Календарь

Октябрь 2016

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

   | 

Трамваи

18:11, 13.11.2015  aderese

Сегодня поговорим про трамваи. Ощущаю себя очень старым и древним. Более того, понимаю, что сейчас в Ростове живет очень много людей, которые не родились в Ростове (кто-то из области переехал, кто-то из других регионов России, по разным на то причинам, не будем об этом сейчас) и многие ведь даже не знают, что когда-то в городе был развит электротранспорт и прежде всего трамваи. Давайте вспомним, как это было.
Основной удар на трамвай пришелся 1998 году, тогда ликвидировали сразу 12 маршрутов. А продолжили добивать в течении «сытых» 2000-х годов.
Начинался трамвай в Ростове, как конная железная дорога, открытая в конце 19 века и принадлежавшая Бельгийскому акционерному обществу, этим обусловлена ширина колеи, так называемая «европейская», единственная в России на данный момент. Далее были чешские вагоны, модификации которых до сих пор ходят, например, в Праге. В бывшем СССР, Ростов был первый город, который начал эксплуатировать чешские вагоны. Приезжали в Ростов чешские вагоны и из Дрездена, правда б/у — было это в «голодные» 90-е, про них многие помнят до сих пор.

Маршрут №2

Буденновский проспект
Фото: Hans Oerlemans, Rotterdam Улица Максима Горького
Фото: Ааре Оландер На первом фото 1987 год, маршрут №2 Новое Поселение — Сельмаш едет рядом с торговым центром «Континенталь», сейчас это трамвайное полотно сохранено и реконструировано. Помимо трамвая, можно увидеть количество зелени, которое было на Буденновском в те годы.
На втором фото 1992 год, улица Горького (остановка Кировский проспект), даже ларьки еще на месте.

Маршрут №3

Буденновский проспект Фото: Ааре Оландер Буденновский проспект Фото: Ааре Оландер Первое фото — 1992 год, маршрут №3 Новое Поселение — завод Красный Аксай, существовал «левый» и «правый» маршруты. На фото «правый» — разница была в том, что «левый» ездил по Буденновскому—Горького (поворачивал то есть там, где цирк), а «правый» по Буденновскому—Станиславского (ехал к Центральном рынку). Позже вместо «правого» был пущен маршрут №18. Маршрут убрали в 2001 году, «в связи с нерентабельностью» и в связи с реконструкцией и расширением дорожного полотна от Горького до Текучева.
Возле цирка видны трамвайные пути в сторону улицы Текучева (и далее на Северный и Чкаловский), сейчас они не сохранились. В те годы, трамвай был практически единственным транспортом в Нахаловку.
На втором фото 1996 год, разворотное кольцо возле Центрального рынка, видно как начали строить колокольню — в детстве я её почему-то очень ждал. Там же были «стрелки», которые водителю трамвая приходилось ломом переключать.

Маршрут №5

Буденновский проспект Фото: Ааре Оландер Улица Станиславского Фото: неизвестно На первом фото 1996 год, оставалось 2 года до глобального разрушения трамвайной сети. Маршрут №5, Новое Поселение — Ж/Д Вокзал. Был также одним из единственных способов добраться из центра в Новое Поселение/Нахаловку. Помню годы сильных ливней в Нахаловке, когда трамвай словно плыл в потоках рек, которые неслись по Варфоломеева — именно там он поворачивал с Буденновского.
На втором фото тоже 1996 год, рядом с грузовым-служебным трамваем, за ним видно сколько людей в то время пользовалось трамваем.

Маршрут №6

Площадь Королёва Фото: Wolfgang Schreiner, Leipzig Площадь Гагарина Фото: Luc Koenot, Brüssel угол ул. Фурмановской и пер. Канонерского Фото: Ааре Оландер На первом фото 1980 год, маршрут №6, Ц. рынок — ул. Орбитальная, домов еще почти не построили, а трамвай уже пустили. Левенцовка сейчас о таком может только мечтать. Трамвай с Северного, как известно убрали, маршрут же сохранили до сегодняшнего времени, изменив его на Центральный рынок — Черепахина.
На втором фото уже 1992 год. Очень часто трамваи были двойные, таким образом удавалось перевозить большее количество пассажиров, а пассажиров было не мало. В среднем, время в пути до Северного было около 30 минут, плюс-минус.
На третьем фото 1996 год, трамвай едет на Северный, обратите внимание на камень-брусчатку между рельсами, так было много где в городе. А когда трамвай ехал на Чкаловский, возле рощи рядом со стадионом СКА, было ощущение, что едешь в лесу.

Маршрут №8

Улица Белорусская Фото: Ааре Оландер Ворошиловский проспект Фото: Евгений Шапилов Первое фото 1992 года, маршрут №8, ул. Белорусская — ул. Орбитальная, на фото конечная остановка «ул. Белорусская». Представить сейчас, что еще недавно там ходил трамвай — невозможно, а саму остановку даже не сфоткал гугл, сейчас там бурьян и автостоянка, хотя куски рельс все еще можно найти под грязью.
На втором фото, 1966 год, на заднем плане кинотеатр «Буревестник» (которого тоже уже нет, где многие ходили смотреть арт-хаусные фильмы), такой маршрут помнят только мамонты старожилы, трамвай когда-то ходил по Ворошиловскому и маршрут был Ц. рынок — Рабочий городок.

Маршрут №9

Фурмановская улица Фото: Ааре Оландер Фото 1996 года, маршрут №9, Мясокомбинат — ул. Белорусская, тот самый трамвай из Дрездена. Эти трамваи отличались офигенным техническим состоянием, а также были все в рекламе из Германии. Было таких трамваев куплено 6 штук, куда они делись потом — до сих пор загадка.

Маршрут №11

Проспект Космонавтов Фото: Falco Ritter, Dresden угол ул. Фурмановской и пер. Канонерского Фото: Ааре Оландер Марксистский переулок Фото: Hans Oerlemans, Rotterdam На первом фото 1992 года, маршрут №11, Мясокомбинат — ул. Орбитальная, трамвай едет с Северного в центр. К концу 90-х, городские власти решают ликвидировать трамвайные маршруты, мотивируя тем, что трамваи при движении создают много шума, поднимают пыль и тем самым ухудшают городскую экологию, а автобусы таких недостатков мол лишены.
На втором и третьем фото 1996 год, крупная трамвайная развязка в районе улицы Фурмановская, там сходилось-расходилось 3-4 трамвайных маршрута.

Маршрут №12 и маршрут №17

угол ул. Фурмановской и пер. Канонерского Фото: Ааре Оландер угол ул. Фурмановской и пер. Канонерского Фото: Falco Ritter На первом фото 1996 года, маршрут №12, ул. Нариманова — ул. Орбитальная, пиковый маршрут, также как и маршрут №17. Вторая фото 1992 год. Многие трамваи в то время ходили без фар. Во-первых, времена тяжелые :-) А во-вторых, вечерами они все равно не ездили.

Маршрут №13

Проспект Михаила Нагибина Фото: Ааре Оландер На фото 1992 года, маршрут №13, Ж/Д Вокзал — ул. Белорусская, едет напротив торгового центра Горизонт. Сейчас снова ходят планы вернуть трамвай на Нагибина, однако есть большая вероятность, что сбыться этим планам не суждено.

Маршрут №14

Темерницкий путепровод Фото: Hans Oerlemans, Rotterdam Площадь Тружеников Фото: Hans Oerlemans, Rotterdam Фотографии 1987 года, маршрут №14, Ц. рынок — ул. Чукотская. Трамвай когда-то ходил по Стачки. В дополнение к номеру 14 был и 15 маршрут, его добавляли в пиковые часы, был он скоростным (как в свое время автобусы-экспрессы), но при этом укороченный (ходил до площади Мичурина). Ездили эти маршруты аж до 2002 года, сейчас в это (лично мне) трудно поверить.

Маршрут №16

угол ул. Фурмановской и пер. Канонерского Фото: Ааре Оландер Проспект Михаила Нагибина Фото: Ааре Оландер На первом фото 1996 года, маршрут №16, Ц. рынок — ул. Белорусская. Один из самых популярных в то время и снова трамвай из Дрездена.
На втором фото 1996 года вагон движется в направлении пл. Нариманова, виден еще стадион Авангард.
Был еще также маршруты №4, который раздваивались на «левый» и «правый» и ездили они на Мясокомбинат (нынче там собираются построить очередной микрорайон и гипермаркет «Окей»), сейчас этот маршрут существует и ходит до ул. Черепахина.
Если я где ошибся, поправьте или дополните меня.
Еще несколько клевых фоток трамвая, здесь только с ТрансФото:


даешь трамвай в крымнаш!

Не нравится
Нравится
источник: http://rostov-don.livejournal.com/3779098.html     рейтинг: 0  

Городской Блог