Календарь

Апрель 2024

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

   |  →

09:00, 26.05.2008

Ростовские производители обуви ищут пути противостояния китайскому нашествию

Ростов теряет свой статус "обувного Детройта" России: дешевая и зачастую нелегально пересекшая границу китайская обувь вытесняет с рынка местных игроков. За последние пять лет прекратили работу более 150 обувных цехов и фабрик, а многим крупным компаниям пришлось в два раза снизить объемы производства. Чтобы выдержать натиск "китайцев", ростовские производители обуви осваивают рынки Урала и Сибири, снижают издержки и активно сотрудничают с региональной властью.

эксперты

Роман Кантур

директор обувной фабрики Nine Lines

Станислав Кошель

директор по развитию компании Zalicasa

Андрей Круглов

директор ИП "Круглов"

Юрий Ростовцев

генеральный директор обувной фабрики "Юрос"

Андрей Савельев

заместитель министра энергетики, инженерной инфраструктуры и промышленности Ростовской области

Оксана Хомич

директор маркетингового агентства "Бизнес-Аналитика"

Андрей Флегонтов

начальник отдела сбыта обувной компании "Амур-Амико"

Елена Челенкова

заместитель управляющего филиалом ОАО "УРАЛСИБ" в Ростове-на-Дону

Александр Шафиев

директор обувной компании Walrus



Сколько в Ростове нелегальных производителей обуви?


Почему донскую обувь покупают в Сибири?


Зачем ростовские производители обуви открывают экспериментальные магазины?


Как отмечают участники рынка, в последние годы количество выпускаемой на Дону обуви неуклонно сокращается —  пять лет назад ростовские предприятия сшили почти 4 млн пар. По официальной статистике, за прошлый год в России было произведено около 53 млн пар обуви, из которых на долю Ростова пришлось примерно 4%, то есть порядка 2 млн пар. Вслед за объема- ми производства снижается и его рентабельность —  с 15–20% до 5–10%. "Когда в 90-х гг. прошлого столетия мы занялись производством обуви, этот бизнес из-за постсоветского дефицита казался достаточно перспективным, — вспоминает гендиректор обувной фабрики "Юрос" ЮРИЙ РОСТОВЦЕВ. —  Было время, когда наша фабрика производила до 100 тыс. пар обуви в год. Сейчас мы выпускаем всего 60 тыс.".


Основной причиной деградации производства донские обувщики называют засилье на рынке продукции китайских производителей, которая дешевле отечественной. По данным маркетинговой компании "Амико", сейчас доля импорта на российском обувном рынке, составляет 85%, из них почти 2/3 приходится на Китай.


Большинство обувных фабрик действует в Ростове неофициально


Располагаясь в одном городе, ростовские производители обуви мало интересуются действиями друг друга: не изучают методы работы конкурентов, не узнают об объемах их производства и каналах сбыта. "Мы не отслеживаем количество игроков на рынке, — рассказывает директор обувной фабрики NineLine РОМАН КАНТУР . —  Самые крупные компании всегда на слуху, помимо них есть много мелких неофициальных производств, расположенных в частных домах на закрытых территориях, которые не платят налоги. Поэтому сложно собрать информацию обо всех участниках рынка". По подсчетам некоторых собеседников "ДК", сейчас на Дону —  около 300 обувных цехов и фабрик, с учетом "серых" игроков и кустарей. Как сообщил "ДК" замминистра энергетики, инженерной инфраструктуры и промышленности Ростовской области АНДРЕЙ САВЕЛЬЕВ, на конец 2006 г. в Ростовской области официально было зарегистрировано только 72 обувных предприятия, которые выпустили около 2 млн пар.


Эксперты отмечают: большая часть производителей обуви —  это небольшие цеха, расположенные на площади в 30–50 кв. м. По мнению директора обувной компании Walrus АЛЕКСАНДРА ШАФИЕВА, наиболее крупными производителями в Ростове и области выступают такие компании, как "ЛеГре", Walrus, NineLine, "Юрос", "Фортуна", "Энрико", "Амур-Амико", "С.А.Т.", на которых приходится порядка 40% рынка.


Основной канал сбыта местных обувщиков —  розничные сети и частные заказчики, которых производители находят через столичные обувные выставки и Интернет. Большинство ростовских компаний предпочитают работать с крупными московскими операторами. "Москва —  центр оптовой торговли: большая часть производимой в стране обуви доставляется сюда, а затем перераспределяется среди региональных оптовиков", —  объясняет г-н Ростовцев. Начальник отдела сбыта компании "Амур-Амико" АНДРЕЙ ФЛЕГОНТОВ рассказал "ДК", что заказчики из других регионов обращаются и напрямую в компанию, узнав о ней через сайт в Интернете, но такое бывает крайне редко. "Заказчики не будут "гоняться" за производителями обуви по всей стране, так как редко кто из них продает обувь одного бренда", —  полагает г-н Флегонтов.


Чтобы найти новых заказчиков и укрепить лояльность существующих, практически все крупные ростовские производители обуви принимают участие в московской выставке "Мосшуз". "Основных своих клиентов мы находим на этой обувной выставке, там же проходят все переговоры и заключаются договоры на поставку товара", —  рассказал г-н Флегонтов. Участие в "Мосшуз" обходится обувщикам в сумму от 100 до 300 тыс. руб.


"Китай" не позволяет местным производителям повышать цены на обувь


Ни один из собеседников "ДК" не взялся определить объем производства ростовской обуви в денежном выражении. В то же время эксперты отметили, что в последние четыре-пять лет этот показатель если не сократился, то остался на прежнем уровне. По их мнению, связано это со снижением рентабельности производства. Сегодня только у крупных компаний она достигает 10%. Мелким цехам приходится довольствоваться всего пятью процентами. "Сейчас мы работаем с минимальной прибылью, —  говорит Юрий Ростовцев. —  Стоимость ресурсов и трудозатрат на производство за несколько лет увеличилась более чем на 50%, а закупочную цену мы подняли всего на 7%". Как объяснил директор фабрики "Юрос", повысить стоимость обуви до желаемого уровня ростовским обувщикам мешает заполонившая рынок дешевая китайская обувь. И дело не только в ее низкой стоимости, но и в большей маржинальной привлекательности. "Китайцы работают в более высоком ценовом сегменте —  их модели зачастую красивее и изящнее наших. При закупочной цене в среднем 1200 руб. за пару, в рознице ее реализуют уже за 2500 руб. Наша обувь с этой точки зрения менее привлекательна: закупочные 800 руб. вырастают в рознице всего до 1200 руб. Следовательно, продавать китайскую обувь российским магазинам выгоднее, чем отечественную. И если мы повысим закупочные цены на нашу обувь, то ее просто перестанут покупать, так как исчезнет основное наше преимущество на данном этапе —  низкая цена", —  считает Юрий Ростовцев.


Г-н Кантур соглашается со своим коллегой, отмечая, что рынок заполнен китайской обувью, которую привозят в Россию большими партиями по низкой цене, и добавляет: "Но преимущество китайской обуви не только в ее цене, но и в разнообразии — в Китае производят большое количество моделей. В отличие от нашей страны, у них для этого есть все условия —  например, хорошо развит рынок комплектующих". По словам г-на Кантура, китайские производители имеют возможность закупать малыми партиями интересные образцы кожи, аксессуаров, что особенно важно при производстве модной обуви. Это позволяет им быстро реагировать на веяния моды, и своевременно следовать всем последним тенденциям.


Ростовские предприниматели шьют обувь для Сибири и Урала


Несмотря на очевидные конкурентные преимущества китайских производителей, ростовчане стараются устоять, для чего осваивают новые рынки сбыта, в частности небольших городов Урала и Сибири. По наблюдениям донских обувщиков, с китайскими производителями предпочитают работать большинство розничных сетей центральных регионов России —  здесь наиболее востребована модная обувь более высокого ценового сегмента. А вот в небольших провинциальных городках за Уралом по-прежнему существует спрос на недорогую, но качественную обувь отечест- венного производства —  именно оттуда в последнее время донские производители получают основную долю заказов, многие из них открыли свои представительства в Новосибирске и Екатеринбурге. "В Сибири наша обувь востребована больше, чем в центральной части России, —  рассказывает директор ИП "Круглов" (производство мужской обуви под брендом Nora) АНДРЕЙ КРУГЛОВ. —  Поэтому мы открыли свое представительство в Новосибирске, откуда обувь распространяется по всей Сибири и дальнему Востоку". Поставки своей обуви в Сибирь также осуществляют мест- ные компании Walrus, NineLine, "Юрос", "Амур-Амико". Ростовчане называют еще одно свое преимущество —  возможность оперативного "дозаказа": если у "китайцев" реализаторы заказывают обувь один раз в сезон, а потом в течение длительного времени продают имеющиеся в наличии модели, то местные производители готовы для своих заказчиков несколько раз в сезон шить наиболее удачные модели.


Жесткая конкуренция с китайскими обувщиками заставляет ростовчан более внимательно изучать потребительские предпочтения. "В высококонкурентной среде ошибаться с выбором моделей нельзя —  иначе будет большой остаток непроданной обуви", — говорит г-н Кантур. Одним из наи- более распространенных способов изучения потребительского спроса практически все собеседники "ДК" считают экспериментальные розничные магазины при производстве. "У нас сейчас функционирует такой магазин при фабрике, —  рассказывает Роман Кантур. —  Не имея большого коммерческого успеха, он выполняет маркетинговые задачи. Там мы выставляем наши образцы обуви и отслеживаем предпочтения покупателей , благодаря чему точнее формируем модельный ряд".


Однако, отмечают эксперты, создавать собственные розничные сети ростовские производители обуви не торопятся —  пока свою сеть магазинов имеют всего несколько крупных компаний, таких как Walrus. Г-н Кантур объясняет это тем, что большинство компаний производят только мужскую обувь, а в рознице на нее приходится всего 30% ассортимента: "Свою обувь мы производим только в одном сегменте. При таком ассортименте сложно делать необходимый объем продаж, чтобы покрывать расходы на аренду помещения, на заработную плату сотрудникам и т. д.". При этом г-н Кантур считает, что рынок обувной розницы перегрет, поэтому у новичков на нем практически нет будущего. Юрий Ростовцев соглашается с директором обувной фабрики Nine Lines и добавляет: "Для того, чтобы развивать собственную розничную сеть, необходимо расширять производство и шить не только мужскую, но и женскую обувь. Но на это при такой рентабельности, как сейчас, изъять деньги из оборота невозможно —  на развитие компании их просто нет". Директор компании "Юрос" рассказал, что не отказался бы от помощи инвестора, который вложил бы средства в развитие его предприятия. "Но при всей нашей готовности к сотрудничест- ву, ни один инвестор не согласится вкладывать деньги в такой малоприбыльный бизнес", —  говорит г-н Ростовцев.


В борьбе с "китайцами" обувщики рассчитывают на поддержку государства


Эксперты отмечают, что если государст- во не ужесточит таможенную политику в отношении импорта обуви из Китая, то большая часть отечественных производителей прекратит работу из-за потери прибыли. "Пока правительство страны не на нашей стороне, —  полагает г-н Ростовцев. —  Нам очень сложно держаться, когда объемы ввозимой в Россию импорт- ной обуви постоянно увеличивается". Усугубляют ситуацию и высокие налоги на прибыль. "Из-за существующей системы налогообложения нам не выгодно работать. Прибыль и так закладываем небольшую, а после уплаты налогов вообще почти ничего не остается на развитие", —  сетует г-н Круглов. Его компания сейчас работает по упрощенной системе налогообложения. Как отмечают некоторые эксперты, чтобы не работать себе в убыток, некоторые компании создают несколько юридических лиц и распределяют между ними объемы и прибыль.


Полагаясь только на собственные силы, многие обувщики ищут способы снижения издержек при производстве. "Если нельзя повысить цену на продукт, нужно снизить затраты на его изготовление. Поэтому сейчас мы направляем все силы на снижение издержек: автоматизируем производство, закупаем более современное, экономичное оборудование", —  говорит г-н Кантур. По его словам, если это не поможет, то руководство компании будет рассматривать вариант размещения производственных мощностей в Китае, так как себестоимость производства в этой стране в разы ниже, чем в России. "Если у нас средняя зарплата сотрудников около 10 тыс. руб., то там люди работают за 1000 руб. Если тенденция будет продолжаться в том же ключе, то через два-три года придется собрать 10 человек технологов, модельеров, и переехать туда", — сказал он. СТАНИСЛАВ КОШЕЛЬ, директор по развитию ростовской компании Zalicasa, занимающейся дистрибуцией и продажами дорогой итальянской обуви, рассказал "ДК" о намерении заняться производством обуви. Руководст- во Zalicasa изначально приняло решение разместить фабрику за пределами России. "Мы планируем выпускать обувь в Италии. Там экономическая ситуация стабильнее, налоги ниже, чем в нашей стране", —  заметил г-н Кошель.


И все же, как отмечают банкиры, в Ростове есть компании, которые не боятся расширять собственное производство. Так, например, Андрей Круглов вложил средства в строительство фабрики в промышленной зоне возле г. Батайска, что позволит увеличить объем производст- ва в 4–5 раз. ЕЛЕНА ЧЕЛЕНКОВА, заместитель управляющего филиалом ОАО "УРАЛСИБ" в Ростове, рассказала, что в настоящий момент в банке кредитуются несколько ростовских предприятий, выпускающих обувь. "В зависимости от сроков производственного цикла, обувные фабрики берут кредиты от 6 месяцев. Для многих больная тема —  устаревшее оборудование, поэтому им необходимы средства на его замену. Другие берут деньги на расширение производства", —  сказала г-жа Челенкова.


Эксперты считают, что противостоять китайскому обувному нашествию без поддержки властей будет очень сложно. По словам замминистра энергетики, инженерной инфраструктуры и промышленности Ростовской области, многие донские обувщики сегодня активно сотрудничают с администрацией, получая субсидии по программам развития малого бизнеса в регионе. "Субсидирование за счет федерального бюджета части процентной ставки по кредитам, привлеченным на сезонную закупку сырья и материалов, ежегодно получают ЗАО "Донобувь", а также ОАО "Таганрогский кожевенный завод, —  отметил г-н Савельев. —  В 2007 г. из областного бюджета субсидию в сумме 171 тыс. руб. на возмещение части затрат по уплате процентов по привлеченному кредиту получило обувное предприятие — ИП Шафиев", —  сказал г-н Савельев. Также многие донские обувные предприятия обращаются в областную администрацию за помощью в финансировании участия в выставках. "Так, ООО "Юрос", ИП Шафиев и ООО "Меркурий" в прошлом году получили из областного бюджета субсидии в размере 600 тыс. руб. на возмещение затрат по участию в столичной выставке "Мосшуз" и в международной выставке "КАБО" в Чехии", —  добавил замминистра.


По мнению аналитиков, в ближайшие годы обувную промышленность ожидает стагнация. По данным маркетинговой компании "Амико", производство обуви в России будет расти не более, чем на 5% в год. "Уже сейчас многие игроки ушли с рынка, многие фабрики простаивают без работы. Думаю, вряд ли в ближайшем будущем стоит ожидать появления новых игроков в этой отрасли, так как в сложившейся ситуации создавать новые площадки нецелесообразно, —  констатирует г-н Кантур. Директор маркетингового агентства "Бизнес Аналитика" ОКСАНА ХОМИЧ соглашается с экспертом и предлагает несколько сценариев развития обувной промышленности в нашем регионе: "При благоприятном раскладе на этом рынке будут появляться российские бренды, поскольку сейчас практически никто из производителей их не формирует, предпочитая "вешать" на свой товар безликие иностран- ный лейблы". По ее словам, некоторое время назад та же ситуация была и с рынком одежды, однако уже сегодня заметна положительная динамика в области создания собственных, российских марок одежды. "Пессимистичный сценарий —  рост без развития. То есть бесконечный период ценовой конкуренции будет время от времени ротировать производителей на этом рынке, качественно ничего не меняя, не позволяя рынку перейти в другую фазу развития", —  сказала г-жа Хомич.

Источник: Деловой квартал
просмотров: 2130

Аккредитация

Компания или частное лицо может получить аккредитацию для публикации новостей на нашем портале.