Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

14:33, 26.12.2015

В оправе золота блистало серебро

Такой встречей музыкально-литературный клуб «Геликон» вместе с учащимися городских, Мишкинской и Большелогской школ завершил Год литературы.

Думали, какой музыкой начать встречу, чтобы выразить грандиозность задач России в начале XIX века, задач, вызвавших невиданный расцвет ее духовной культуры. Главные даты этого времени – 1812 год, 14 декабря 1825 года и далее – год 1861, отмена крепостного права. И подарил нам музыку М.И. Глинка, зазвучал его хор «Славься, славься, святая Русь!» Учащиеся гимназии Дарья Синебрюхова и Дмитрий Борисов открыли встречу пушкинскими стихами. Все так: «Пушкин и Глинка создали новый русский язык – один в поэзии, другой в музыке». Ими начался наш «золотой век».

Границы «золотого века» определяют по-разному. Критик и философ М.А. Антонович, друг Н.А. Добролюбова, идейный преемник Н.Г. Чернышевского, ограничил «золотой век» лишь эпохой Пушкина, назвав вторую половину XIX века «веком железным» изза споров западников и славянофилов о дальнейшем пути развития России. Да, обстановка изменилась: бунтовали крестьяне, оставшись без земли, развивался и давал знать о себе рабочий класс, обострилась международная обстановка.

Русская литература вынуждена была обсуждать социальные проблемы. Но именно во второй половине XIX века Россия дала миру Д.И. Менделеева, Н.И. Лобачевского, А.М. Бутлерова, Н.И. Пирогова, Пулковскую обсерваторию, открытие шестой части света – Антарктиды. А творчество Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого явилось для Запада настоящим потрясением. Наша литература была признана классической. И В.Катаев предложил «золотым веком» величать весь наш XIX век, от Пушкина включая Чехова.

Артем Дьяченко , Алексей Рудиченко и Сергей Черницин (СОШ №2)

Артем Дьяченко , Алексей Рудиченко и Сергей Черницин (СОШ №2)

И снова разлом веков, XIX и XX. Предреволюционные настроения – тревога, хаос, душевный недуг. Русские философы Н.А.Бердяев, В.С.Соловьев ищут пути обновления общества, взывая к религиозному преображению. «Реализация творческой способности человека означает движение к Богу!» Это и сыграло роль в новом литературном взлете, названном «серебряным веком».

Сколько иностранных слов: декаданс, символизм, футуризм, акмеизм, имажинизм! Сколько талантов, споров, находок! Сколько имен, сколько стихов! Наша встреча ограничилась лишь теми, кто побывал в городе Ростове-на-Дону. Талантливые руки Н.Н. Погосян создали в гостиной библиотеки образец ростовского городского парка, где на эстрадной площадке кто только не выступал, собирая ростовцев, кто только не удивлял, оглушая, восхищая или вызывая скандалы.

До предела загружен экран Ж.В. Ниязян. Блистательного символиста К. Бальмонта Ростов встречал на сцене замирая. Каждый жест, каждое слово поэта утверждало: перед вами «жрец Слова», «часть Вселенной». Знаменитая блуза В.В. Маяковского эпатировала, а сам поэт был готов к любой «атаке».

Ф.К. Сологуб, 10 лет преподававший математику в провинции, а в столице свой дом превративший в литературный салон, вместо ожидаемых стихов, к сожалению, читал лекции, умно и скучно, и оживлял концерты только приехавший с ним «король поэтов» эгофутурист Игорь Северянин (И.В. Лотарев). Акмеист О.М. Мандельштам попал в Ростов в жестокий февраль, без средств, и был спасен ростовцами: устроили для него платный концерт и подарили теплую шубу.

На встрече предстало все многообразие форм, ритмов, настроений – и стихи, стихи, стихи. Чтение их аксайскими школьниками было неповторимо прекрасно. Юноши несли их в зал осознанно, обдуманно и оживали авторы, облагораживая наше время, этот зал и каждого слушателя.

Звучал живой голос Маяковского: «А вы могли бы?», и голосом известного артиста поэт выбросил публике, не задумывающейся о своей нравственности, свое «Нате!».

IMG_3396 (1)Разнообразили чтение короткие сценки «встреч»: мишкинских школьников – на вокзале с В.В. Хлебниковым, у городского парка «ростовцами» из Аксайской СОШ № 2 – с С.А. Есениным. Громом аплодисментов реагировал зал на чтение стихов Есенина учителем СОШ № 1 Василием Вячеславовичем Рецовым.

Вызвало восторг изящное исполнение коронного номера «короля эстрады» А.Н. Вертинского – танго «Магнолия» – Татьяной Садченко и Иваном Найденовым, воспитанниками  О.А. Сеньковой (Дом культуры Мишкина). И все мы словно сами побывали в том «серебряном веке» на поединке Есенина с Маяковским в эпизоде из известного фильма (в роли Есенина С.Безруков, в роли Маяковского – Е. Дятлов).

Время всегда расставляет свои границы. Оборван был и «серебряный век». Выстрелом в Н.С.Гумилева. Он был в Ростове всего четыре часа, проездом, концертов не давал, стихи не читал, но встретился с ростовскими артистами, ставившими его пьесу «Гондла». Пообещал забрать ростовскую Театральную мастерскую в столицу – и выполнил свое обещание.

С началом гражданской войны поэты «серебряного века» оказались лишними в России. Строилось новое государство, лишних ждала эмиграция. Зал проводил поэтов, ставших знакомыми, в бесконечность Вселенной под известную музыку Томазо Альбинони…

Прошли десятилетия, и «серебряный век» вновь сияет «в оправе золота», ибо он вобрал в себя и античную мифологию, и опыт классической русской и западноевропейской литературы, и наследие Библии, и народный фольклор.

И мы уверены, что участники встречи, а может быть, и наши случайные читатели, в свободное от важных трудов время задумаются, что заставило В.В. Маяковского отказаться от борьбы. Проверят, действительно ли С.А. Есенин повесился. И почему ученые интересуются трудами В.В. Хлебникова? Почитают, как жилось без родины К.Д. Бальмонту, А.Н. Вертинскому. Почитают «серебряные» стихи. Найдут «своего» поэта. И так захочется обо всем этом поговорить с понимающими. И мы снова встретимся на «Геликоне».

Н.М. Голотина, руководитель клуба «Геликон»

Ключевые слова: Аксай, Ростов-на-Дону
Источник: Газета «Победа»
просмотров: 551

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.