Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

16:19, 11.03.2022

В России обсуждается реформа системы муниципальной власти

Что изменится и как это повлияет на сельские территории, говорят депутаты различных уровней. В первом чтении в Государственной Думе прошел законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Новым законом выстраивается обновленная модель организации и деятельности органов местного самоуправления. Если федеральный законопроект примут, то на новую систему должны будут перейти все без исключения муниципалитеты до 2028 года. Ключевым станет второе чтение документа в Госдуме. Пока дата, когда оно состоится, не известна.

Итак, о чем же новый закон? Местное самоуправление будет представлено городским или муниципальным округом, внутригородской территорией города федерального значения. При этом «сельсоветы» останутся в виде территориальных подразделений администрации округа. Одноуровневая организация местного самоуправления позволит повысить эффективность органов местного самоуправления, укрепить их финансовую основу.

Сейчас по закону местное самоуправление существует в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, муниципальных и городских округах, на внутригородских территориях городов федерального значения, а также на территориях внутригородских районов в составе городских округов. Законопроектом же устанавливается только три вида муниципальных образований – городской и муниципальный округ, а также внутригородская территория города федерального значения (это актуально для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

Новая реформа предлагает упразднить городские и сельские поселения, а соответственно, и их глав. Изменения, по сути, означают, что муниципальные образования теперь будут создаваться с учетом численности и плотности населения.

Однако в отдельных населенных пунктах сохранят систему территориальных органов местного самоуправления, а также институт старост сельских населенных пунктов. По предлагаемому законопроекту в структуре местной администрации может быть создан городской или муниципальный округ территориальных органов местной администрации.

То есть произойдет существенное укрупнение территорий. При этом полномочия городских и муниципальных округов будут идентичными, также законопроект определяет полномочия региона и муниципалитета.

Естественно, у закона есть как сторонники, так и противники. Например, на обсуждении проекта в Совете Федерации глава комитета Госдумы по региональной политике и местному самоуправлению Алексей Николаевич Диденко высказал мнение, что уход от территориального принципа организации местной власти может иметь негативные последствия: «Развитие российской государственности шло по пути формирования расселенческого каркаса поселений, и вытирание этого принципа из законодательства несет серьезные риски».

В донском Законодательном Собрании склоняются к тому, что переход к новой форме управления пройдет безболезненно, если учесть некоторые замечания. Так, в отзыве на законопроект сказано, что переходные положения нуждаются в доработке: нет ясности пo исполнению полномочий глав на переходный период.

Законопроект закрепляет три способа избрания главы муниципального образования. К привычному попаданию в сити-менеджеры через муниципальные выборы и выборы из состава местной думы добавляется новый: «Представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации». При этом кандидатов должно быть не менее двух.

К поводам для отставки главы муниципального образования добавился еще один: «Систематическое недостижение показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления».

Донские депутаты в своем отзыве указывают, что пункт требует уточнения и проработки, поскольку «создает предпосылки для необоснованного удаления в отставку» главы, который также возглавляет местную думу. Также в документе парламентарии регионального Законодательного Собрания предлагают уточнить формулировку «недостижение показателей».

Если значительных изменений не произойдет, то в переходный период, с 2023 по 2028 год, новых выборов глав не будет. А после того, как истечет срок полномочий уже избранных органов местного самоуправления, село будет ликвидировано и присоединено к муниципальному округу. При этом, как утверждается законом, муниципальных служащих увольнять никто не будет, они продолжат выполнять административные полномочия.

КОММЕНТАРИИ

Председатель Законодательного Собрания Ростовской области Александр Валентинович Ищенко:
– Областное законодательство приводится в соответствие с поправками в Конституцию. В связи с этим процессом в прошлом году были внесены изменения в 15 областных законов. В декабре Государственная Дума приняла в первом чтении закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», что очень существенно меняет правовую основу деятельности региональных органов власти, конструкцию полномочий субъектов Федерации по предметам совместного ведения.

На смену принятому в 2003 году закону о местном самоуправлении в Государственную Думу внесен проект нового федерального закона о развитии местного самоуправления. С его принятием выстроится обновленная модель единой системы публичной власти. Мы с вами обязательно примем участие в обсуждении нового федерального закона и механизмов его реализации.

Для нашего региона предстоящие преобразования не выглядят радикально революционными. Ведь мы в Ростовской области не отдалялись, сохраняли традицию взаимодействия. Мы не разрывали единую систему власти даже тогда, когда в федеральном законе эти вещи разделялись очень существенно.

И теперь наша задача – не только привести в соответствие областное законодательство, но и выстроить максимально безболезненный переход на обновленную систему, извлечь плюсы для жителей Ростовской области от укрепления роли и обеспеченности полномочий городского и районного звена управления.

Депутат Собрания депутатов Аксайского района пятого и шестого созывов Наталья Евгеньевна Гордиенкова:
– Собранием депутатов Аксайского района был изучен предложенный к принятию законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». В ходе многочисленных встреч и обсуждений вышеуказанного законопроекта депутаты районного Собрания обратили внимание на ряд неточностей, нестыковок, что требует доработку его содержания, на что и указали в письме, направленном председателю комитета Законодательного Собрания Ростовской области по законодательству, государственному строительству, местному самоуправлению и правопорядку А.С. Косачеву. Депутаты также отметили тот факт, что администрации сельских населенных пунктов являются первичным звеном в решении вопросов местного значения у проживающих в них граждан. Кто, как не работники данных администраций знают о проблемах своих населенных пунктов и каждого отдельно взятого гражданина?! В случае принятия данного законопроекта вероятность оперативного и качественного решения проблемы отдельно взятого гражданина будет сведена к нулю, ввиду того, что у администрации городского или муниципального округа не будет ресурсов (в том числе и административных) для решения данного вопроса. В Аксайском районе Ростовской области десять сельских поселений, соответственно, десять администраций и десять собраний депутатов с установленной численностью. Данный уровень управления является первичным звеном в коммуникации с жителями поселений. В случае укрупнения муниципалитета до городских и муниципальных округов данный уровень управления прекратит свое существование, и, как следствие, это приведет к разрыву коммуникации и отсутствию владения ситуацией на земле. Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что действующий штат администраций муниципальных районов и городских округов не справится с таким объемом задач и целей, требующих решения на местном уровне. Значит, необходимо будет увеличивать штат сотрудников новых органов местного самоуправления, арендовать и оснащать помещения или здания для размещения сотрудников, что приведет к нагрузке на бюджет.

Депутаты также отметили, что большинство действующих сотрудников администраций сельских поселений не являются муниципальными служащими, а в случае укрупнения сельских поселений штат будет наполняться именно муниципальными должностями, что также увеличит нагрузку на бюджет, ввиду выплат денежного содержания за счет средств местного бюджета. Изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о необходимости доработки законопроекта и восполнении, замещении упраздняемого уровня муниципальной власти иным современным органом управления либо о целесообразности развития системы территорий общественного самоуправления. Также депутатами выявлен ряд позиций, не нашедших своего отражения в законопроекте, в частности: не сохраняется статус сельской территории, что может за собой повлечь потерю целого ряда сельских льгот для всех категорий граждан; не определен количественный состав муниципального округа и его представительного органа; ввиду упразднения сельских администраций невыясненным остается вопрос о том, кто и каким образом будет осуществлять взаимодействие между муниципальным округом и сельской территорией.

Депутат Собрания депутатов Щепкинского сельского поселения Аксайского района с 2009 г. по настоящее время Александр Николаевич Роговенко:
– С моей точки зрения, статьи данного проекта закона противоречат требованию ст. 12 Конституции РФ, где указано, что признаются и гарантируются органы местного самоуправления, которые самостоятельны в принятии решений и не входят в систему органов государственной власти. Кроме того, ст. 3 ч. 3 указывает, что народ осуществляет свои полномочия как непосредственно, так и через органы местного самоуправления, что не согласуется с Европейской хартией местного самоуправления о достаточном финансировании органов местного самоуправления для осуществления своих полномочий. Но вместо увеличения финансирования местных бюджетов убираются полностью сельские и городские поселения. С моей точки зрения, это ошибочное решение, так как увеличивается разрыв между властью и народом, нет связывающего звена, затрудняется получение жителями поселений различных справок и услуг, нет достаточного транспортного сообщения внутри муниципального района, нет понимания, сохранится ли сельское поселение как административно-территориальная единица, как будут формироваться новые избирательные округа и проводиться новые выборы депутатов. Ведь сельским депутатам виднее, на какие цели направить средства местного бюджета. Считаю, необходимо не вносить поправки в данный законопроект, а голосовать против его принятия.

Мария МАТЕКИНА

просмотров: 285

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.