил» Василий Иванович, там работали самые выдающиеся и признанные люди. Преподавательский состав был очень сильный.

Следующим этапом Саша помог открыть множество отделений по стране, и университет стал уже российским вузом. Например, РГСУ по численности превосходил МГУ – у них было больше студентов, чем у любого другого вуза в стране. Это был единственный социальный вуз в России. И создали они его, конечно, вдвоем: один не разворовывал, второй давал возможность работать. Саша как мог лоббировал интересы университета, как мог помогал. И сейчас отделить одного от другого нельзя, друг без друга они не сделали бы ничего.

Про Починка

Интересно, что в 2007 году, когда Василий Жуков рассказывал дочери от первого брака о роли Починка в становлении РГСУ, Мария еще не знала Александра Петровича. Они случайно познакомились весной 2011 года благодаря общей знакомой. После нескольких часов общения Починок – тогда член Совета Федерации от Краснодарского края – предложил Марии стать его помощником по юридическим вопросам. Харламова согласилась.

- Когда мы познакомились с Александром, я ему сразу сказала, что он у нас – семейная легенда, я дочь Жукова от первого брака. Саша сказал, что Василий Иванович ему говорил, что у него есть дочь от первого брака, и что он очень тепло обо мне отзывался, — вспоминает Мария.

Рабочие отношения со временем переросли в дружеские. Они, по словам Марии, общались почти ежедневно: Починок рассказывал ей о своих делах, заботах и проблемах.

- У нас с Сашей были такие отношения, что если бы они с женой решили рожать третьего ребенка, я бы об этом узнала первой, — говорит Мария. — Дай Бог каждому иметь таких друзей. Только друзья могут понять, как они осиротели после его ухода. Такого человека, как Починок, с которым мыслишь на одной волне, который был отзывчивым и сострадательным, который умел прощать, у которого не было рабской психологии, который столько давал людям — такого друга очень тяжело терять.

Про конфликт

1 апреля 2012 года Василию Жукову исполнилось 65 лет, а это, в соответствии с законом, предельный возраст для ректоров государственных вузов. Правда, по представлению ученого совета вуза учредитель может продлить срок работы ректора до 70 лет. Но 2 апреля Жукову позвонили из Минобразования и сказали, что ему нужно освободить должность руководителя РГСУ.

- Встал вопрос, кому все это хозяйство передать. 1 апреля 2012 года было воскресенье, а в пятницу я сказала Саше, который был проректором РГСУ, что ему лучше всего было бы стать ректором, поскольку тогда и папа все сохраняет, и девочек его никто не выгонит. Потому что у разумных людей сомнений в некомпетентности его дочек никогда не было. Мы понимали, что все серьезные преподаватели просто разбегутся. Но Саша тогда ответил: «От Василия Ивановича таких предложений не поступало», — вспоминает Мария.

К этому времени в университете работала практически вся семья Жукова.

- Старшую дочь Лидию он сначала поставил деканом, — говорит Мария. – Младшая Галина была проректором по каким-то молодежным делам. Она очень рано защитила докторскую диссертацию – была самым молодым доктором наук в России. Обе входили в ученый совет вуза. Жена Галина Севастьяновна работала на кафедре высшей математики, тоже была членом ученого совета, тоже докторскую защитила, слава Богу, вроде честно. Она в 1973 году начала работать с Жуковым еще в Политехе в Воронеже. У нее железный характер, вряд ли она что-то списывала — не такого уровня человек. Она очень много сделала для отца. Если бы не она, наверно, никогда бы он не получил орденов «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени. Половина наград, которые есть у папы, это ее награды. Она стена, она скала, она его опора, она действительно его очень любит, заботится, переживает. Как жена она достойна всяческих похвал и уважения.

- Зачем Жуков, будучи ректором РГСУ, взял на работу в университет своих дочерей и супругу?

- На него очень сильное давление идет со стороны семьи – и жены, и дочек. Дочки не промах, они очень меркантильные, себялюбивые, эгоистичные, и еще они конкурируют друг с другом: что тебе папа дал, что мне папа дал… Когда был обнаружен плагиат в диссертации у Лиды, я сначала думала, что отец и знать не мог об этом. На этих девочек посмотришь, и сразу поймешь – они сказку не напишут, не то что диссертацию. У них все мысли – что ты одела, какой телефон в руки взяла… Надеюсь, что отец не знал про плагиат. Но, с другой стороны, это известие его и не шокировало, — говорит Мария.

Кстати говоря, позже в диссертации и младшей дочери Галины тоже был обнаружен плагиат.

- Папа поставил ректором Лиду, — продолжает Мария. — Она перед этим была Жуковой, но потом взяла фамилию мужа и стала Федякиной. Ее муж, кстати, тоже работает в РГСУ. Потом Лида в интервью стала говорить, что вот теперь я этот вуз сделаю инновационным. Как будто при папе он был ретроградским.

Лида, став ректором, первым делом сняла с доски почета портреты почетных докторов РГСУ: и Валентину Матвиенко, и Сергея Степашина, и Александра Починка… Стали увольняться хорошие преподаватели. Хуже стало с набором студентов. Начали сокращаться отделения в регионах: было 67, стало 46. Стало известно о закрытии некоторых учебных заведений, потому что Лида собиралась их приватизировать.

На тот момент Александр Починок еще работал там проректором, читал лекции, у него был кабинет. В 2012-2013 учебном году он видел все, что происходило в университете при новом ректоре, и однажды сказал мне: «Василию Ивановичу могу сказать только одно – что посеешь, то и пожнешь».

Так мы дожили до мая 2013 года, когда вуз признали неэффективным. Министерство образования и науки было недовольно работой Лиды. В мае 2013 года Саша ходил к министру Ливанову, и тот предложил ему, мол, возьми ты этот университет под свое начало, потому что единственный социальный вуз в стране загубить мы не можем, его надо спасать. Из министерства Саша приехал ко мне и передал этот разговор. Я ему сказала: «Конечно, возьми, кто лучше тебя знает университет!» После этого он полчаса объяснял, что сейчас там авгиевы конюшни, остались одни руины, и нужно иметь много сил, чтобы за это взяться. Одним словом, отказался.

В первых числах сентября 2013 года Саша узнал, что он больше не работает в РГСУ, причем, ему даже не удосужились сообщить об этом. А личную мебель Починка, которая стояла у него в кабинете, перетащили в подвал. Он сильно переживал тогда, и сказал мне: «Лидия и Галина сказали Василию Ивановичу, что я там что-то собирался приватизировать. Если бы я действительно хотел, я приватизировал бы, еще будучи министром».

Они его оболгали. Отец тоже встал на позицию, что Саша хотел что-то приватизировать, и их отношения были испорчены. Они  встречались, разговаривали, но это была холодная встреча: Василий Иванович был твердо уверен в правоте своих дочерей, хотя никаких фактов не было. Клевета для Лидии и Галины – рабочий инструмент.

Недавно я прочитала в СМИ, что Жуков говорит, будто Саша предлагал ему 250 млн. рублей за кресло ректора. Денег Саша никому не предлагал. И никакого рейдерства со стороны Починка не было.

- Почему Починка — «семейную легенду» Жуковых, как вы говорите, они сами же и оболгали?

- Если бы обсуждалось только управление университетом, авторитет Починка никто из Жуковых оспаривать бы не стал. Видимо, речь шла о распоряжении имуществом, которого в РГСУ предостаточно, — считает Мария.

В конце апреля 2014 года министр Дмитрий Ливанов снял Лидию Федякину с поста ректора РГСУ, а в начале июня исполняющим обязанности ректора назначил вдову Александра Починка – доктора экономических наук Наталью Починок.

- Как в министерстве пришли к мысли поставить ректором Наталью Борисовну, я не знаю, но целиком и полностью поддерживаю, — говорит Мария. – Ее кандидатура как исполняющего обязанности ректора РГСУ для меня стала открытием: на этом месте она лучше, чем папа и Саша вместе взятые. Возможно, где-то опыта не хватает, но она с 21 года вращается в этой системе. Кстати, фамилию мужа она взяла после смерти Саши, до этого была Грибковой.

Потом Лида пыталась восстановиться на работе, Мосгорсуд, слава Богу, ей отказал. Но грязь пошла. Василия Ивановича избили – это дикость, это что-то животное. Жуков связывает это с тем, что ему якобы угрожали, и якобы Наталья Борисовна посылала к нему каких-то людей. Но представить, что это сделала Починок, невозможно. Она, кстати, папу сначала не увольняла, но он стал так себя вести, так наглеть, что она была вынуждена его убрать из университета.

На самом деле, ситуация простая: при Лиде вуз стал неэффективным, поэтому в Минобразования нашли выход – назначили нового руководителя.

Репутацию Починок топтать нельзя, ей надо помогать. Потенциал у Натальи Борисовны такой, что через пять лет вы не узнаете этот вуз — государство получит великолепное учебное заведение. У нее есть опыт управления банковскими структурами, для вуза с региональными отделениями это огромный плюс. Она работает по 12-14 часов в сутки. Наталья владеет языками, она амбициозна. Если сказала, что выведет вуз на лучшие мировые позиции, она это сделает.

- Откуда вы знаете это?

- Я просто знаю Починка. Соответствовать его требованиям было очень трудно.

- Наверное, не следует путать требования к жене и требования к руководителю вуза…

- У него ко всем требования были примерно одинаковые: если хочешь быть рядом с ним, должен все уметь, все успевать. Если я многого набралась за три года совместной работы, то, поверьте, Наталья за 14 лет совместной жизни научилась у него гораздо большему. И еще она просто талантлива,

- Вы знакомы с Натальей Починок?

- Конечно, встречались несколько раз на мероприятиях… и на похоронах Саши.

- Она знала про вашу дружбу с Починком?

- Не знаю. По просьбе Саши я делала для нее выкладки по юридическим вопросам, которые посылала по электронной почте ему, а он затем пересылал жене. Но у Саши было столько контактов, что выделить среди них какую-то Машу – все равно, что меня приревновал бы мой муж, когда я прихожу домой с цветами, которые мне дарят постоянно. Кстати, Саша со мной свою личную жизнь не обсуждал.

Про смерть

Александр Починок, по словам Марии, стал плохо себя чувствовать в начале марта 2014 года. В первых числах он был в Новосибирске, должен был возвращаться в Москву. Но 3 марта была нелетная погода, а 4-го в 8 утра врачи сняли его с рейса с гипертоническим кризом и положили в Новосибирскую областную больницу.

- Его положили в больницу, он мне пишет по смс, мол, меня сняли с рейса, лежу, кукую. С 4 на 5 марта ему дали сильнодействующие лекарства, он был никакой. Потом ему стало получше, он написал:  «Вчера вообще на коляске возили, а сегодня хожу от стенки к стенке». Чтобы Саша признался, что его на коляске возили – это вообще на него не похоже! Шестого числа наступила какая-то необычная тишина: два часа от него нет ни смс, ни звонка – такого никогда не было. Пишу ему: «Сбежал?» Еще два часа тишина. Потом он отвечает: «Почти». Звоню ему: «Нельзя с гипертоническим кризом лететь на самолете! Ты что, хочешь, чтобы я занялась твоим здоровьем? Чтобы завтра все газеты написали, что к Починку какая-то молодая брюнетка ходит? Или мне с мужем к тебе в больницу приходить?»

Он прилетел в Москву. 8 марта он хорошо поработал, написал очередное выступление, закончил в половине первого ночи, был в тонусе, чувствовал себя прекрасно. А накануне еще сбегал на радио.

Потом его засунули на обследование. Он начал докладывать мне о своем здоровье. Между врачами две встречи провел, дома гостей принял. За последние три месяца он подбил все накопившиеся хвосты по поводу имущества, квартиры…

Последнюю неделю мы много смеялись и при этом он заводил разговоры на тему жизни и смерти. Он вдруг начал цитировать Горького, что когда мы любим, то любим, даже когда умираем… Был еще «Маленький принц», другие авторы… Последнее стихотворение, которое он прочитал, это Брюсов был: «Я люблю тебя и небо, только небо и тебя, Я живу двойной любовью, жизнью я дышу, любя».

Мне тогда самой было плохо – открылась язва на нервной почве. Когда он начал болеть, для меня это был стресс: у него каждый день что-то болит, а он продолжает метаться, носиться…

15 марта я в Москве проводила тренинг, на котором с моими подопечными мы обсуждали, сложно ли быть последним черным президентом Америки. Было ужасно смешно, я Саше все время «телеграфировала», что говорят эти товарищи. Он отвечал что-то в том же духе. В 13.13 от него пришла последняя смс.

После тренинга я сразу улетела в Питер. На следующий день, в воскресенье, встретилась со знакомой — у нее муж болел, я за нее переживала. Да, еще позвонил товарищ из Чечни, и сказал: «Дядя умирает от рака, передает огромный привет Александру Петровичу». Этот дядя возглавлял налоговую службу Чеченской республики, когда Починок был руководителем Государственной налоговой службы России. Я сказала товарищу: «Что ты дядю раньше времени хоронишь, выздоровеет, приедете ко мне, они с Сашей посидят, поговорят…»

Домой пришла поздно. И дочь мне сказала: «Мама, плохие новости…» И у меня началась совершенно другая жизнь, — констатирует Мария.

Починок был госпитализирован 15 марта с инсультом. Но врачи оказались бессильны — 16 марта 2014 года Александр Петрович умер. Ему было 56 лет. За несколько часов до смерти на радио «Эхо Москвы» вышла в эфир последняя его передача «Фискал», записанная 13 марта.

- Мария, почему вы решили рассказать все это именно сейчас, ведь с момента острой фазы конфликта вокруг снятия и назначения ректоров РГСУ прошло уже достаточно много времени?

- Потому, что не хотела трепать имя Александра Петровича. Он никогда никому не сделал ничего плохого. Сейчас бы Саша сказал: ребята, вы что, с ума посходили? Вы делите государственный вуз, в котором получаете государственную зарплату, и при этом поливаете грязью всех. Вы говорите, мол, вот, пришла Наталья Починок, и она сейчас все разворует… А что, Счетная палата, прокуратура, Следственный комитет у нас больше не работают? Кто ей даст разворовать? Я против всех этих разговоров. Если  бы Саша был  жив, он не понял бы, как люди, с которыми он столько времени общался, себе такое сегодня позволяют…

Записал Геннадий ИВАНОВ 

P.S. Мария Васильевна Харламова является председателем правления центра научно-практической медиации «Mediaction» и председателем регионального отделения партии «Гражданская инициатива» в Санкт-Петербурге. В Интернете  можно найти записи, где ее называют чуть ли не «мошенницей», обманувшей своих питерских, сочинских и московских клиентов на большие деньги. На вопрос об этих обвинениях Мария отвечает, что все это – клевета и происки недоброжелателей. На другой вопрос, почему Василий Жуков в интервью СМИ говорит, что у него нет дочери по имени Мария, она отвечает: «После того, как у Саши из кабинета вынесли всю мебель, а его самого уволили, я прекратила всякое общение с отцом…»

Источник: Новые Ведомости
просмотров: 3404

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.