В выставочном зале таганрогской организации Союза художников России – выставка художниц Ольги Кириленко и Софии Гетман. В нашем городе много художников, ещё больше художниц. Но эти две подруги не похожи ни друг на друга, ни на других: у каждой свой особый стиль, свой неповторимый взгляд на мир.
Роднит же их переполняющая душу любовь к этому миру в целом, и к Таганрогу с его пригородами в частности. А ещё то, что художницами они стали уже в зрелом возрасте. По образованию обе – инженеры. Инженер тоже творческая профессия. Но пробудившаяся неутолимая жажда творчества заставила и Софию, и Ольгу оставить прежнюю работу.
София Гетман «Море, чайки, волнорезы».
Все дети любят рисовать. Будучи девочкой, София сама для себя была и кистью, и красками – она занималась хореографией. Но профессиональной балериной не стала. Однако ничто на земле не проходит бесследно: выработанные классической хореографией стремление к совершенству, способность к творческому, но при этом скрупулёзному труду не только пригодились ей в дальнейшем, но и повели её по жизни.
Будучи девушкой, София стала рисовать карандашами, это входило в учебную программу, а училась она на архитектора. Правда, не доучилась – архитектором, как и балериной, не стала. А стала дипломированным инженером-программистом. И была им до 36 лет. А в 36 взяла в руки кисть и краски и стала расписывать керамику. Становилось всё теплее. И не только на душе. Поменяв место жительства (переехав из Казахстана в Таганрог), она обрела любимый край. И стала его писать, на её работах – Таганрог и Вареновка.
Общество потребления огрубило нас. Мы стараемся быть передовыми потребителями, а то, что не можем вместить во чрево, в жильё и в гараж, стремимся сожрать глазами. Мы хватаем всё красивое и яркое и спешим за новыми впечатлениями. Работы Софии Гетман в глаза не бросаются. Но при этом как-то «цепляют», заставляют перед ними остановиться…
София Гетман «Портрет спящей дочери».
«Море, чайки, волнорезы». Небо – светло-серое. Почти такого же цвета и море, в нём тёмно-серые волнорезы. И только несколько белых чаек, издалека они кажутся маленькими на окружающем сером фоне. А вся картина словно излучает свет.
Зрителя не оставляют равнодушным ни сухие камыши, ни пожухлая трава.
– У Софии очень точная техническая передача переднего плана, тончайшая фиксация всех мельчайших деталей на нём. А позади, в глубине, много воздуха и света, – раскрывает отдельные секреты её творчества музыкант, искусствовед и художник Виктор Котов. – И в том, что они с Ольгой стали художницами в достаточно зрелом возрасте, ничего страшного. Ван Гог начал писать в 27 лет. Умер в 37. Но за эти десять лет оставил около двух тысяч работ, почти половина из них – картины, написанные маслом.
Ольга и София уже 10 лет участвуют в коллективных выставках. Сначала была акварель. Потом появилось масло. И работы обеих становятся всё глубже, всё проникновеннее, всё профессиональнее. Ольга – уже состоявшийся импрессионист. И они обе будут расти, развиваться и дальше.
Ольга пишет не только картины, но и стихи, и сказки. Она член таганрогского литературного объединения «Чайка». И там она тоже неповторима – настолько её поэзия и проза индивидуальны, образны.
Возвращаясь к живописи, заметим: любимый жанр обеих подруг – пейзаж. Но их пейзажи совершенно разные. У Софии – неяркие, но точно прописанные. У Ольги, напротив, – насыщенные красками, чувствами, создающие эффект незавершённости.
Общество потребления призывает нас взять от жизни всё уже сегодня. Картины Софии Гетман и Ольги Кириленко, каждая из которых наполнена светом души создавшей её художницы, говорят совершенно о другом. Они говорят о том, что после зимы приходит весна, и на месте засохшей травы начинает зеленеть новая. О том, что природе и человеку нужен отдых. О том, что нужно жить ожиданием радости. О том, что ожидание радости – тоже радость.
Владимир ПРОЗОРОВСКИЙ, фото автора