Календарь

Май 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   |  →

11:01, 22.06.2018

США предложили новые меры по борьбе с «Северным потоком — 2»

Разгорающаяся торговая война между Соединёнными Штатами и Евросоюзом, как отмечают многие западные аналитики, даёт в руки нынешней администрации Белого дома сильные переговорные рычаги, которые могут быть использованы для давления на ЕС по вопросу прокладки «Северного потока — 2»

Европейский газовый рынок является одним из крупнейших в мире по объёмам потребления, которое, по всем прогнозам, в ближайшие годы будет только расти.

Остановка или даже замедление строительства «Северного потока — 2» нанесёт не только большой финансовый урон, но и позволит на время отсрочить коллапс украинской газотранспортной системы. Нельзя сказать, что в Вашингтоне этого не понимают, ведь именно по причине всех этих экономических и геополитических рисков проекты срыва строительства газопровода всё ещё находятся на повестке дня у США.

Фото: © gazprom.ru

Фото: © gazprom.ru

Именно в духе такой проработки выдержано и исследование проблемы прокладки «Северного потока — 2», опубликованное влиятельным вашингтонским аналитическим центром «Атлантический совет». Упор в докладе сделан на угрозы и потенциальные риски, которые проект якобы несёт европейским странам. Претензии к совместному российско-европейскому проекту уже традиционно предъявляются в части уменьшения опций в вопросе доставки газа до конечного потребителя, а также любят говорить про некие «политические риски», которые якобы возрастут после возведения газопровода. Это довольно непоследовательные логические умозаключения, так как в тексте доклада чуть ниже упоминается возможность реверса по схеме «запад — восток» в отношении стран Восточной Европы — по той же схеме, по которой сейчас осуществляется пресловутый «реверс» из Словакии, Венгрии и Польши по украинскому маршруту.

Ещё одной угрозой единой Европе, которую якобы представляет «Северный поток — 2», является опасность подрыва единого энергетического рынка ЕС, который складывался на принципах трёх волн либерализации регулирования в этой сфере и стартовал порядка 20 лет назад. Примечательно, что в качестве ещё одного аргумента против строительства «Северного потока — 2» приводится и географический фактор, причём по аналогии с рисками, создаваемыми для судоходства в Ормузском проливе. Балтийское море, как известно, является довольно мелкой акваторией, с глубинами, не превышающими по большей части 50 метров, причём коридор прокладки двух веток «Северного потока» составляет не больше нескольких километров, что и может создавать некие потенциальные риски энергетической безопасности. Впрочем, аналитики США так и не могут толком разъяснить, каким образом маршрут газопровода может повлиять на энергобезопасность Евросоюза.

Фото: © nord-stream.com

Фото: © nord-stream.com

Зато фактически ими открыто провозглашается зависимость решения по СП-2 от разрешения украинского кризиса и необходимости «поддержки демократических преобразований» на Украине. Таким образом, России, по сути, предлагается за свой счёт поддерживать агрессивный русофобский политический режим в Киеве, а в перспективе также и финансировать (пусть и поневоле) хотя бы частичную модернизацию украинской ГТС, без которой мало-мальски технически безопасный транзит невозможен.

Следует отметить, что, несмотря на серьёзные усилия на уровне американской дипломатии, направленные на подрыв и санкционное давление против компаний консорциума, участвующих в возведении СП-2, ключевым фактором продвижения проекта является позиция официального Берлина, который помимо удовлетворения собственных энергетических потребностей в промышленности сможет также стать крупным распределительным газовым хабом с возможностью контроля «вентиля». Тем не менее в докладе «Атлантического совета» представлен ряд гипотетических сценариев приостановки строительства второй ветки «Северного потока», которые могут быть реализованы как нынешней американской администрацией, так и соответствующими наднациональными структурами Европейского союза.

Во-первых, отмечается, что в ноябре 2018 года Европейская комиссия предлагает принять формальное решение о распространении газовой директивы от 2009 года на газопроводы, импортирующие газ в Европу. Применение этих директив сделает реализацию СП-2 чрезвычайно затруднительной, поскольку тогда придётся следовать всем пунктам, касающимся либерализации структуры собственности, а также применения статьи 11 директивы 2009 года об «оценке компаний операторов газопроводов с точки зрения энергетической безопасности», — и «Газпром», скорее всего, под эти критерии подпасть не сможет. При этом, даже если газовые директивы применены не будут, остаётся возможность того, что отдельные государства ЕС могут подавать в суд на оператора транзита. И такие дела в конечном итоге будут оказываться в Европейском суде в Люксембурге.

Фото: © nord-stream.com

Фото: © nord-stream.com

Во-вторых, Правительство Дании может не остановить, но существенно замедлить прокладку трубопровода через свои территориальные воды, что создаст дополнительные финансовые риски для всего проекта и инвесторов. Тут стоит напомнить, что премьер-министр Дании Ларс Лёкке Расмуссен уже высказывался по этому поводу, заявив, в частности, что Копенгаген не способен остановить «Северный поток — 2», но при этом может замедлить осуществление проекта.

В-третьих, остаётся возможность выдвижения нового санкционного пакета против России, в рамках которого президенту США даётся право налагать санкции на иностранные газопроводы — в соответствии с разделом 232 закона CAATSA 2017. И тут необходимо подчеркнуть, что именно эта угроза является наиболее пугающей для европейских партнёров «Газпрома»: буквально накануне в ходе конференции Ассоциации европейского бизнеса член правления немецкой компании Uniper Райнер Хартманн заявил, что европейские члены консорциума в лице Engie, OMV, и BASF не скрывают своих опасений по поводу того, что новый санкционный пакет против СП-2 будет всё-таки принят.

Фото: © РИА Новости / Максим Блинов

Фото: © РИА Новости / Максим Блинов

Сам консорциум в лице Nord Stream 2 AG не сидит сложа руки, активно действуя на опережение и привлекая лоббистов в Конгрессе США. Так, из данных специализированной системы раскрытия информации о лоббистской деятельности в Конгрессе США следует, что компания-оператор СП-2 перевела вашингтонским лоббистам три транша. Речь идёт о лоббистской фирме Roberti Global (fka Roberti White, LLC). Тематика обозначена предельно конкретно: «Вопросы, относящиеся к позиции Соединённых Штатов по отношению к трубопроводу «Северный поток — 2″, включая потенциальные финансовые санкции, способные оказать воздействие на проект».

Напомним, проект «Северный поток — 2» предполагает строительство газопровода протяжённостью 1220 километров от побережья РФ до побережья Германии по дну Балтийского моря. Протяжённость СП-2 будет более 1,2 тысячи километров, а его пропускная способность составит 55 миллиардов кубометров газа в год. Ввод газопровода запланирован на конец 2019 года.

Евгений Емельянов

По материалам: «Life.ru»

Источник: Новые Ведомости
просмотров: 789

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.