Загадочную русскую душу режиссер поприветствовал советским флагом
фото предоставлено организаторами выставки «Ларс фон Триер. Мистерия»
Месяц назад в Новом выставочноми зале петербургского Музея городской скульптуры состоялась выставка «Ларс фон Триер. Мистерия». Позже Триер сообщил, что очень рад этой инициативе и обещал отблагодарить петербургскую публику, что называется, от первого лица.
Послание от Ларса фон Триера присланное куратору выставки Артему Магалашвили содержит ролик в котором режиссер с заклеенным ртом машет зрителям красным флагом с серпом и молотом. То что послание будет «молчаливым» неожиданностью не является. После неудачной шутки на пресс-конференции в Каннах в 2011 году режиссер, обвиненный в пропаганде нацизма, дал обет молчания в отношении прессы. Негодовала Европа, включая родную для Триера Данию, злорадствовала Америка, у которой с Триером давняя взаимная неприязнь. Русская публика, похоже, предпочла считать произошедшее недоразумением и судить режиссера исключительно по фильмам.
— Популярность Ларса фон Триера у русского зрителя невероятно велика, — сообщил «Известиям» Артем Магалашвили. — Дело, конечно, не только в актуальности «Меланхолии», которую режиссер представлял в тот злополучный год в Каннах и которая предвестила всю апокалипсическую истерию. Кинематографические высказывания Триера, такие как «Рассекая волны», «Танцующая в темноте», «Догвилль», «Антихрист», соответствуют экстремальности нашего восприятия. Да и поведение режиссера в жизни – который эпатажем словно нарывается на боль – очень соотносится с надрезом «загадочной русской души».
Почему Триер поприветствовал петербургскую аудиторию советским флагом — сказать сложно. Может быть, современного российского триколора под рукой не оказалось.
Тем не менее, выставка в честь Триера, представляющая взгляд разных художников на личность режиссера и на его картины, не случайно названа «Мистерией». Это арт-пространство не имеет ничего общего с материалистическим или социальным измерением, зато насыщено образами космическими и метафизическими. Здесь можно увидеть планеты и другие небесные тела, здесь обитают триеровские «святые мученицы» — и триеровские же ведьмы.
— Сама идея выставки, позволяющей художникам высказаться по поводу Триера, резонирует с его проектом 2012 года Gesamt, — заметил Артем Магалашвили. — Режиссер огласил список из 6 знаменитых произведений искусства и предложил всем желающим прислать короткую видео- или аудио запись — отклик на что-либо из списка. На основе отобранного материала был снят фильм, правда, уже другим режиссером.
Художники, участвующие в выставке, уже решили, что создадут коллективный ответ датскому эксцентрику, но каким будет этот ответ, художники решат на месте действия спонтанно и импровизационно. Также будут представлены перфомансы: каждый желающий сможет пройти тест на черную желчь, отрезать себе кусок с платья триеровской невесты и укрыться в волшебном шалаше из «Меланхолии».