Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

14:50, 03.03.2023

Вот она – моя Юлька

Такие имена дает своим подопечным М.А. Карманцева. Сразу внесем ясность, кто есть кто. Марина Алексеевна Карманцева – главное действующее лицо повествования – жительница хутора Ленина, жена и мать семейства, человек, который не боится трудностей, берется за любую работу, и сейчас у нее главное занятие – содержание личного подсобного хозяйства, в котором есть огород, птица, но основное – четыре коровы, одну из которых зовут Юлька. С ней-то в обнимку я и сфотографировала Марину Алексеевну.

Марина Алексеевна с Юлькой. / ФОТО автора

Марина Алексеевна зашла в сарай – четверо рогатых поворачиваются в ее сторону, тянутся к хозяйке.

Настороженно, но с интересом рассматривают чужого человека – кто это рядом? Она к каждой буренке подойдет, похлопает по тугому боку: ну-ну, все хорошо. Животные накормлены, напоены, здоровы, три коровы дойные и одна телочка. И хозяйка этого маленького стада должна все знать о каждом животном, все учитывать, чтобы уметь надоить от каждой из них как можно больше молока. Потом это молоко можно превратить в сметану, в творог. Можно и в сливочное масло, но для этого молока надо много. Марине Алексеевне такие заботы знакомы с детства.

– У нас в семье было девять детей, – начинает рассказ о себе, – шестеро мальчиков и трое девочек. Всех приучали ко всему – и по дому, и по хозяйству. Мама работала дояркой, меня бабушка с семи лет начала подталкивать: «Сходи на ферму, маме надо помочь». С пятого класса я уже туда бегала самостоятельно.

Включалась в работу. В школу приходило совхозное руководство, благодарило нас, помощников. Мы по мере возможности и доярок подменяли на время болезни или отпуска. В седьмом или восьмом классе меня наградили именными часами – то-то радости было!

Да, существовала такая система в прежние времена – ученические производственные бригады. Школьники разных возрастов занимались трудом, как было принято называть, общественно-полезным, а по факту – польза была прежде всего самому этому растущему человеку. Ведь знания за плечами не носить. Когда-нибудь в жизни пригодится. Даже если выберешь другую профессию.

Марине Алексеевне трудовое воспитание в школе и дома помогло определиться в жизни в буквальном смысле. Как научилась ходить за животными в детстве, так и продолжает этим заниматься по сей день. Совхоз «Советская Россия», что был в хуторе Ленина, представлял из себя крепкое многоотраслевое хозяйство, тут находилась работа и механизаторам, и животноводам. Марина Алексеевна как пришла на ферму после окончания школы, так и проработала до самой перестройки. Спросят: не скучно ли доить коров изо дня в день, работа нелегкая, однообразная.

– Да что вы, – смеется Марина Алексеевна,– рабочего человека ценили! Работу мы совмещали с отдыхом. Нас профсоюзная организация награждала и турпутевками. Я, например, побывала в Прибалтике, там такая красота. Старинные здания средневековой постройки, каменные мостовые, башни со шпилями. Только в столице Латвии Риге сколько мостов через Даугаву, один другого красивее. В тот раз объехали 13 городов, все Балтийское побережье, от Калининграда до Ленинграда.

– А в Москве были?

– А как же! На ВДНХ посылали лучших животноводов, мне тоже посчастливилось в 1984 году.

Главная выставка страны – место не только обмена опытом, но и место встреч энтузиастов, единомышленников. В павильоне «Животноводство» можно было вникнуть в то, как поставлена работа в других областях и краях, ведь молочная отрасль всегда была в центре внимания.

А после деловой части участники и гости главной выставки страны ходили и ездили по столице, знакомились с красотами, историей, посещали музеи и театры.

И где бы ни пришлось бывать женщине, свою ферму, своих подопечных не забывала. Многие доярки рассказывали: если приходится отлучаться, не всякая корова подменной доярке молоко отдаст, а останется недодоенной – и животному плохо, молоко перегорает, и человеку урон – план по надоям не выполняется. Но если ты к буренушке с душой, говорят знающие люди, она тебе доверяет.

Из старых отчетов райотдела статистики видим: только дойных коров насчитывалось в общественном секторе Аксайского района в 1990 году 18 тысяч. И работали в отрасли настоящие мастера своего дела, женщины и мужчины. Как, например, Валентин Прудников из ОПХ «Рассвет», он был славен на всю округу!

– Приходилось с ним встречаться на конкурсах «Лучший по профессии», – вспоминает Марина Алексеевна. – Они были тогда и районные, и областные, и республиканские.
Так бы, наверное, и продолжала работать Марина Алексеевна в совхозе «Советская Россия», тем более, в перестройку входили в практику новые формы организации труда – аренда, хозрасчет, бригадный подряд. В «Советской России», как и в других хозяйствах левобережья, все это хорошо прижилось в овощеводстве. Наверное, потому, что здесь все зависит напрямую от человека, результат легче достижим, а продукция на прилавках не залеживается, не портится. Не то, что творог или сметана. Молочная отрасль не может существовать успешно без переработки.

Животноводство в «Советской России» оказалось обречено. В 1997 году дояркам было сказано:
– Денег нет, зарплату платить нечем, если хотите, забирайте коров, вам же положен имущественный пай, вот его и получите.

И Марина Алексеевна привела домой двух буренок. А дома муж, Василий Викторович, тракторист-машинист широкого профиля, и два сына, Василий и Виктор, названы так в честь отца и деда, и оба водители больших машин. Самая типичная для сельской местности семья. Надо привезти сено в рулонах, любой другой корм – транспорт на стороне искать не надо.

– Я после совхоза еще на производстве работала, – продолжает Марина Алексеевна,– тут у нас недалеко – «Юнипак Грифон», «Атлантис Пак», но домашнее хозяйство не бросила. Временами трудно было, ребята еще росли, учились, правда, мама помогала, но все равно временами приходила мысль: а не бросить ли все? Потом остынешь и думаешь, а как же без молока жить? Оставила производство, вернулась к своим буренкам.

Конечно, сегодня это уже не те коровы, которые были получены тогда в совхозе. На место старой буренки приходит телочка, с ней забот – как с малым ребенком, ее надо вырастить, сделать все прививки, потом раздаивать, да мало ли что еще! Это только со стороны кажется, что держать корову легко, а вы попробуйте.

– Конечно, мои буренки – это не полсотни голов в группе, как бывало у нас временами на ферме, – разъясняет моя собеседница,– но независимо от их количества подъем у меня в четыре часа, потом кормление, чистка, дойка и так до семи утра. Перерыв на завтрак и домашние дела. Если есть первотелки – обеденная дойка в 12 часов, и в семь часов – общая вечерняя. А если корова отелилась, надо теленка принять, выпоить его, вырастить. Раньше работали в совхозе специалисты – зоотехники, ветврачи, сегодня мне, владелице ЛПХ, приходится заниматься всем самой. Жизнь научила.

Тот, кто не знаком с жизнью села, подумает, что уж зимой-то тут делать совсем нечего, помрешь со скуки. Но вот разговорились мы с хозяйкой дома, а к ней подруга зашла, и они рассказали: февраль – время выращивать рассаду овощей, с весенним теплом она будет высаживаться в грунт, пора готовиться к обработке садов садоводам. А Марине Алексеевне завтра опять вставать в четыре часа утра…
Напоследок захотелось спросить, о чем мечтает эта женщина, у которой, казалось бы, все есть.

– Мечтаю, чтобы был мир, тишина и спокойствие. Чтобы внуки мои Илюша, Руслан и Артем, внучка Анечка выросли здоровыми и счастливыми.

Пусть так и будет!

Нелли КАНГИНА

Ключевые слова: Аксай, Усть-Донецк
Источник: Газета «Победа»
просмотров: 440

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.