23 декабря 2013 года на доме № 44 по улице Советской была открыта памятная доска с именами актеров, что в последнее время — большая редкость. Впрочем, доска, говорят, украшала этот фасад и раньше, сейчас ее как бы установили заново. Имена на ней составляют славу российского и донского театрального искусства, но далеко не все помнят, кем были эти люди.
Юрий Завадский родился 30 июня (12 июля) 1894 года в Москве; в 1913 году он поступил на юридический факультет Московского университета и одновременно брал уроки в школе рисования и живописи С. Ю. Жуковского, а затем — в школе П. И. Келина.
В 1920-1924 годах Юрий Завадский — актёр и режиссёр 3-й студии МХАТ (Студии им. Вахтангова); играл Антония в спектакле по пьесе Мориса Метерлинка «Чудо святого Антония», в котором выступил и как сценограф, и Калафа в «Принцессе Турандот» (1922). С 1922 года был членом художественного совета, избранного актёрами после смерти.
Как режиссёр Юрий Завадский дебютировал в 1924 году спектаклем по пьесе Н. В. Гоголя «Женитьба».
С 1924 по 1931 годы Юрий Завадский был актёром Московского Художественного театра, где, в частности, сыграл Чацкого и графа Альмавиву в «Женитьбе Фигаро». В том же 1924 году он создал собственную театральную студию (с 1927 года — Театр-студия), актёрами которой были его ученики В. П. Марецкая, Р. Я. Плятт, Н. Д. Мордвинов, П. В. Массальский и др., и руководил ею до 1936 года.
В 1932–1935 годах Юрий Завадский возглавлял ЦТКА. В 1936 году он был направлен в Ростов-на-Дону, где возглавлял построенный в 1935 году Театр имени М. Горького.
В 1940 году Юрий Завадский вернулся в Москву и был назначен главным режиссёром Театра имени Моссовета, занимал этот пост до конца жизни. Среди наиболее значительных постановок — «Нашествие» Л. М. Леонова (1943), «Петербургские сновидения» по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (1969), «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (1-я редакция — в 1952 году, 2-я — в 1964). С 1940 года преподавал в ГИТИС имени А. В. Луначарского, в 1947 году получил звание профессора.
Юрий Завадский умер 5 апреля 1977 года. Похоронен 8 апреля 1977 года в Москве на Ваганьковском кладбище в могиле матери.
Александр Алексеевич Никитин, ставший заслуженным артистом РСФСР в 1950 году, а народным артистом РСФСР — в 1957-м, родился 24 августа 1908 года.Творческую деятельность он начал в Ростовском театре в 1927 году.
В 1930-1934 годах ему довелось учиться в Московских государственных экспериментальных мастерских и одновременно работать в Театре им. Мейерхольда. С 1935 года был актёром театров Краснодара, Баку, Новосибирска и других городов. В 1938-1940 годах играл в Московском театре Транспорта. С 1944 года — актёр Ростовского-на-Дону театра.
Его игра отличалась эмоциональной заразительностью, сценическим темпераментом.
В 1954-1958 Александр Никитин — главный режиссер Ростовского театра.
Умер в 1984 году в Ростове-на-Дону.
Театральные работы Никитина: Ромео («Ромео и Джульетта» Шекспира), Незнамов, Паратов; граф Альмавива («Женитьба Фигаро»), Максимов («За тех, кто в море!» Лавренёва), Гамлет; Пепел, Влас, Цыганов («На дне», «Дачники»), Арбенин («Маскарад» М. Ю. Лермонтова), Платон Кречет (по пьесе А. Е. Корнейчука), Яровой («Любовь Яровая» К. А. Тренева), Карл («Разбойники» Н. Ф. Погодина).
Постановки: «Севильский цирюльник» П. Бомарше, «Кремлевские куранты» Н. Ф. Погодина (1940), «В добрый час» В. С. Розова, «Без вины виноватые» (1940), «Волки и овцы» (1961).
Елена Архиповна Кузнецова (1918 — 2008), заслуженная артистка РСФСР (1956) и
народная артистка РСФСР (1982). Она училась в Омском театральном училище. В 1940-х Елена Архиповна — актриса Омского драматического театра, затем — актриса Ростовского театра драмы, где она сыграла
И, кажется, вовсе не случайно эта памятная доска оказалась рядом с другой, увековечивающей память великого фольклориста.
Александр Михайлович Листопадов (6(18) сентября 1873, ныне станица Краснодонецкая Ростовской обл. — 14 февраля 1949, Ростов-на-Дону) — советский музыкант-фольклорист, хоровой деятель. Он родился в семье учителя, сам был преподавателем хуторской школы на родине (1892-1902), где начал записывать донские казачьи песни (опубликованы в сборниках и «Трудах Музыкально- этнографической комиссии…», В 1903-07 учился в Московской консерватории и университете, которые не закончил, так как был выслан за участие в революционном движении. С 1936 Листопадов жил в Ростове-на-Дону, был руководителем хора донских казаков.
Листопадову принадлежит сводный труд «Песни донских казаков». Этот крупный вклад в фольклористику вместе со сборником «Песни донских казаков» содержит публикации донских казачьих песен и их реконструкции (аранжировки для 4-х голосов хора) методом звукозаписей отдельных хоровых голосов, сделанных в разное время.
Дом на Советской, 44, знаменит не только своими именитыми жильцами. На своем фасаде он имеет еще одну доску, говорящую о подвиге, совершенном в 1941 году.